г. Челябинск |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А34-14408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 по делу N А34-14408/2020.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуального предпринимателя Шорохова Валерия Константиновича - Медведев В.В. (паспорт, доверенность N 010 от 10.11.2020. диплом);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - Дробышева Е.П. (удостоверение, доверенность N 05-42/74347 от 29.12.2020, диплом);
Управления инспекции Федеральной налоговой службы по Курганской области - Дробышева Е.П. (удостоверение, доверенность N 04-21/14860 от 30.07.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович (далее - заявитель, ИП Шорохов В.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по г. Кургану) выразившихся в направлении сообщения от 10.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 25.05.2021) заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 10.06.2020 в предоставлении индивидуальному предпринимателю Шорохову Валерию Константиновичу субсидии за май 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
На Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кургану возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в пользу индивидуального предпринимателя Шорохова Валерия Константиновича взыскано 300 руб. в возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Индивидуальному предпринимателю Шорохову Валерию Константиновичу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 700 руб. (чек-ордер от 28.11.2020).
Не согласившись с вынесенным решением суда, ИФНС по г. Кургану обратилоаь в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении судебного акта по делу судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно, неприменение закона, подлежащего применению.
Указывает на то, что основной вид экономической деятельности, осуществляемой ИП Шороховым В.К. - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", код ОКВЭД 2 - 68.20 не включен в перечень отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции для оказания первоочередной адресной поддержки.
Ссылается на то, что налоговые органы не наделены полномочиями принятия решений о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением N 576, субъектам малого и среднего предпринимательства в случае наличия неактуальной информации об основном виде экономической деятельности.
До начала судебного заседания заявитель представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.05.2020 в целях реализации права на получение субсидии индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (л.д. 23), по результатам рассмотрения которого Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в предоставлении мер поддержки предпринимателю отказано.
Согласно сообщению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану от 10.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (л.д. 8) право налогоплательщика на получение субсидии за май 2020 года не подтверждено в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В ответ на обращение предпринимателя, Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области письмом от 22.06.2020 (л.д. 9-11) указало, что поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 марта 2020 года, не отнесен к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, оснований для предоставления в 2020 году как субъекту малого предпринимательства субсидий из федерального бюджета, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, не имеется.
Полагая, что отказ налогового органа в предоставлении субсидии является незаконным, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок выплаты субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее также - Правила N 576).
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее также - Перечень).
В указанный Перечень включена деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта - код 49.3 в ОКВЭД.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович занимается деятельностью по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании выданной бессрочно лицензии N АСС-45-008685 от 18.05.2010 (л.д. 12).
Из свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 45 N 0000254, выданного Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана на период с 01.03.2020 по 28.02.2025 (л.д. 13) также следует, что индивидуальный предприниматель Шорохов Валерий Константинович осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении по маршруту N 36 ул. Фарафонова - Памятник танкистам.
Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается выписками по операциям на счете (специальном счете) за 2020 год; налоговыми декларациями; трудовыми договорами с сотрудниками; отчетностью о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с января 2020 года по апрель 2021 года, передаваемой страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из представленных трудовых договоров усматривается, что штат сотрудников предпринимателя состоит из работников, принятых на должности водителей автобусов на регулярные и городские пассажирские маршруты, кондукторов автобусов, контролеров технического состояния транспортного средства диспетчера, слесаря, экспедитора-водителя, инженера по безопасности дорожного движения автотранспортного мероприятия.
Доказательственное значение данных документов не опровергнуто налоговым органом, тогда как в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства позволяют прийти к выводу о том, что в действительности на дату, указанную в Правилах N 576 (01.03.2020), общество осуществляло деятельность кода ОКВЭД 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает в действиях общества признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.
Кроме того, указанный вид экономической деятельности по состоянию на 1 марта 2020 года был внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Шорохова Валерия Константиновича в качестве дополнительного.
При этом с 27.05.2020 на основании заявления предпринимателя (л.д. 70-71) налоговым органом внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об изменении кода основного вида деятельности с 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" на 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении".
Поскольку предоставление субсидий на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, предусмотрено, в том числе, для организаций, ведущих деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярных перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении (подкласс 49.3 ОКВЭД 2), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель имел право на получение субсидии.
Довод апеллянта о том, что основной вид экономической деятельности, осуществляемой ИП Шороховым В.К. - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" не включен в перечень отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции для оказания первоочередной адресной поддержки, судебной коллегией отклоняется, поскольку не опровергает факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров.
По смыслу Правил N 576 для возникновения права на государственную поддержку подлежит установлению отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В пункте 5 Правил в обязанности налогового органа вменено осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, указанным в пункте 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
Оценив представленные в дело доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные по делу, суд апелляционной инстанции заключает, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне.
Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанности налогового органа проверить заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил, и установить фактические основания государственной поддержки.
С учетом изложенного соответствующее основание отказов налогового органа, оспариваемого предпринимателем, следует признать не соответствующими с фактическими обстоятельствами и содержанием правового регулирования.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии налоговым органом в оспариваемых решениях не указано.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы налогового органа, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 по делу N А34-14408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-14408/2020
Истец: Шорохов Валерий Константинович
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой службы по городу Кургану
Третье лицо: УФНС России по Курганской области, Восемнадцатый Арбитражный апеляционный суд