г. Пермь |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А50-8540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя, муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9": не явились;
от заинтересованного лица, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Деменева Е.П., доверенность от 12.10.2020, диплом, служебное удостоверение;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 июня 2021 года по делу N А50-8540/2021,
принятое судьей Шаламовой Ю.В.
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" (ОГРН 1055906113163 ИНН 5919003208)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительными решения от 10.02.2021 N 590020201551003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в выделении средств в размере 87 007,95 руб., решения N 590020201551004 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части непринятия к зачету расходов в размере 87 007,95 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" (далее - заявитель, страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решения от 10.02.2021 N 590020201551003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в выделении средств в размере 87 007,95 руб., решения N 590020201551004 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части непринятия к зачету расходов в размере 87 007,95 руб.
Решением арбитражного суда от 24.06.2021 заявленные требования удовлетворены, решения Фонда в обжалуемой учреждением части признаны недействительными и на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Фонд обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Фонд, настаивая на законности оспариваемых решений, приводит доводы о том, что поскольку целью выплаты пособия по временной нетрудоспособности является компенсация утраченного работником заработка в связи с наступлением страхового случая, в случае, если за работником в определенный период сохранена заработная плата, соответственно утрата заработка отсутствует, оснований для компенсации заработка, выплаты пособий по временной нетрудоспособности не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны представителем заинтересованного лица, явившимся в заседание суда апелляционной инстанции.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в возражениях на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фондом в отношении учреждения проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой актом от 13.01.2021 N 590020201551001
По результатам рассмотрения материалов проверки должностным лицом Фонда вынесены решения от 10.02.2021 N 590020201551003 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 105 169,50 руб. и N 590020201551004 о выделении (отказе) в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, которым выделены денежные средства в сумме 604 447,26 руб., отказано в выделении денежных средств в сумме 105 169,50 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями в части отказа в выделении средств (непринятии к зачету) в сумме 87 007,95 руб., учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации за период временной нетрудоспособности работнику гарантирована выплата пособия по временной нетрудоспособности в порядке, предусмотренном федеральными законами.
На основании статьи 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Из пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанного Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 период с 30 марта по 30 апреля 2020 года признан нерабочим с сохранением заработной платы.
В соответствии с предоставленными полномочиями Губернатором Пермского края издан Указ от 29.03.2020 N 23, в соответствии с пунктом 1.3 которого до 28.08.2020 на территории Пермского края приостановлена деятельность всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением их деятельности, направленной на обеспечение сохранности принадлежащего их имущества, в том числе его охраны и обеспечения работоспособности инженерных сетей зданий, строений и сооружений, деятельности по осуществлению денежных расчетов с контрагентами и работниками.
Как следует из обстоятельств дела, приказами заявителя от 31.03.2020 N 93/1 и 93/2 установлено считать с 28.03.2020 до особого распоряжения нерабочими оплачиваемыми днями для сотрудников учреждения согласно списку сотрудников, в том числе в отношении Ошлаповой Е.А., Плотник Т.Ю., Зебзеевой Н.Р., Ивашовой А.С., Хомяковой М.Н., Чияновой А.В., Крючковой Г.В., Симоновой С.А., Бабаевой Л.В. (сотрудники, в отношении которых представлены листки нетрудоспособности).
Материалами дела подтверждается наличие трудовых отношений между страхователем и вышепоименованными застрахованными лицами на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности). При этом, сам факт наступления страховых случаев Фондом не оспаривается.
При вынесении оспариваемых решений Фонд исходил из того, в установленные приказом учреждения от 31.03.2021 N 93/1 дни с 28.03.2020 до вынесения особого распоряжения нерабочие дни являются оплачиваемыми днями для работников учреждения, заработная плата за указанный период начислялась в установленном порядке как за отработанные дни.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается.
Фонд ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 9, в силу которого пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Между тем, в данном случае нерабочие дни, объявленные приказами учреждения, изданными на основании Указа губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23, не относятся к периодам, о которых идет речь в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 Закона N255-ФЗ.
Издание учреждением (работодателем) приказа об объявлении дней с 28.03.2020 нерабочими, которые совпали с периодом освобождения вышеуказанных работников по причине временной нетрудоспособности, не должно влиять на реализацию его права на выплату пособия по временной нетрудоспособности. Установление нерабочих дней с сохранением заработной платы не является освобождением работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы по смыслу, предусмотренному трудовым законодательством Российской Федерации. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены основания освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, к которым не относятся введенные нерабочие дни.
Соответственно, если учреждение во исполнение Указов Президента РФ, Указа Губернатора Пермского края установило периоды нерабочих оплачиваемых дней, то в ситуации, когда сотрудник организации предоставил листок нетрудоспособности, частично приходящийся на указанный период, он подлежит оплате без каких-либо ограничений за весь период нетрудоспособности.
Доказательств того, что за период нахождения на больничном страхователем одновременной начислялась и выплачивалась заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности Фондом не представлено. Как пояснил представитель Фонда в судебном заседании, данный вопрос при проведении проверки не проверялся.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за все дни болезни, вне зависимости от того, объявлены они нерабочими или нет апелляционный суд считает правильными. Следовательно, оснований для непринятия расходов, произведенных заявителем на выплату пособий по временной нетрудоспособности, у Фонда не имелось.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно установил предусмотренную статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых решений Фонда незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 июня 2021 года по делу N А50-8540/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8540/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N9"
Ответчик: ГУ ПРО ФСС РФ