Екатеринбург |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А60-20957/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Среднеуральская" (далее - общество, ООО "Птицефабрика "Среднеуральская") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2021 по делу N А60-20957/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Сидор С.Г. (доверенность от 30.12.2021),
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) - Флягин В.Н. (доверенность от 16.12.2021).
ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным предписания N 60-1 от 04.02.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2021 (судья Лукина Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, требования общества удовлетворить. Общество приводит доводы о том, что в его хозяйственной деятельности не образуется отход - помет куриный; ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" в пометохранилище отходы не размещает. Кассатор не согласен с выводом о том, что поступившее на пометохранилище вещество, не прошедшее все стадии преобразования его в сырье для производства органического удобрения, является отходом. Отборы проб сырья в данной проверке с пометохраналища не проводились. Обращает внимание суда на противоречивость судебной практики по данному вопросу.
В представленном отзыве Управление указывает на законность судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 118 от 25.12.2021, с 28.01.2021 по 04.02.2021 в отношении ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" была проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения (неисполнения) ранее выданных предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности, по результатам которой составлен акт проверки N 60 от 04.02.2021.
По итогам проведенной проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 04.02.2021 N 60-1, которым заявителю предписано устранить нарушение, выразившееся в том, что у Общества не учтен отход "помет куриный свежий" код по ФККО 11271101333 III класса опасности, в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение.
Заявитель, не согласившись с предписанием N 60-1 от 04.02.2021, обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.
Судами не установлены обстоятельства для признания оспариваемого постановления незаконным в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из содержания предписания, в нарушение требований природоохранного законодательства РФ, ООО "Птицефабрика Среднеуральская" не учтен отход "Помет куриный свежий", код ФККО 11271101333 III класса опасности, в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, надзорный орган установил, что предписание об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 16.12.2019 N 626-1 не выполнено.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
Согласно пункту 6 Порядка Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным Постановлением.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2017 N 242, помет куриный свежий (код 11271101333) относится к III классу опасности, а помет куриный перепревший (код 11271102294) - к IV классу опасности.
В пункте 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемый для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Статьей 30 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) относится к лицензируемым видам деятельности.
Лицензия предоставляется на каждый указанный в части 1 статьи 12 Закона вид деятельности (часть 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ).
Согласно статье 9 указанного Закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Согласно пункту 1 Положения N 1062 деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, приведенному в приложении.
В силу пунктов 1 - 24 приложения к Положению N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.
Таким образом, сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов отнесены Законом N 89-ФЗ к самостоятельным видам деятельности по обращению с отходами.
Судами обоснованно не принят довод общества о том, что оно не обязано иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, ввиду его неосуществления.
Как следует из материалов дела, ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной птицы, в результате жизнедеятельности которой образуется помет птичий, в том числе куриный свежий.
Заявитель указывает на то, что помет куриный свежий подвергается на корпусах биологической обработке препаратом "Байкал-ЭМ1" для ускорения процессов переработки, устранения запаха аммиака и уменьшения массы помета. После того как пройдет процесс компостирования помета (от 30 до 90 дней) данный продукт передается третьим лицам по договорам для внесения в почву в целях улучшения плодородия земли.
Сырье для производства органических удобрений, которое производит ООО "Птицефабрика "Среднеуральская", соответствует ГОСТ 31461-2012 "Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия", что подтверждается сертификатами от 01.04.2016 N РОСС.ССК.017.1140, N РОСС.ССК.017.1141 (срок действия сертификатов до 01.04.2021) на сырье для производства органических удобрений (помет птицы) и удобрение "Грандэм", изготовленное на основе помета куриного.
На предприятии действует Технологический регламент по использованию куриного помета в качестве органического сырья для сельскохозяйственных целей (ТР 01.25.09-2018), который разработан на основании межгосударственного стандарта ГОСТ 31461-2012 "Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия", который применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2013 года.
Кроме того, заявитель указывает на то, что общество не размещает по смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в пометохранилище отходы; деятельность по компостированию куриного помета не является ни хранением, ни захоронением отходов.
Вместе с тем, помет поступает в пометохранилище не как готовое сырье, прошедшее все стадии обработки, а как отход, в который добавлен микробиологический препарат.
Согласно имеющейся в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора информации, ООО "Птицефабрика Среднеуральская" на территории Свердловской области эксплуатирует объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов под N 66-00043-Х-00592-250914.
Согласно п. 5.3 Технологического регламента "Использование куриного помета в качестве органического сырья для сельскохозяйственных целей" ТР 01.25.09-2018 (далее - Технологический регламент), дата введения: 25.09.2018 биоферментация (приготовление сырья) продолжается на площадке по приготовлению сырья (пометохранилище).
Согласно п. 5.2.2 Технологического регламента микробиологический препарат вносится в помет перед погрузкой и транспортировкой его на площадку приготовления сырья.
Согласно п. 5.1.1 Технологического регламента транспортирование помета от птичников до площадки приготовления сырья осуществляется тракторными механизмами с прицепами.
В рамках проведения внеплановой выездной проверки проводимой Управлением 23.12.2020 (Акт проверки N 567), ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" 07.12.2020 была отобрана 1 объединенная проба отхода: "Помет куриный свежий", код ФККО 1 12711 01 33 3, место отбора пробы - объект размещения отходов N 66-00043-Х00592-250914 "Пометохранилище", расположенный на земельном участке с КН 66:62:0504007:30 (точки N 1 - 5 на схеме N 1).
Отбор и анализ пробы отхода был выполнен аккредитованной испытательной лабораторией ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" (аттестат аккредитации N 11А.1Ш.21УФ02).
Репрезентативность отобранной пробы отхода обеспечена соблюдением требований ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления".
В соответствии с разделом III приказа МНР России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" для пробы отхода выполнено определение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, методом биотестирования водной вытяжки пробы отхода с применением двух тестобъектов из разных систематических групп: дафний Daphnia magna Straus и инфузорий Paramecium caudatum Ehrenberg.
Результаты проведенных исследований содержатся в Протоколе результатов биотестирования водной вытяжки пробы отхода N 194/20-ОтБ(Е) от 14.12.2020.
Отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды выполнено в соответствии с разделом VI приказа МПР России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Проба отхода "Помет куриный свежий", код ФККО 1 12711 01 33 3, место отбора пробы - объект размещения отходов N 66-00043-Х-00592-250914 "Пометохранилище", расположенный на земельном участке с КН 66:62:0504007:30, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, соответствует III классу опасности.
Изложенное позволило судам заключить, что ООО "Птицефабрика Среднеуральская" ведет деятельность по размещению отхода "Помет куриный свежий", код ФККО 1 12 711 01 33 3 в отсутствие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Судами принята во внимание позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 по делу N А60-13545/2019, согласно которой свежий птичий помет, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов 1 12 711 01 33 3 и является отходом III класса опасности.
Поскольку факт размещения отходов заявителем подтвержден материалами дела, суды обоснованно не установили оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности решения и постановления судов, нарушений процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции находит основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в части.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2021 по делу N А60-20957/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Среднеуральская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На предприятии действует Технологический регламент по использованию куриного помета в качестве органического сырья для сельскохозяйственных целей (ТР 01.25.09-2018), который разработан на основании межгосударственного стандарта ГОСТ 31461-2012 "Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия", который применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2013 года.
Кроме того, заявитель указывает на то, что общество не размещает по смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в пометохранилище отходы; деятельность по компостированию куриного помета не является ни хранением, ни захоронением отходов.
...
Судами принята во внимание позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 по делу N А60-13545/2019, согласно которой свежий птичий помет, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов 1 12 711 01 33 3 и является отходом III класса опасности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф09-10581/21 по делу N А60-20957/2021