г. Челябинск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А76-52265/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Южуралзолото группа компаний" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 по делу N А76-52265/2020.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Южуралзолото группа компаний" - Крутько Марина Николаевна (доверенность от 04.12.2020, диплом).
Акционерное общество "Южуралзолото группа компаний" (далее - заявитель, общество, АО "Южуралзолото группа компаний") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании отказа главы Пластовского городского поселения (далее - заинтересованное лицо, Глава поселения) N 1-25/254 от 06.10.2020 в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 на новый срок на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации незаконным (с учетом уточнения предмета иска и состава заинтересованных лиц в порядке статей 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пластовского муниципального района (далее - Администрация), Главное управление лесами Челябинской области (далее - Управление лесами), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 (резолютивная часть оглашена 21.07.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе АО "Южуралзолото группа компаний" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), действие которой ограничивается образованием земельных участков. Поскольку испрашиваемый в аренду земельный участок не является вновь сформированным, согласования Управления лесами не требовалось.
Вместе с тем, судом не применены нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 N 280), в силу которых земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи (подпункт "в" пункта 3 статьи 4 названного закона.
Исходя из направленности лесной амнистии, наличие на лесном участке объекта недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и назначение которого не связано с использованием лесов, отнесено к случаям, при которых допускается изменение описания местоположения границ земельных участков из состава земель лесного фонда (часть 2 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
По мнению апеллянта, не основан на доказательствах вывод суда первой инстанции о том, что Глава поселения не обладает полномочиями по заключению договора аренды спорного земельного участка, поскольку он не является лесным, предназначен для производственных целей, занят древесно-кустарниковой растительностью, а не лесами. С границами земель лесного фонда имеется лишь частичное пересечение.
Главой поселения и Администрацией представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителя заявителя, не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, общей площадью 61665 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участки расположены принадлежащие АО "Южуралзолото группа компаний" нежилые и жилые здания, а также сооружение газопровод (всего 11 объектов недвижимого имущества, л.д.15-39).
17.06.2009 между обществом и администрация Пластовского муниципального района 17.06.2009 заключен договор аренды N 33 на земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, общей площадью 61665 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей (оборот л.д. 10-13).
Срок аренды участка устанавливается с 17.06.2009 по 16.06.2019 (пункт 2.1).
25.08.2020 общество обратилось к Главе поселения с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:26:1101004:6 сроком на 49 лет на основании части 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 8).
В ответ на обращение Администрации, в письме N 4444 от 21.04.2021 Управление лесами сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 расположен на землях лесного фонда Пластовского лесничества, Пластовского участкового лесничества в квартале 20 выделы: 13,16,17,18. Указало на необходимость исключить земли лесного фонда из границ земельного участка или провести процедуру перевода в соответствии с Законом N 172-ФЗ (л.д. 120, 121).
06.10.2020 в письме N 1-25/254 заинтересованное лицо указало заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Пласт, шахта "Восточная" расположен на землях лесного фонда, в связи с чем необходимо осуществить перевод земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) (л.д. 9).
Посчитав, что отказом в предоставлении земельного участка в аренду нарушены законные права и интересы, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции применил положения статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно которой при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Установив расположение испрашиваемого обществом земельного участка на землях лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, суд пришел к выводу об отсутствии у Главы поселения полномочий по распоряжению спорным земельным участком, включая его предоставление в аренду обществу.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из материалов лесоустройства и выписки из ГЛР от 22.03.2021 предоставленной Управлением лесами усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 74:26:1101004:6 пересекает границы лесного участка с кадастровым номером 74:26:0000000:1401 в выделах 3,11.13,18 квартала 20 Пластовского участкового лесничества (л.д. 84-89). Названное обстоятельство не является спорным.
29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 280) предусмотрено, что права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из предоставленных в материалы дела сведений ЕГРН на здания и сооружения расположенные на земельном участке с кадастровым номером 74:26:1101004:6 усматривается, что возникновение права собственности на них АО "Южуралзолото группа компаний" имело место до 1 января 2016 года (в 2008 году).
Однако, положениями Закона N 280-ФЗ, установлена административная процедура устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В силу части 6 статьи 10 Закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона N 280-ФЗ).
В силу названного, АО "Южуралзолото группа компаний" как обладатель исключительных прав на предоставление земельного участка занятого принадлежащими ему начиная с 2008 года объектами недвижимого имущества, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона N 280-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Таким образом, предоставление земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином реестре прав на недвижимое имущество до 01.01.2016, и назначение которого не связано с использованием лесов, возможно через образование такого участка по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Между тем, не пройдя указанную процедуру образования земельного участка, как условие возможного предоставления такого участка из состава земель лесного фонда под объектом недвижимости, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, общество сразу же обратилось в суд с требованиями по существу направленными на понуждение к заключению договора аренды.
Довод заявителя о том, что земельный участок не должен проходить процедуру образования, поскольку является сформированным и поставленным на кадастровый учет подлежит отклонению.
Указанный факт, не исключает необходимости его образования в порядке, действующем на момент обращения общества за предоставлением земельного участка, поскольку предоставление земельных участков, границы которого требуют уточнения (ранее учтенных), невозможно.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
С 01.01.2017 статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции, согласно которой государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к которым относится, в том числе описание местоположения объекта недвижимости.
С учетом вышеизложенных норм права допускается введение в гражданский оборот только земельных участков, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку границы спорного земельного участка в соответствии с действующим в настоящее время законодательством не установлены (не уточнены), административная процедура его образования не осуществлена, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная платежным поручением N 7418 от 26.08.2021 государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1500 руб. подлежит возврату АО "Южуралзолото группа компаний" из федерального бюджета на основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2021 по делу N А76-52265/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Южуралзолото группа компаний" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Южуралзолото группа компаний" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 7418 от 26.08.2021 государственную пошлину за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52265/2020
Истец: АО "Южуралзолото Группа Компаний"
Ответчик: Администрация Пластовского муниципального района Челябинской области, Глава Пластовского городского поселения
Третье лицо: Главное управление лесами Челябинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства