Екатеринбург |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А07-24263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С. В., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 по делу N А07-24263/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении от 23.09.2020 N 74/001/495/2020-3560/1, об обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" к обществу и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 кв. м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Элеваторная, д. 51, этажность - 2, год завершения строительства - 1971, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:56:040302:74.
Решением суда от 25.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель, описывая обстоятельства дела и, ссылаясь на представленные им в материалы дела доказательства, полагает доказанным факт того, что правопредшественник общества - АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" являлся собственником спорного объекта недвижимости, право на которое возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и на основании документов о приватизации предприятия с 1993 года. Общество отмечает, что акт от 30.04.2001 является документом, содержащим направленное на переход права собственности волеизъявление как передающей стороны - АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (отчуждателя), так и приобретателя - ОАО "ЧМНУ "СЭММ" соответствующего недвижимого имущества, в том числе и объекта с инв. N 47 - здания конторы управления, а право собственности АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на нежилое здание является ранее возникшим и действительно в отсутствие государственной регистрации. По мнению заявителя, поскольку передача имущества от АООТ "Спецэлеватормельмонтаж", учредителя ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" (с долей участия на момент передачи - более 50%) к дочернему обществу, является сделкой по отчуждению имущества, наряду с иной сделкой - договором купли-продажи, то в данном случае разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применимы к спорным правоотношениям. Общество полагает, что судами не учтено, что спорное здание было введено в эксплуатацию передающей стороной (ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" в 1971 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят в 2004 году Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ, ввиду чего перечисленные в статьях 51-55 ГрК РФ требования к создаваемым после указанной даты объектам недвижимости как то, строительство на основании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод не могут предъявляться к спорному нежилому зданию. Общество отмечает также, что материально - правовой интерес направлен на государственную регистрацию перехода права собственности на приобретенное по акту от 30.04.2001 спорное здание.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является правопреемником открытого акционерного общества "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж", созданным путем реорганизации в форме преобразования.
Общество учреждено решением двух учредителей: АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" ИНН 7702059054 (99% уставного капитала) и физического лица Кравченко Николая Дмитриевича (1% уставного капитала), что подтверждается протоколом N 1 учредительного собрания ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 08.09. N 1562-р арендное предприятие "Трест "Спецэлеватормельмонтаж" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Спецэлеватормельмонтаж" (АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" - свидетельство о государственной регистрации предприятия N 284.4334 от 10.03.1993, зарегистрированного Московской регистрационной палатой).
В соответствии со статьей 5 Устава АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (утв. Собранием учредителей от 22.01.1993, зарегистрирован 10.03.1993 Московской регистрационной палатой) вкладом Госкомимущества в уставной капитал являлось государственное имущество, находящееся на аренде у трудового коллектива Арендного предприятия "Трест "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 01.01.1989.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по стоянию на 01.01.1989 арендного предприятия "Трест "Спецэлеватормельмонтаж", государственное имущество - объект "Здание конторы г. Стерлитамак, Башк. АССР, ул. Элеваторная, 92", год ввода в эксплуатацию - 1971, первоначальной балансовой стоимостью - 25,800 тыс. руб., учтен в составе арендованного государственного имущества за Челябинским МНУ.
В соответствии с "Планом приватизации вклада государства в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Спецэлеватормельмонтаж" (согласован собранием учредителей от 20.01.1993 и утв. Зам. Председателя Госкомимущества РФ) Челябинское МНУ учтено как структурное подразделение АООТ без права юридического лица (стр. 2 Плана приватизации АООТ).
Обществом "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс дочернего общества - ОАО "ЧМНУ "СЭММ" в целях обеспечения уставной деятельности передано имущество, составляющее основные фонды, в соответствии с протоколом заседания Совета директоров АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; протоколом N 1 учредительного собрания ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; дополнением от 09.02.2001 года к протоколу N 1 учредительного собрания ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; актом приема-передачи имущества в
уставный капитал ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; дополнением от 09.02.2001 к акту приема-передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; приказом N 13 от 30.04.2001 Генерального директора АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" "о передаче имущества, принадлежащего Челябинскому монтажно-наладочному управлению АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс дочернего ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"; актом от 30.04.2001 "передачи имущества на баланс ОАО Челябинского ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж"; разделительным бухгалтерским балансом на 01.05.2001 ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (филиал АООТ); перечнем основных фондов к разделительному балансу ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 01.05.2001.
В составе имущества переданного учредителем - АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс созданного ОАО "ЧМНУ "СЭММ" по акту передачи имущества от 30.04.2001 и "перечню основных средств к разделительному балансу" передано "Здание конторы управления инв. N 47, дата 1971 г".
Акт передачи имущества от 30.04.2001 составлен передающей и принимающей сторонами в отношении имущества передаваемого "для обеспечения уставной деятельности созданного дочернего общества ОАО ЧМНУ "СЭММ" и подписан уполномоченными представителями сторон.
Согласно инвентарной карточке N 21, объект инв. N 47 - "здание конторы г. Стерлитамак кирпичное", дата ввода в эксплуатацию - 1971 год, первоначальной стоимостью 25 800 руб., был учтен на балансе "МНУ СЭММ" в качестве основного средства.
Согласно перечню "основные фонды Челябинского МНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 1 января 1997 г", объект АБК инв. N 47, дата ввода 1971 был учтен в составе ОС "Здания" ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж".
Расшифровкой основных средств ОАО "ЧМНУ "СЭММ" на 01.09.2011 года подтверждается нахождение "Здание конторы г. Стерлитамак по ул. Элеваторная, 9, инв. N 47" на балансе реорганизуемого акционерного общества.
Общество "ЧМНУ "СЭММ" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Элеваторная, д. 51, этажность - 2, год завершения строительства - 1971, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:56:040302:74.
Регистрирующий орган уведомил общество о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, в связи с непредставлением технического плана подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Общество 28.07.2020 представило в регистрирующий орган заявление и документы (в том числе, повторно - технический план на нежилое здание) для устранения причин приостановления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Управление Россрестра уведомлением от 31.07.2020 N 74-0-1 -275/3136/2020-958/2 сообщило заявителю о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении нежилого здания, с указанием на несоответствие представленного технического плана п. 20 Требований 953 Приказа и рекомендацией внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимого имущества в соответствии со ст. 69 Закона.
Общество 22.08.2020 обратилось с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Уведомлением от 02.09.2020 N КУВД-001/2020-12432424/1 обществу отказано в осуществлении кадастрового учета на основании отсутствия в представленных или поступивших документах сведений, позволяющих считать такой объект недвижимости ранее учтенным.
Уведомлением от 23.09.2020 N 74/001/495/2020-3560/1 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) N 02-02/117- 74/001/495/2020-3560 (документы на который (которые) были предоставлены вместе с заявлением от 17.06.2020), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Представленный технический план не
соответствует п. 20 Требований 953 Приказа.
Полагая отказ Управления Росреестра в совершение регистрационных действий незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно 2 условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 218-ФЗ.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч. 4 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрена возможность обжалования отказа в государственной регистрации прав заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со статьей 209, частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса
Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам- правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после завершения реорганизации.
Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что при обращении общества в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 кв. м., расположенное по вышеуказанному адресу, заявитель в качестве правоустанавливающих документов представил технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 17.06.2020, письмо от 24.03.2020, расшифровка основных средств от 01.09.2011, основные фонды Челябинского МНУ АООТ от 01.01.1997, протокол заседания от 09.02.2001, протокол от 09.02.2001 N 1, дополнение к протоколу от 09.02.2001, акт передачи имущества от 30.04.2001, бухгалтерский баланс от 01.05.2001, перечень основных средств от 01.05.2001, письмо от 11.02.2020, документы по приватизации предприятия от 29.12.1993, акт оценки от 17.06.2020, инвентарная карточка от 17.06.2020, дополнение к Акту передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажноналадочное управление Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001 N б/н, акт передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажноналадочное управление Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001 N б/н, приказ от 30.04.2001 N 13, заключение от 18.06.2020.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП (пункт 12 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, возникновение права собственности на недвижимое имущество закон связывает с моментом его государственной регистрации.
Исходя из разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в пункте 59 постановления N 10/22 от 29.04.2010, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе: протокол N 1 учредительного собрания ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001, согласно которому общество является правопреемником открытого акционерного общества "Челябинское монтажно- наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"; сведения ЕГРЮЛ о том, что ОАО "ЧМНУ "СЭММ" создано 16.07.2002 и прекращено путем реорганизации в форме преобразования 30.09.2011, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды установили, что право собственности на спорное имущество у ОАО "ЧМНУ "СЭММ", а затем и у общества могло возникнуть только с момента его регистрации.
Однако за указанными юридическими лицами спорный объект недвижимости зарегистрирован не был.
Судами учтено, что АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" не являлось собственником спорного объекта недвижимости.
Представленная обществом инвентарная карточка учета основных средств N 21, в отрыве от установленных законом правовых оснований возникновения права собственности, не подтверждает наличие такого права, и не носит правообразующего характера.
Таким образом, доказательства возникновения по основаниям, установленным законом, права собственности АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" и ОАО "ЧМНУ "СЭММ" на заявленное к регистрации имущество, не представлены.
Поскольку оспариваемый отказ управления Росреестра является законным и обоснованным, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Судами обоснованно отклонен довод заявителя о том, что спорное здание введено в эксплуатацию передающей стороной (ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" в 1971 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят в 2004 году, ввиду чего перечисленные в статьях 51-55 ГрК РФ требования к создаваемым после указанной даты объектам недвижимости как то, строительство на основании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод не могут предъявляться к нежилому зданию заявителя.
В качестве правоустанавливающего документа в целях осуществления государственного кадастрового учета здания заявителем представлен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 17.06.2020.
Руководствуясь пунктом 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пунктом 20 приложения N 2 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953; оценив представленные в материалы дела приложение N 1 к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1989 с указанием площади объекта 162 кв. м, акт передачи имущества на баланс ОАО Челябинского ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 30.04.2001 без указания площади и адреса объекта недвижимости, а также указанную в заявлении о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости нежилое здание конторы управления, площадь 384,4 кв. м, суды пришли к выводу о том, что представленный регистрирующему органу технический план здания по содержанию не соответствует требованиям пункта 2 "Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений" к Приказу N 953.
Довод общества о том, что обращение за судебной защитой, по сути и по существу направлено на государственную регистрацию права собственности на приобретенное спорное здание, что свидетельствует об очевидности преследуемого заявителем материально- правового интереса, отклоняется ввиду отсутствия доказательств принятия обществом мер по государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание.
Доводы заявителя отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов о недоказанности правовых оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 по делу N А07-24263/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе: протокол N 1 учредительного собрания ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001, согласно которому общество является правопреемником открытого акционерного общества "Челябинское монтажно- наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"; сведения ЕГРЮЛ о том, что ОАО "ЧМНУ "СЭММ" создано 16.07.2002 и прекращено путем реорганизации в форме преобразования 30.09.2011, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды установили, что право собственности на спорное имущество у ОАО "ЧМНУ "СЭММ", а затем и у общества могло возникнуть только с момента его регистрации.
...
Судами обоснованно отклонен довод заявителя о том, что спорное здание введено в эксплуатацию передающей стороной (ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" в 1971 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят в 2004 году, ввиду чего перечисленные в статьях 51-55 ГрК РФ требования к создаваемым после указанной даты объектам недвижимости как то, строительство на основании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод не могут предъявляться к нежилому зданию заявителя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2021 г. N Ф09-9004/21 по делу N А07-24263/2020