Екатеринбург |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А60-14190/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Городская эксплуатационная служба" (далее - общество УК "ГЭС") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2021 по делу N А60-14190/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество УК "ГЭС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) от 10.03.2021 N 29-05-32-23 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "ГЭС" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку обществом УК "ГЭС" принимались все необходимые меры для заключения договора с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО) - публичным акционерным обществом "Т Плюс", неправомерно уклоняющейся от заключения договора на поставку коммунального ресурса. При этом общество УК "ГЭС" ссылается на то, что оно как управляющая компания в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функции исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязанности, в частности, по заключению договоров с РСО, а также по оплате РСО поставленных ими энергоресурсов.
Общество УК "ГЭС" отмечает, что РСО ежемесячно принимает от общества УК "ГЭС" показания общедомовых приборов учета, в которых указан адрес многоквартирного дома (далее - МКД), а также принимает оплату за поставленные МКД коммунальные услуги.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 09.02.2021 в Департамент поступило обращение собственника помещения МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 57/2, в котором указано, что общество УК "ГЭС" осуществляет предоставление коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение", начисляет плату за указанные услуги в платежных документах (квитанциях) за январь 2021 г. при отсутствии договора на приобретение коммунального ресурса, заключенного с РСО.
Департаментом 04.03.2021 в отношении общества УК "ГЭС" составлен протокол N 29-09-30-6 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 10.03.2021 вынесено постановление N 29-05-32-23 о привлечении общества УК "ГЭС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество УК "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, соблюдение требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, является лицензионным требованием.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг, помимо прочих, могут быть, как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.
На основании пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из положений пункта подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил N 354, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, указанных в пункте 14 Правил N 354.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество УК "ГЭС" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД на территории Свердловской области от 29.06.2020 N 1023. Многоквартирный дом N 57/2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге с 01.01.2021 включен в перечень управляемых обществом УК "ГЭС" МКД реестра лицензий Свердловской области.
При этом обществом УК "ГЭС" потребителям в МКД производилось начисление платы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение" в платежных документах за январь 2021 г. при отсутствии договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного с РСО, что подтверждается сведениями из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, где публикуются договоры ресурсоснабжения.
В связи с этим судами верно указано, что у общества УК "ГЭС" отсутствовали основания для начисления платы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение" в силу пункта 14 Правил N 354.
Названное обстоятельство правомерно расценено судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества УК "ГЭС", события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом УК "ГЭС" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества УК "ГЭС" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Возможность применения положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами проверена.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом УК "ГЭС" требований.
Следует отметить, что доводы общества УК "ГЭС", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2021 по делу N А60-14190/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Городская эксплуатационная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество УК "ГЭС" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД на территории Свердловской области от 29.06.2020 N 1023. Многоквартирный дом N 57/2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге с 01.01.2021 включен в перечень управляемых обществом УК "ГЭС" МКД реестра лицензий Свердловской области.
При этом обществом УК "ГЭС" потребителям в МКД производилось начисление платы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение" в платежных документах за январь 2021 г. при отсутствии договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного с РСО, что подтверждается сведениями из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, где публикуются договоры ресурсоснабжения.
В связи с этим судами верно указано, что у общества УК "ГЭС" отсутствовали основания для начисления платы за коммунальные услуги "отопление", "горячее водоснабжение" в силу пункта 14 Правил N 354.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом УК "ГЭС" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
...
Привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Возможность применения положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами проверена.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф09-8358/21 по делу N А60-14190/2021