г. Пермь |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А71-12681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дружининой Л.В.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожевниковой М.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Садоводческого некоммерческого товарищества "Июльское",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 июня 2021 года
по делу N А71-12681/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к Садоводческому некоммерческому товариществу "Июльское" (ОГРН 1021801068607, ИНН 1804006004)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Садоводческому некоммерческому товариществу "Июльское" (ответчик) о взыскании 97 298 руб. 60 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочность представленного истцом расчета ТКО. Поясняет, что истец по собственной инициативе без согласования с ответчиком изменил условия договора, самовольно произвел расчет по нормативу за июнь 2019 - май 2020, а за июнь-август 2020 года - по факту отгрузки ТКО, в то время как согласно условиям договора отгрузка ТКО осуществляется ответчиком только по количеству и объему контейнеров в весенне-летний период. С января по май 2020 года отгрузки ТКО ответчиком не производились. Кроме того, в расчетах массы ТКО истец допустил ошибку - использовал для расчета не количество членов СНТ, а количество земельных участков, что привело к завышению объема ТКО. Также заявитель жалобы указывает, что вел учет накопления ТКО и осуществлял отгрузку в установленных договором объемах, соответствующие доказательства представлены в материалы дела (л.д.124-130).
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в соответствии с соглашением об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Удмуртской Республике, заключенным с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008 (в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020), по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы, образующиеся на объекте потребителя по адресу: Воткинский район, с.Июльское, Лесничество 16 квартал.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Согласно п.6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказания услуг, счета-фактуры или универсального передаточного документа независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Согласно пояснениям истца (уточненный расчет л.д.168), им в период с января 2019 года по август 2020 года (включительно) оказаны в пользу ответчика услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 148 683 руб. 50 коп., из которых ответчиком оплачено 51 388 руб. 40 коп. (платеж от 30.10.2020 N 68 на сумму 10 767 руб. 28 коп. зачтен в счет оплаты услуг за сентябрь 2020 года, не являющийся предметом спора).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг и наличие задолженности в размере 97 295 руб. (148 683 руб. 50 коп. - 51 388 руб. 40 коп.) региональный оператор с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.309, 310 ГК РФ, гл.39 ГК РФ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", исходил из наличия на стороне ответчика установленных законом оснований для оплаты в пользу истца, как регионального оператора, услуг по обращению с ТКО в спорный период на условиях, согласованных в договоре.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения не находит.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Во исполнение требований действующего законодательства между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг ТКО от 28.05.2019 N ТКО0005008, который, как верно установлено судом первой инстанции, подлежит применению к спорным правоотношениям.
Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении N 1 к договору в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020 сторонами согласован следующий объем принимаемых ТКО:
за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 по нормативу - 1, 52241 т. в месяц,
за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 по количеству и объему контейнеров - 1,63324 т. в месяц.
Из имеющегося в деле уточненного расчета истца (л.д.168) следует, что фактически за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 стоимость услуг по обращению с ТКО определена региональным оператором исходя из согласованного в договоре объема ТКО - 1, 52241 т. в месяц, то есть по нормативу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика о том, что в период с января по май 2020 года отгрузки ТКО не производились, судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены.
Нормативы накопления ТКО на территории Удмуртской Республики утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 по категориям отходообразования, согласно которому для категории "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан", годовой норматив накопления ТКО равен 68,68 кг на каждого члена СНТ в год.
Согласно приложению N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2020) в качестве расчетных единиц за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 принято 266 членов.
При этом из материалов дела следует, что сведения о количестве расчетных единиц (266 членов) указаны самим ответчиком в заявке на заключение договора (л.д.74-76).
Следовательно, годовой норматив накопления ТКО для всех членов СНТ составляет 266*68,68 кг/год = 18 268,88 кг (18,26888 т) в год или 1,5244 в месяц.
Исходя из условий договора, услуги регионального оператора по обращению с ТКО потребитель обязался оплачивать равными ежемесячными платежами в размере 1/12 от годового объема ТКО, рассчитанного исходя из норматива накопления ТКО для соответствующей категории отходообразователя в пределах годового нормативного объема образования ТКО.
Таким образом, поскольку годовой объем услуг по обращению с ТКО, рассчитанный исходя из норматива накопления, по условиям договора разделен на двенадцать равных частей, постольку для целей оплаты соответствующих услуг не имеет правового значения факт осуществления на территории СНТ в спорный период гражданами деятельности, ведущей к образованию ТКО, а также факт действительной отгрузки ТКО в период сезонного закрытия СНТ.
Исходя из вышеизложенного, представленный истцом расчет стоимости спорных услуг за период с 01.01.2019 по 31.05.2020 следует признать верным, соответствующим условиям договора.
Из материалов дела также следует, что с 01.06.2020 стороны установили иной порядок определения стоимости услуг по обращению с ТКО - по количеству и объему контейнеров (дополнительное соглашение от 03.06.2020).
Согласно уточненному расчету истца (л.д.168) фактически за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 стоимость услуг по обращению с ТКО определена региональным оператором по количеству и объему контейнеров, то есть в полном соответствии с согласованными сторонами условиями договора.
При этом фактический объем ТКО, принятый истцом к расчету за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 (всего 4,5228т) не превышает предусмотренный за соответствующий период ежемесячный объем ТКО (1,63324т в месяц).
Таким образом, представленный истцом расчет стоимости услуг за период с 01.06.2020 по 31.08.2020 также следует признать верным, соответствующим условиям договора.
Контрдоказательств, опровергающих факт действительного оказания истцом спорных услуг, их объем и верность примененных тарифов, ответчиком не представлено (ст.65 АПК РФ). Приведенные в апелляционной жалобе ссылки ответчика на документы, содержащиеся на л.д. 124-130, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку соответствующие документы не опровергают верность представленного истцом расчета.
Исходя из вышеизложенного, в отсутствие доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате спорных услуг или прекращения соответствующих обязательств по иным основаниям, выводы суда первой инстанции о взыскании 97 298 руб. 60 коп. задолженности следует признать законными и обоснованными.
Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2021 года по делу N А71-12681/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12681/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Июльское"