Екатеринбург |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А60-64085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е.Г., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2021 по делу N А60-64085/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Общества - Дмитриева Н.В. (доверенность от 10.01.2022).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к унитарному муниципальному предприятию "Водоканал" городского округа Ревда (далее - Водоканал) об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения (с учетом уточнения истцом своих исковых требований, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Ревда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2021 исковые требования удовлетворены, судом урегулированы разногласия по договору водоснабжения и водоотведения N 67/2019 о подаче холодного водоснабжения и приему сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Пункт 3 в следующей редакции:
"Местом исполнения обязательства по договору и точкой присоединения Управляющей организации к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства при наличии общедомового прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводной сетью, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Пункт 8 исключить.
Пункт 15 договора читать в редакции:
"Объем коммунального ресурса ХВС и принятых сточных вод определяется следующим образом:
1. Объем холодной воды на СОИ, поставляемый в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной, определяется как разность между объемом холодной воды рассчитанной на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом холодной воды, подлежащей оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
В случае если объем холодной воды, подлежащий оплате потребителями превышает или равен объему холодной воды, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, то такой объем принимается равным 0. При этом, отрицательная разница учитывается переходящим остатком в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
2. Объем холодной воды на СОИ, поставляемый за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется исходя из нормативов потребления холодной воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением РЭК СО.
3. Объем сточных вод на СОИ, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) от многоквартирного дома, не оборудованного коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и горячей воды, определяется исходя из нормативов потребления холодной и горячей воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением РЭК СО.
4. Объем сточных вод на СОИ, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) от многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, определяется как суммарный объем холодной и горячей воды:
- определенный как разность между объемом холодной воды рассчитанной на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды за расчетный период (расчетный месяц) и объемом холодной воды, подлежащей оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
В случае если объем холодной воды, подлежащий оплате потребителями превышает или равен объему холодной воды, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, то такой объем принимается равным 0. При этом, отрицательная разница учитывается переходящим остатком в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
- исходя из нормативов потребления горячей воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением РЭК СО.
5. Объем сточных вод на СОИ, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, определяется как суммарный объем холодной и горячей воды:
- исходя из нормативов потребления холодной воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением РЭК СО.
- определенный как разность между объемом горячей воды рассчитанной на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды за расчетный период (расчетный месяц) и объемом горячей воды, подлежащей оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
В случае если объем горячей воды, подлежащий оплате потребителями превышает или равен объему горячей воды, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, то такой объем принимается равным 0. При этом отрицательная разница учитывается переходящим остатком в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
6. Объем сточных вод на СОИ, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, оборудованного коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и горячей воды определяется как суммарный объем холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период (расчетный месяц), как разность между объемом холодной и горячей воды, определенном по показаниям указанных приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом холодной и горячей воды, подлежащей оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
В случае если объем холодной и горячей воды, подлежащий оплате потребителями превышает или равен объему холодной и горячей воды, определенному по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета воды, то такой объем принимается равным 0. При этом, отрицательная разница учитывается переходящим остатком в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
Сторона 2 снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета в период с 23-го по 25 число текущего месяца, а также вносит показания приборов учета в журнал учета и передает их стороне 1 до окончания 25-го дня текущего месяца.".
Пункты 17, 19, 21 исключить из текста договора.
Пункт 25.1 читать в редакции:
"Режим подачи питьевой воды должен обеспечивать бесперебойное круглосуточное снабжение многоквартирного дома.
Объем и качество питьевой воды должны позволять Управляющей организации обеспечивать соответствующее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирного дома к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения определяется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям).
Режим приема сточных вод должен обеспечивать круглосуточный и бесперебойный прием сточных вод".
Приложение N 1 читать в редакции:
"Приложение N 1 к договору N 67 от 16.04.2019 холодного водоснабжения и водоотведения
Акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Унитарное муниципальное предприятие "Водоканал" городского округа Ревда, именуемое в дальнейшем Организацией водопроводно-канализационного хозяйства (организацией ВКХ), в лице директора Шурекова Дмитрия Андреевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие", именуемое в дальнейшем "Управляющая организация, в лице директора Соколова Андрей Анатольевича, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем сторонами, составили настоящий Акт о том, что:
1. По МКД, не оборудованных ОДПУ (холодного водоснабжения, водоотведения):
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям "Управляющей организации" и "Организации водопроводно-канализационного хозяйства" устанавливается внешняя граница стены многоквартирного дома, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее Правила 491).
2. По МКД, оборудованных ОДПУ (холодного водоснабжения, водоотведения):
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям "Управляющей организации" и "Организации водопроводно-канализационного хозяйства" устанавливается место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом", в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее Правила 491).
Организация ВКХ: Управляющая организация
УМП "Водоканал" ООО "РЭП"
________ А.А. Соколов _______Д.А. Шуреков".
Приложение N 4 исключить из текста договора.
Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в той части пункта 15, который регулирует объемы водоотведения на СОИ, указывая на несоответствие данной редакции договора сформированной судебной практике, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 8.12.2021 N 309-ЭС21-16634
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Общество является управляющей организацией многоквартирных домов в городе Ревда Свердловской области.
Водоканал, являясь организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, на предложение Общества заключить договор направил договор ресурсоснабжения от 16.04.2019 N 67/2019.
Договор подписан Обществом с протоколом разногласий. Протокол разногласий, направленный истцом в адрес ответчика, ответчиком не подписан, частично отклонен.
Для урегулирования разногласий Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями. Разногласия касаются пунктов: 3, 8, 15, 17, 19,21,25.1; Приложения: N 1, N 4 к договору от 16.04.2019 N 67/2019.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, урегулировал разногласия по договору водоснабжения и водоотведения N 67/2019 о подаче холодного водоснабжения и приему сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу о наличии оснований для их изменения.
Судами установлено, что МКД, находящиеся в управлении Общества, не оборудованы ОДПУ стоков, но часть МКД оборудована ОДПУ ХВС и ГВС, часть МКД оборудована одним из ОДПУ - ХВС или ГВС, есть также часть МКД, которые не оборудованы ни ОДПУ ХВС, ни ОДПУ ГВС.
Суды исходили из того, что при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и (или) холодной воды путем суммирования их показателей, и при отсутствии ОДПУ холодной и (или) горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Суд кассационной инстанции полагает, что судами не учтено следующее.
Установленный Правилами N 124 порядок определения объема сточных вод, принятого ресурсоснабжающей организацией от управляющих организаций в качестве коммунального ресурса из МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод, различается в зависимости от того, заключается ли управляющей организацией договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21), либо только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 21(1)).
При этом в первом случае объем сточных вод рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД, а во втором - исходя из норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Поскольку совокупный объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, складывается из объема коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых или нежилых помещений, и объема коммунального ресурса, потребленного при СОИ в МКД, а оплата этих объемов либо непосредственно либо опосредованно (через управляющую организацию) возложена на указанных собственников, в силу подпункта "в(4)" пункта 21 и подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124 во взаимосвязи с пунктом 42 Правил N 354 объем коммунального ресурса по водоотведению, предоставленного в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ) сточных вод, определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии ИПУ холодной и (или) горячей воды исходя из норматива водоотведения.
Таким образом, подпункт "в" пункта 21(1) Правил N 124 в части определения содержания понятия "многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета" применительно к объему сточных вод, принятому ресурсоснабжающей организацией от управляющей таким домом организации, подлежит расширительному толкованию, как охватывающая не только отсутствие в МКД "общедомового прибора сточных вод", но и отсутствие "общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды".
С учетом установленного частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса, предоставляемого в МКД, а также отсутствия в части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательного требования об учете сточных вод, отводимых по централизованным сетям водоотведения, с применением приборов учета, иное толкование подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 приведет к необоснованному возложению на собственников жилых помещений, оборудованных ИПУ горячей и холодной воды, обязанности по оплате отведения сточных вод на СОИ в большем объеме, чем зафиксирован ОДПУ горячей и холодной воды.
Следовательно, при наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод на СОИ в МКД подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещения МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях СОИ в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
В то же время при отсутствии в МКД только ОДПУ горячей воды или только ОДПУ холодной воды либо при отсутствии ОДПУ обоих коммунальных ресурсов, объем сточных вод, отведенных из МКД в целях СОИ, подлежит определению на основании подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124.
Соответствующая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации Российской Федерации от 08.12.2021 N 309-ЭС21-16634.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежит изменению в той части пункта 15 договора, который определяет объемы сточных вод в целях содержания общего имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем с Водоканала в пользу Общества в возмещение государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежит взысканию 3000 руб.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2021 по делу N А60-64085/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по тому же делу изменить в той части пункта 15 договора, который определяет объемы сточных вод в целях содержания общего имущества.
Пункт 15 договора в данной части изложить в следующей редакции:
"При наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод на СОИ в МКД подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещениях МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях СОИ в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
При отсутствии в МКД только ОДПУ горячей воды или только ОДПУ холодной воды либо при отсутствии ОДПУ обоих коммунальных ресурсов, объем сточных вод, отведенных из МКД в целях СОИ, подлежит определению на основании подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124.".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" в возмещение государственной пошлины 3000 (три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленного частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса, предоставляемого в МКД, а также отсутствия в части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательного требования об учете сточных вод, отводимых по централизованным сетям водоотведения, с применением приборов учета, иное толкование подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 приведет к необоснованному возложению на собственников жилых помещений, оборудованных ИПУ горячей и холодной воды, обязанности по оплате отведения сточных вод на СОИ в большем объеме, чем зафиксирован ОДПУ горячей и холодной воды.
Следовательно, при наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод на СОИ в МКД подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещения МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях СОИ в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
...
Соответствующая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации Российской Федерации от 08.12.2021 N 309-ЭС21-16634.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2021 по делу N А60-64085/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по тому же делу изменить в той части пункта 15 договора, который определяет объемы сточных вод в целях содержания общего имущества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф09-10537/21 по делу N А60-64085/2019