Екатеринбург |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А76-52265/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Южуралзолото Группа Компаний" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 по делу N А76-52265/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Акционерное общество "Южуралзолото группа компаний" (далее - заявитель, общество "Южуралзолото группа компаний") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании отказа главы Пластовского городского поселения (далее - заинтересованное лицо, глава поселения) от 06.10.2020 N 1-25/254 в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 на новый срок на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации незаконным (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Пластовского муниципального района (далее - Администрация), Главное управление лесами Челябинской области (далее - Управление лесами), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Южуралзолото группа компаний", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает, что все обращения общества "Южуралзолото группа компаний" в Управление лесами с вопросом исключения земель лесного фонда земельного участка оставлены без ответа, в связи с чем общество "Южуралзолото группа компаний" воспользовалось правом на судебную защиту.
По мнению заявителя, суды неверно применили статью 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), и не применили положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
С позиции заявителя спорный земельный участок не является вновь образованным, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно доводам кассатора материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок частично расположен в границах земель лесного фонда. Заявитель также обращает внимание суда, что главой поселения не представлено доказательств, подтверждающих расположение земельного участка полностью на землях, находящихся в федеральной собственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 4 Закона от 29.07.2017 N 280 предусмотрено, что права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 указанной статьи.
Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О).
Положениями Закона N 280-ФЗ установлена административная процедура устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров. Так, в силу части 6 статьи 10 Закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона N 280-ФЗ).
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН, границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом, договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Таким образом, предоставление земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН до 01.01.2016 и назначение которого не связано с использованием лесов, возможно через образование такого участка по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, общей площадью 61665 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке расположены принадлежащие обществу "Южуралзолото группа компаний" нежилые и жилые здания, а также сооружение газопровод (всего 11 объектов недвижимого имущества).
Между обществом "Южуралзолото группа компаний" и администрацией Пластовского муниципального района 17.06.2009 заключен договор аренды N 33 на земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, общей площадью 61665 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей.
Срок аренды участка устанавливается с 17.06.2009 по 16.06.2019 (пункт 2.1 договора).
Общество "Южуралзолото группа компаний" 25.08.2020 обратилось к Главе поселения с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:26:1101004:6 сроком на 49 лет на основании части 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на обращение Администрации в письме от 21.04.2021 N 4444 Управление лесами сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 расположен на землях лесного фонда Пластовского лесничества, Пластовского участкового лесничества в квартале 20 выделы: 13,16,17,18, а также указало на необходимость исключить земли лесного фонда из границ земельного участка или провести процедуру перевода в соответствии с Законом N 172-ФЗ.
В письме N 1-25/254 от 06.10.2020 заинтересованное лицо указало заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Пласт, шахта "Восточная" расположен на землях лесного фонда, в связи с чем необходимо осуществить перевод земельного участка в соответствии с положениями Закона N 172-ФЗ.
Посчитав, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду нарушает законные права и интересы, заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Как усматривается из материалов лесоустройства и выписки из ГЛР от 22.03.2021, предоставленной Управлением лесами, и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 пересекает границы лесного участка с кадастровым номером 74:26:0000000:1401 в выделах 3,11.13,18 квартала 20 Пластовского участкового лесничества.
Из представленных в материалы дела сведений ЕГРН на здания и сооружения расположенные на земельном участке с кадастровым номером 74:26:1101004:6 следует, что возникновение права собственности на них у общества "Южуралзолото группа компаний" имело место до 1 января 2016 года (в 2008 году).
Руководствуясь положениями Законов N 201-ФЗ и N 280-ФЗ, суды заключили, что общество "Южуралзолото группа компаний", как обладатель исключительных прав на предоставление земельного участка, занятого принадлежащими ему начиная с 2008 года объектами недвижимого имущества, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР.
Судами также выявлено, что общество "Южуралзолото группа компаний" не прошло предусмотренную пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ процедуру образования земельного участка как условие возможного предоставления такого участка из состава земель лесного фонда под объектом недвижимости, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, и сразу обратилось в суд с требованиями, по существу направленными на понуждение к заключению договора аренды.
Установив расположение испрашиваемого обществом общество "Южуралзолото группа компаний" земельного участка на землях лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, учитывая, что границы спорного земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, административная процедура его образования не осуществлена, суды пришли к выводу об отсутствии у Главы поселения полномочий по распоряжению спорным земельным участком, включая его предоставление в аренду обществу "Южуралзолото группа компаний".
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Южуралзолото группа компаний" требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку иное толкование заявителем положений действующего законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Кроме того, доводы заявителя являлись предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, а также представленных в материалы дела доказательств, исследованных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 по делу N А76-52265/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Южуралзолото Группа Компаний" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответ на обращение Администрации в письме от 21.04.2021 N 4444 Управление лесами сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 расположен на землях лесного фонда Пластовского лесничества, Пластовского участкового лесничества в квартале 20 выделы: 13,16,17,18, а также указало на необходимость исключить земли лесного фонда из границ земельного участка или провести процедуру перевода в соответствии с Законом N 172-ФЗ.
В письме N 1-25/254 от 06.10.2020 заинтересованное лицо указало заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Пласт, шахта "Восточная" расположен на землях лесного фонда, в связи с чем необходимо осуществить перевод земельного участка в соответствии с положениями Закона N 172-ФЗ.
...
Судами также выявлено, что общество "Южуралзолото группа компаний" не прошло предусмотренную пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ процедуру образования земельного участка как условие возможного предоставления такого участка из состава земель лесного фонда под объектом недвижимости, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, и сразу обратилось в суд с требованиями, по существу направленными на понуждение к заключению договора аренды."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2022 г. N Ф09-10186/21 по делу N А76-52265/2020