Екатеринбург |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А34-4429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Универмаг" на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.04.2021 по делу N А34-4429/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Универмаг" к Администрации города Шадринска, Комитету по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска о признании недействительным предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном онлайн заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Универмаг" (далее - заявитель, ЗАО "Универмаг") - Грязнов А.Н. (доверенность от 26.11.2021).
ЗАО "Универмаг" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Администрации города Шадринска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о неправомерности проводимых строительно-монтажных работ от 23.01.2020 N 4-33, а также возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица также привлечен Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска (далее - Комитет).
Определением суда от 08.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 13.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность выводов судов так как Управление не имеет полномочий по согласованию ремонтных работ на зданиях, не являющихся объектами культурного наследия. Считает, что незаконность предупреждения заключается в том, что не доказана необходимость наличия проекта ремонтных работ, поскольку отсутствует прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, заинтересованное лицо неправомерно руководствовалось Правилами землепользования и застройки г. Шадринска от 19.02.2019 N 406, предупреждение неисполнимо, так как никаких согласований ремонта с указанными в нем органами не требуется. Выводы судов противоречат Федеральному закону N 73-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 12.09.2015 N 972.
Администрация и Комитет в представленных отзывах просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, принадлежащее ЗАО "Универмаг" на праве собственности двухэтажное здание общей площадью 1 580 кв. м, 1963 года постройки, расположено по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Комсомольская, 15, на земельном участке с кадастровым номером 45:26:070617:5, который граничит с земельным участком с кадастровым номером 45:26:070617:10, на котором находится объект культурного наследия регионального значения "Здание благородного собрания", 1880-е гг. (зарегистрированный приказом Министерства культуры России от 14.04.2015 N 820).
Директор ЗАО "Универмаг" 16.12.2019 обратился к главе г. Шадринска с заявлением о согласовании эскиза фасада здания с применением алюминиевой композиционной плитки, однако в таком согласовании было отказано.
После чего, в начале 2020 года ЗАО "Универмаг" приступил к отделке фасада объекта нетипичными материалами без соблюдения требований, установленных Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), утвержденными решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406, о недопущении ведения строительных работ, хозяйственной деятельности без разрешения органа охраны памятников; в нарушение пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ); в нарушение требований пункта 3 статьи 9 Правил благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - город Шадринск (далее - Правила благоустройства), утвержденных решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017 N 262 о необходимости согласования с Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска цветового решения окраски фасада, в том числе окраски фасада первых и вторых этажей жилых зданий, занимаемых магазинами и иными организациями; в нарушение пункта 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и как следствие пункта 5 статьи 9 Правил благоустройства.
Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска 22.01.2020 составлен акт осмотра здания N 15, расположенного по ул. Комсомольской, с целью фиксации факта начала строительно-монтажных работ (т. 1 л.д. 47).
Администрацией г. Шадринска 23.01.2020 вынесено предупреждение N 4-33 о неправомерности проводимых строительно-монтажных работ по ул. Комсомольская, 15.
Согласно данному предупреждению ЗАО "Универмаг" предложено немедленно остановить работы по отделке фасадов до получения согласования от соответствующих структур, а также разъяснено, что в соответствии с Правилами благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - город Шадринск, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017 N 262, согласно статье 9, пункту 3, цветовое решение окраски фасада, в том числе окраски фасада первых и вторых этажей жилых зданий, занимаемых магазинами и иными организациями, должно быть согласовано с Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска. Между тем Комитет в адрес ЗАО "Универмаг" такое согласие не выдавал.
Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия, именно, с Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области.
Не согласившись с указанным выше предупреждением, усматривая несоответствие содержащихся в нем требований нормам действующего законодательства, также нарушения своих экономических прав, ЗАО "Универмаг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности правовой позиции заинтересованных лиц; оспариваемое предупреждение Администрации города Шадринска от 23.01.2020 N 4-33 вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, соответственно требования ЗАО "Универмаг" удовлетворению не подлежат.
Выводы суда правомерно поддержаны апелляционной инстанцией в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Также, в силу статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения внутригородского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе, содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 9 Правил благоустройства организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории - МО г. Шадринск, утвержденного Решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017 N 262, установлены требования к внешнему виду и содержанию фасадов зданий, строений и сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Правил благоустройства цветовое решение окраски фасада, в том числе окраски фасада первых и вторых этажей жилых зданий, занимаемых магазинами и иными организациями, должно быть согласовано с Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска.
Как установлено судом, Администрацией г. Шадринска 23.01.2020 вынесено предупреждение N 4-33 о неправомерности проводимых строительно-монтажных работ по ул. Комсомольская, 15. Согласно данному предупреждению ЗАО "Универмаг" предложено немедленно остановить работы по отделке фасадов до получения согласования от соответствующих структур.
При этом, принадлежащее ЗАО "Универмаг" на праве собственности двухэтажное здание общей площадью 1 580 кв. м, 1963 года постройки, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Комсомольская, 15, на земельном участке с кадастровым номером 45:26:070617:5, граничит с земельным участком с кадастровым номером 45:26:070617:10, на котором находится объект культурного наследия регионального значения "Здание благородного собрания", 1880-е гг. (зарегистрированный приказом Министерства культуры России от 14.04.2015 N 820).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Шадринска, утвержденного Решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406, принадлежащее здание ЗАО "Универмаг" находится в зоне Центрального историко-культурного заповедного района, где определены градостроительные регламенты. При оформлении фасада здания необходимо использовать типичный строительный материал, оформлять фасад в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий.
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, в том числе: о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (статья 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемом случае в круг полномочий Администрации г. Шадринска входит вынесение оспариваемого предупреждения о приостановлении строительных работ на объекте, находящемся в Центральном историко-культурном заповедном районе города.
Довод заявителя о том, что здание ЗАО "Универмаг" объектом культурного наследия не является и требования согласования на него не распространяются, был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен так как здание ЗАО "Универмаг" относится, в том числе, к тем зданиям, которые определяют архитектурный облик городской застройки. При проведении работ по облицовке фасада здания "Универмаг" алюминиевыми композитными плитами меняется цветовое решение здания. Фасад здания "Универмаг" и блокированный к нему объект культурного наследия окрашены в единый розовый цвет. Используемые материалы по облицовке фасада предполагают колористику фасада в желтой и серой цветовой гамме. Проводимые заявителем работы не являются ремонтом существующего фасада, а проводятся работы по монтажу новой системы вентилируемого фасада.
Применение при проведении ремонта здания, составляющего ценную историко-архитектурную среду, подсистемы вентилируемого фасада из алюминиевых композитных плит (т.е. технологии и материала, не применявшегося ранее при возникновении объектов культурного наследия и окружающей их историко-архитектурной среды, включая оштукатуренное здание "Универмаг"), не может рассматриваться как восстановление историко-архитектурной среды, и противоречит градостроительным регламентам, действующим в границах центрального историко-культурного заповедного района.
Кроме того, поскольку ЗАО "Универмаг" осуществляются строительные (ремонтные) работы двухэтажного здания универмага, расположенного на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия "Здание благородного собрания", 1880-е гг., то Администрацией обоснованно указана ссылка на пункт 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ
Таким образом, у Администрации имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предупреждения.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.04.2021 по делу N А34-4429/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Универмаг"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (статья 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
...
Применение при проведении ремонта здания, составляющего ценную историко-архитектурную среду, подсистемы вентилируемого фасада из алюминиевых композитных плит (т.е. технологии и материала, не применявшегося ранее при возникновении объектов культурного наследия и окружающей их историко-архитектурной среды, включая оштукатуренное здание "Универмаг"), не может рассматриваться как восстановление историко-архитектурной среды, и противоречит градостроительным регламентам, действующим в границах центрального историко-культурного заповедного района.
Кроме того, поскольку ЗАО "Универмаг" осуществляются строительные (ремонтные) работы двухэтажного здания универмага, расположенного на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия "Здание благородного собрания", 1880-е гг., то Администрацией обоснованно указана ссылка на пункт 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф09-7715/21 по делу N А34-4429/2020