Екатеринбург |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А07-22222/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Сулейменовой Т. В., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "Башкирские распределительные тепловые сети", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу N А07-22222/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по тому же делу.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство общества "Башкирские распределительные тепловые сети" об участии в судебном заседании 08.12.2021 по рассмотрению кассационной жалобы посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание). Вместе с тем к участию в судебном заседании посредством онлайн-заседания представитель общества "Башкирские распределительные тепловые сети" в назначенное время не подключился.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 08.12.2021 объявлен перерыв до 14.12.2021. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство общества "Башкирские распределительные тепловые сети" об участии в судебном заседании 14.12.2021 посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание). Между тем техническую возможность участия в судебном заседании посредством онлайн-заседания представитель общества "Башкирские распределительные тепловые сети" в назначенное время не обеспечил.
Иные представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Башкирские распределительные тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) и Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ) о признания бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу письма общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии, незаконным, о возложении на Администрацию, Главархитектуру Администрации ГО г. Уфа РБ обязанности рассмотреть по существу письмо общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 об отмене красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:0303015:7 по ул. Новочеркасской (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Башкирские распределительные тепловые сети", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций заявление общества "Башкирские распределительные тепловые сети", направленное в адрес заинтересованных лиц, являлось не заявлением о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории, а требованием об отмене (переносе) красной линии, которая установлена без учета сложившейся (существующей) застройки территории на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7. При этом общество "Башкирские распределительные тепловые сети" отмечает, что в силу норм действующего градостроительного законодательства решение о корректировке, изменении красных линий принимается именно органами местного самоуправления, в то время как заявитель не может самостоятельно разработать проекты внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения существующих красных линий. Заявитель кассационной жалобы также настаивает на том, что правовой акт, на основании которого установлены красные линии по улице Новочеркасской, в архиве Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа отсутствует, в связи с чем у общества "Башкирские распределительные тепловые сети" отсутствует возможность его обжалования. По мнению общества "Башкирские распределительные тепловые сети", материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о рассмотрении заинтересованными лицами его заявления по существу.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 "О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.01.2013 N 6 "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан" издало Приказ от 30.10.2018 N 04/06-385 об утверждении инвестиционной программы общества "Башкирские распределительные тепловые сети".
В соответствии с данной инвестиционной программой на 2019 - 2023 годы, обществом "Башкирские распределительные тепловые сети" предусмотрено выполнение работ по объекту "Реконструкция насосной станции N 2" со строительством нового здания на месте существующего и заменой морально устаревшего оборудования (ТУ на расширение и увеличение мощности не требуется).
Здание насосной станции N 2 расположено по адресу: ул. Л. Толстого, 28 в г. Уфа.
Земельный участок, отведенный под данное здание, используется обществом "Башкирские распределительные тепловые сети" на основании договора аренды от 26.02.2019 N 231-19, срок действия которого определен до 2067 года.
Насосная станция N 2, расположенная по адресу: ул. Л. Толстого, 28, введена в эксплуатацию в 1959 году, что подтверждается паспортом на производственное здание. Заявитель добросовестно, открыто и непрерывно пользуется земельным участком, на котором расположена насосная станция, более 61 года.
В связи с тем, что для выполнения работ по реконструкции насосной станции N 2 необходимо использовать дополнительные земельные площади по периметру здания, 23.03.2020 общество "Башкирские распределительные тепловые сети" обратилось к главе Администрации городского округа город Уфа с просьбой выдать градостроительный план земельного участка для проектирования и строительства нового здания насосной станции N 2.
В ответ на данное обращение Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа РБ был представлен градостроительный план земельного участка N RU3308000-20-224, согласно которому по земельному участку с кадастровым номером 02:55:030315:7, на котором расположено здание насосной станции N 2, проходит красная линия.
26.05.2020 общество "Башкирские распределительные тепловые сети" направило в Главархитектуру Администрации ГО г. Уфа РБ письмо N БашРТС/149/58 о предоставлении информации о документах, на основании которых были установлены красные линии по вышеуказанному земельному участку.
Письмом от 02.06.2020 N 7-5473/ПР Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ указала, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030315:7 частично (площадью 255 кв.м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Новочеркасской и красные линии на данную территорию установлены в составе проекта "Северный промрайон г. Уфы, Схеме упорядочения застройки Северного промрайона" в 1972 году до вступления в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
26.06.2020 общество "Башкирские распределительные тепловые сети" направило письмо N БРТС-У/001/1058 на имя начальника Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ с просьбой представить документ, на основании которого утверждена красная линия на вышеуказанном земельной участке с целью его обжалования.
В адрес главы Администрации заявителем также было направлено письмо от 26.06.2020 N БРТСЧ-У/001/1061 с просьбой отменить красную линию на ул. Новочеркасской в связи с тем, что красная линия является неактуальной, не соответствует фактически сложившемуся пользованию (установлена без учета существующей застройки и землепользования и сложившейся планировке территории).
08.07.2020 Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ в письме N 7-7021/ПР указала, что продолжение улицы Новочеркасской предусмотрено генеральным планом городского округа - проект "Уфа. Корректировка генерального плана", утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 04.08.2006 г. N 14/4 (в редакции решения от 25.03.2020 N 54/8). Порядок утверждения документации по планировке территории, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в застройки Северного промрайона (1972 год) не применялся, правовой акт, утверждающий данный проект и красные линии в его составе, в архиве Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа отсутствует.
Полагая, что обращение об отмене красной линии Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа по существу не рассмотрено, указанное бездействие нарушает его права и законные интересы, общество "Башкирские распределительные тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае бездействия как Администрации, так и Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ, нарушающего права и законные интересы заявителя по рассмотрению его обращений, не имеется.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
При этом суды, руководствуясь статьями 1, 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Указывая на то, что предметом обращения общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/С01/1058 в адрес Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ является требование о предоставлении ненормативного правового акта, на основании которого установлены красные линии на улице Новочеркасская, суды пришли к выводу о том, что данное обращение не является заявлением о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории.
В свою очередь, установив, что предметом обращения общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 в адрес Администрации является требование об отмене красных линий на ул. Новочеркасской, в связи с чем данное обращение по своему содержанию также не может быть расценено, как заявление о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", сделали вывод о том, что указанные выше обращения заявителя были рассмотрены в установленном законом порядке и на них дан ответ Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа РБ от 08.07.2020 исх. N 7-7020/ПР, в котором, со ссылкой на обращение о об отмене красных линий, разъяснен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения или отмены красных линий и предоставлена вся необходимая информация по ненормативному документу по утверждению красной линии по ул. Новочеркасской.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены на основании следующего.
На основании части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которым руководствовался суд при принятии решения (пункты 2, 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 N 242-О указал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территорий общего пользования и красных линий призвано обеспечить учет публичных интересов в градостроительных и земельных отношениях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О, от 29.09.2016 N 1966-О).
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Основанием для установления планируемых красных линий в силу пункта "б" части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
В пункте 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция) установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
В силу пункта 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Из материалов дела усматривается, что обществом "Башкирские распределительные тепловые сети" на имя начальника Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ направлено письмо от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1058 с просьбой представить документ, на основании которого утверждена красная линия на вышеуказанном земельной участке с целью его обжалования.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что данное обращение не является заявлением о разрешении разработать проект внесения изменений в документацию по планировке территории.
При этом материалами дела подтверждено, что данное письмо рассмотрено по существу, поскольку в письме от 08.07.2020 N 7-7020/ПР Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ указала, что порядок утверждения документации по планировке территории, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в период разработки проекта "Северный промрайон г. Уфы. Схема упорядочения застройки Северного промрайона" (1972 год) не применялся, правовой акт, утверждающий данный проект и красные линии в его составе, в архиве Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа отсутствует.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что обращение заявителя о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан, оформленное письмом от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061, было рассмотрено Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа РБ в установленном законом порядке, о чем также дан ответ в письме от 08.07.2020 исх. N 7-7020/ПР.
Так, из содержания письма от 08.07.2020 исх. N 7-7020/ПР усматривается, что в ответ на обращение заявителя от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 Главархитектурой Администрации ГО г. Уфа РБ разъяснен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения или отмены красных линий, при этом со ссылкой на положения части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что документом территориального планирования ГО г. Уфа РБ - генеральным планом городского округа - проект "Уфа. Корректировка генерального плана", утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 04.08.2006 N 14/2 (в редакции решения от 25.03.2020 N 54/8), предусмотрено продолжение улицы Новочеркасской.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что само по себе указание Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ на порядок внесения изменений в документацию по планировке территории с целью изменения или отмены красных линий, в отсутствие надлежащим образом оформленного решения уполномоченного органа об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требования заявителя, не позволяет прийти к выводу о рассмотрении заявления общества "Башкирские распределительные тепловые сети", изложенного в письме от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061, по существу.
Суд кассационной инстанции также полагает необходимым отметить, что при наличии необходимости приведения заявления общества "Башкирские распределительные тепловые сети" в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также необходимости предоставления заявителем дополнительных документов с целью рассмотрения его обращения по существу, уполномоченный орган должен был указать о наличии соответствующих обстоятельств, препятствующих рассмотрению заявления, с предоставлением заявителю разумного срока для их устранения.
Таким образом, с учетом содержания письма от 08.07.2020 исх. N 7-7020/ПР, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявления общества "Башкирские распределительные тепловые сети" о признания бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу письма общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии, незаконным, о возложении на Администрацию, Главархитектуру Администрации ГО г. Уфа РБ обязанности рассмотреть по существу письмо общества "Башкирские распределительные тепловые сети" от 26.06.2020 N БРТС-У/001/1061 об отмене красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:0303015:7 по ул. Новочеркасской (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), признаются судом кассационной инстанции неправомерными, сделанными с нарушением норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к принятию неправильных судебных актов.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу подлежат отмене (части 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 1.1 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/22 "Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ является отраслевым (функциональным) органом Администрации, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В силу абзаца 2 пункта 1.2 указанного Положения Главархитектура Администрации ГО г. Уфа РБ является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности в области архитектуры и градостроительства, благоустройства, внешнего оформления города (за исключением вопросов по содержанию объектов благоустройства, внешнего оформления города), а также земельных отношений в пределах своей компетенции.
При установленных фактических обстоятельствах настоящего спора суд округа приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ, выразившегося в нерассмотрении по существу письма общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" N БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что письмо общества "Башкирские распределительные тепловые сети" N БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан Администрацией в лице Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ по существу не рассмотрено, суд кассационной инстанции считает, что в данном случае надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества "Башкирские распределительные тепловые сети" будет возложение на Администрацию в лице Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ обязанности рассмотреть по существу письмо общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" N БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3000 руб.
Соответственно, государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 руб.
Поскольку обществом "Башкирские распределительные тепловые сети" при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 23666 от 22.09.2021 уплачено 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю.
На основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменены, требования общества "Башкирские распределительные тепловые сети" удовлетворены, с Администрации подлежат взысканию денежные средства в возмещение понесенных обществом судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в размере 1 500 руб., апелляционной жалобы в размере 1 500 руб., по заявлению в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу N А07-22222/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Главного управления архитектуры и градостроительства, выразившееся в нерассмотрении по существу письма общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" N БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Главного управления архитектуры и градостроительства рассмотреть по существу письмо общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" N БРТС-У/001/1061 от 26.06.2020 о внесении изменений в проект планировки территории путем отмены красной линии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030315:7 по улице Новочеркасской города Уфы Республики Башкортостан.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" судебные расходы по кассационной жалобе 1500 руб., по апелляционной жалобе 1500 руб., по заявлению 3000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 23666 от 22.09.2021.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.