Екатеринбург |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А34-14408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Москалевым Н.К., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по г. Кургану) на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 по делу N А34-14408/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представители:
индивидуального предпринимателя Шорохова В.К. (далее - заявитель, ИП Шорохов В.К., предприниматель) - Медведев В.В. (доверенность от 10.11.2020);
ИФНС по г. Кургану - Дробышев Е.П. (доверенность от 29.12.2020);
Управления инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области - Титов И.А. (доверенность от 10.11.2020).
ИП Шорохов В.К. обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий ИФНС по г. Кургану, выразившихся в направлении сообщения от 10.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что судами неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ). Считает, что основной вид экономической деятельности, осуществляемой ИП Шороховым В.К. - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", код ОКВЭД 2 - 68.20 не включен в перечень отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции для оказания первоочередной адресной поддержки.
Ссылается на то, что налоговые органы не наделены полномочиями принятия решений о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением N 576, субъектам малого и среднего предпринимательства в случае наличия неактуальной информации об основном виде экономической деятельности.
Предприниматель в представленном отзыве просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
Управление в представленном отзыве просит принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 06.05.2020 в целях реализации права на получение субсидии индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (л.д. 23), по результатам рассмотрения которого Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в предоставлении мер поддержки предпринимателю отказано.
Согласно сообщению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 10.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (л.д. 8) право налогоплательщика на получение субсидии за май 2020 года не подтверждено в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В ответ на обращение предпринимателя, Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области письмом от 22.06.2020 (л.д. 9-11) указало, что поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 марта 2020 года, не отнесен к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, оснований для предоставления в 2020 году как субъекту малого предпринимательства субсидий из федерального бюджета, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, не имеется.
Полагая, что отказ налогового органа в предоставлении субсидии является незаконным, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок выплаты субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее также - Правила N 576).
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее также - Перечень).
В указанный Перечень включена деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта - код 49.3 в ОКВЭД.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович занимается деятельностью по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании выданной бессрочно лицензии N АСС-45-008685 от 18.05.2010 (л.д. 12).
Из свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 45 N 0000254, выданного Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана на период с 01.03.2020 по 28.02.2025 (л.д. 13) также следует, что индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении по маршруту N 36 ул. Фарафонова - Памятник танкистам.
Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается выписками по операциям на счете (специальном счете) за 2020 год; налоговыми декларациями; трудовыми договорами с сотрудниками; отчетностью о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с января 2020 года по апрель 2021 года, передаваемой страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из представленных трудовых договоров усматривается, что штат сотрудников предпринимателя состоит из работников, принятых на должности водителей автобусов на регулярные и городские пассажирские маршруты, кондукторов автобусов, контролеров технического состояния транспортного средства диспетчера, слесаря, экспедитора-водителя, инженера по безопасности дорожного движения автотранспортного мероприятия.
Доказательственное значение данных документов не опровергнуто налоговым органом, тогда как в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства позволяют прийти к выводу о том, что в действительности на дату, указанную в Правилах N 576 (01.03.2020), предприниматель осуществлял деятельность кода ОКВЭД 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, в связи с чем суды обоснованно исходили из того, что в действиях предпринимателя нет признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.
Кроме того, указанный вид экономической деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года был внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Шорохова Валерия Константиновича в качестве дополнительного.
При этом с 27.05.2020 на основании заявления предпринимателя (л.д. 70-71) налоговым органом внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об изменении кода основного вида деятельности с 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" на 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении".
Поскольку предоставление субсидий на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, предусмотрено, в том числе, для организаций, ведущих деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярных перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении (подкласс 49.3 ОКВЭД 2), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель имел право на получение субсидии.
По смыслу Правил N 576 для возникновения права на государственную поддержку подлежит установлению отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В пункте 5 Правил в обязанности налогового органа вменено осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, указанным в пункте 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии налоговым органом в оспариваемых решениях не указано.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 по делу N А34-14408/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 Правил в обязанности налогового органа вменено осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, указанным в пункте 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф09-8215/21 по делу N А34-14408/2020