Екатеринбург |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А71-12681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Июльское" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.06.2021 по делу N А71-12681/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", региональный оператор, истец)обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Садоводческому некоммерческому товариществу "Июльское" (далее-Товарищество " Июльское", потребитель, ответчик) о взыскании 97 298 руб. 60 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2021 (судья Кашеварова О.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 (судьи Дружинина Л.В., Муталлиева И.О., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество "Июльское" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов судов. Полагает расчет задолженности истца ошибочным, поскольку количество членов СНТ, принятых к расчету, установлено судами неверно.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Спецавтохозяйство" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что истец в соответствии с соглашением об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Удмуртской Республике, заключенным с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89), пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008 (в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020), по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы, образующиеся на объекте потребителя по адресу: Воткинский район, с. Июльское, Лесничество 16 квартал.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Согласно п. 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказания услуг, счета-фактуры или универсального передаточного документа независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Согласно пояснениям регионального оператора, им в период с января 2019 года по август 2020 года (включительно) оказаны в пользу потребителя услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 148 683 руб. 50 коп., из которых ответчиком оплачено 51 388 руб. 40 коп. (платеж от 30.10.2020 N 68 на сумму 10 767 руб. 28 коп. зачтен в счет оплаты услуг за сентябрь 2020 года, не являющийся предметом спора).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг и наличие задолженности в размере 97 295 руб. (148 683 руб. 50 коп. - 51 388 руб. 40 коп.) региональный оператор с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями ст. 309, 310 ГК РФ, гл. 39 ГК РФ, Закона N 89, исходили из наличия на стороне потребителя установленных законом оснований для оплаты в пользу истца, как регионального оператора, услуг по обращению с ТКО в спорный период на условиях, согласованных в договоре.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 8.18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление) установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Во исполнение требований действующего законодательства между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008, который, как верно установлено судом первой инстанции, подлежит применению к спорным правоотношениям.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении N 1 к договору в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020 сторонами согласован следующий объем принимаемых ТКО:
за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 по нормативу - 1,52241 т. в месяц,
за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 по количеству и объему контейнеров - 1,63324 т. в месяц.
Из имеющегося в деле уточненного расчета истца следует, что фактически за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 стоимость услуг по обращению с ТКО определена им исходя из согласованного в договоре объема ТКО - 1,52241 т. в месяц, то есть по нормативу.
Доводы Товарищества " Июльское" о том, что в период с января по май 2020 года отгрузки ТКО не производились, судом апелляционной инстанции отклонены ввиду следующего.
Нормативы накопления ТКО на территории Удмуртской Республики утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 по категориям отходообразования, согласно которому для категории "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан", годовой норматив накопления ТКО равен 68,68 кг на каждого члена СНТ в год.
Согласно приложению N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020) в качестве расчетных единиц за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 принято 266 членов.
При этом из материалов дела следует, что сведения о количестве расчетных единиц (266 членов) указаны самим потребителем в заявке на заключение договора.
Следовательно, годовой норматив накопления ТКО для всех членов СНТ составляет 266 x 68,68 кг/год = 18 268,88 кг (18,26888 т) в год или 1,5244 в месяц.
Исходя из условий договора, услуги регионального оператора по обращению с ТКО потребитель обязался оплачивать равными ежемесячными платежами в размере 1/12 от годового объема ТКО, рассчитанного исходя из норматива накопления ТКО для соответствующей категории отходообразователя в пределах годового нормативного объема образования ТКО.
Таким образом, поскольку годовой объем услуг по обращению с ТКО, рассчитанный исходя из норматива накопления, по условиям договора разделен на двенадцать равных частей, постольку для целей оплаты соответствующих услуг не имеет правового значения факт осуществления на территории СНТ в спорный период гражданами деятельности, ведущей к образованию ТКО, а также факт действительной отгрузки ТКО в период сезонного закрытия СНТ.
Исходя из вышеизложенного, представленный ООО "Спецавтохозяйство" расчет стоимости спорных услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 следует признать верным, соответствующим условиям договора.
Также судами установлено, что с 01.06.2020 стороны установили иной порядок определения стоимости услуг по обращению с ТКО - по количеству и объему контейнеров (дополнительное соглашение от 03.06.2020).
Согласно уточненному расчету истца фактически за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 стоимость услуг по обращению с ТКО определена региональным оператором по количеству и объему контейнеров, то есть в полном соответствии с согласованными сторонами условиями договора.
При этом фактический объем ТКО, принятый истцом к расчету за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 (всего 4,5228 т) не превышает предусмотренный за соответствующий период ежемесячный объем ТКО (1,63324 т в месяц).
Таким образом, представленный истцом расчет стоимости услуг за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 признан верным обоснованно, соответствующим условиям договора.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.06.2021 по делу N А71-12681/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Июльское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
...
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2022 г. N Ф09-9560/21 по делу N А71-12681/2020