Екатеринбург |
|
12 января 2022 г. |
Дело N А50-8540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Ященок Т. П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пермского края рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2021 по делу N А50-8540/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель фонда - Деменева Е.П. (доверенность от 12.10.2021).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" (далее - учреждение, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к фонду о признании недействительными решения от 10.02.2021 N 590020201551003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в выделении средств в размере 87 007 руб. 95 коп., решения N 590020201551004 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части непринятия к зачету расходов в размере 87 007 руб. 95 коп.
Решением арбитражного суда от 24.06.2021 (судья Шаламова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены, решения фонда в обжалуемой учреждением части признаны недействительными.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 (судьи Риб Л.Х., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению заинтересованного лица, в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 06 мая по 08 мая 2020 года, признанным Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 нерабочим с сохранением заработной платы, основания для компенсации заработка путем выплаты пособия по временной нетрудоспособности отсутствуют.
В обоснование доводов фонд ссылается на Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), которым установлено, что целью выплаты пособия по временной нетрудоспособности является компенсация утраченного работником заработка, в условиях, при которых соответствующим приказом учреждения на основании вышеуказанных актов Президента РФ работникам сохранена заработная плата, фонд не обязан принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, фондом в отношении учреждения проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 13.01.2021 N 590020201551001, вынесены решения от 10.02.2021 N 590020201551003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 105 169 руб. 50 коп. и N 590020201551004 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, которым выделены денежные средства в сумме 604 447 руб. 26 коп. отказано в выделении денежных средств в сумме 105 169 руб. 50 коп.
Не согласившись с вынесенными решениями в части отказа в выделении средств (непринятии к зачету) в сумме 87 007 руб. 95 коп., учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации за период временной нетрудоспособности работнику гарантирована выплата пособия по временной нетрудоспособности в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165 -ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 225-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; за период заключения под стражу или административного ареста; за период проведения судебно-медицинской экспертизы; за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 названного Федерального закона.
В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство состоит из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Указы Президента Российской Федерации относятся к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности) страхователь и спорные застрахованные лица (Ошлапова Е.А., Плотник Т.Ю., Зебзеева Н.Р., ИвашоваА.С., Хомякова М.Н., Чиянова А.В., Крючкова Г.В., Симонова С.А., Бабаева Л.В.) состояли в трудовых отношениях. Основанием для отсутствия на рабочем месте указанных застрахованных лиц являются листки нетрудоспособности, выданные за спорный период. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.
При вынесении оспариваемых решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения по листкам нетрудоспособности, выданным вышеуказанным застрахованным лицам, фонд пришел к выводу, что нерабочие дни, объявленные Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" на всей территории Российской Федерации входят в перечень дней, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается и не выплачивается (подпункт 1.1 пункта 1статьи 9 Закона N 255- ФЗ).
Отказывая страхователю в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности, фонд ссылается на приказ учреждения от 31.03.2021 N 93/1, которым дни с 28.03.2020 до вынесения особого распоряжения дни являются нерабочими оплачиваемыми днями его для работников.
Как верно отмечено судами, независимо от вида осуществляемой страхователем деятельности его работники при наличии листка нетрудоспособности имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности за периоды, совпавшие с нерабочими днями.
Наличие у спорных застрахованных лиц листков временной нетрудоспособности в отсутствии доказательств одновременного начисления заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности правомерно признано судами основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности без каких-либо ограничений.
Поскольку оснований для непринятия расходов, произведенных заявителем на выплату спорного пособия у фонда не имелось, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемые ненормативные акты недействительными.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций и были отклонены при должной правовой оценке.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2021 по делу N А50-8540/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство состоит из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Указы Президента Российской Федерации относятся к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
...
При вынесении оспариваемых решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения по листкам нетрудоспособности, выданным вышеуказанным застрахованным лицам, фонд пришел к выводу, что нерабочие дни, объявленные Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" на всей территории Российской Федерации входят в перечень дней, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается и не выплачивается (подпункт 1.1 пункта 1статьи 9 Закона N 255- ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2022 г. N Ф09-9287/21 по делу N А50-8540/2021