Екатеринбург |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А07-22822/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 по делу N А07-22822/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Регион-Авто" (далее - общество, ООО "Регион-Авто") - Тептерева Н.В. (доверенность от 01.06.2021 N 12, диплом).
До начала судебного заседания от заявителя 15.02.2022 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью его представителя. Суд кассационной инстанции отклонил заявленное ходатайство, поскольку не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Указанное заявителем обстоятельство не препятствует рассмотрению доводов, приведенных в кассационной жалобе, и не создает препятствий по проверке законности обжалуемых судебных актов. По смыслу статьи 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, является правом, а не обязанностью арбитражного суда. Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, суд округа отмечает, что управление могло заявить ходатайство об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции путем проведения онлайн-заседания или своевременно решить вопрос с иным представителем.
ООО "Регион-Авто" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным приказа управления от 27.12.2019 N 72 в части отмены и исключения из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрута N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК", а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества, включив в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные 2 А07-22822/2020 законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) сведения о маршруте N "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в жалобе настаивает на том, что оспоренный приказ управления является правомерным. В обоснование чего указывает на то, что муниципальный маршрут регулярных перевозок N 110-м отменен и исключен из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с установленным порядком на основании решения Межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - межведомственная комиссия) от 20.12.2019, принятого в пределах предоставленных ей полномочий, на основании обращения управления в МУП "Уфагортранс", в связи с тем, что по маршруту N 110-м не оказывались услуги по организации пассажирских перевозок. Указывает, что сведения об отмене названного муниципального маршрута регулярных перевозок в течении трех дней размещены на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация). Отмечает, что документом планирования в редакции 2019 года предусмотрено установление спорного маршрута в качестве маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, но постановлением администрации от 13.03.2020 N 333 внесены изменения в документ планирования регулярных перевозок, в соответствии с которыми, маршрут подлежит отмене, так как предусмотрено установление этого маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В данном случае отмена маршрута N 110-м проводилась в рамках действующего законодательства, которое наделяет органы местного самоуправления полномочиями по установлению, отмене и изменению маршрутов. Указывает на то, что изменения в документ планирования по отмене маршрута N 110-м по нерегулируемым тарифам внесены в связи с приведением в соответствии с действиями органа местного самоуправления, а так же принято решение установить маршрут N 110-м по регулируемым тарифам, поскольку перевозка пассажиров по регулируемым тарифам позволяет пассажирам пользоваться услугами по перевозке на льготных условиях, при этом перевозчику возмещается недополученный доход. Обращает внимание на то, что общество осуществляло перевозку по четырем маршрутам регулярных перевозок, от перевозки по трем маршрутам впоследствии отказалось и в настоящее время обслуживает один маршрут, с установленным количеством транспортных средств - 20 единиц (при том, что в конкурсной документации по спорному маршруту установлено требование о наличии 22 единиц транспортных средств), общество является микропредприятием (внесено в соответствующий реестр) со среднесписочной численностью работников - 15 человек, что указывает, на то отсутствие у ООО "Регион-Авто" возможности полноценно справляться с обслуживанием маршрута.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что общество пропустило процессуальный срок на обжалование приказа. При этом считает неправомерно принятой судами ссылку ООО "Регион-Авто" на то, что оно узнало о спорном приказе в ходе заседания суда по делу N А76-20244/2019, поскольку утверждает, что на данном заседании эту информацию озвучили представители общества самостоятельно. Указывает, что постановлением администрации от 13.03.2020 N 333 внесены изменения в постановление администрации от 21.01.2019 N 77 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019 - 2023 годы", где указано, что муниципальный маршрута регулярных перевозок N 110-м "СТЦ "МегаУфа" - Уфимский ДОК" (маршрут N 110-м) подлежит отмене, дата - 2019 г. На сайте администрации своевременно 17.03.2020 опубликована информация о внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок постановлением от 13.03.2020 N 333.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Регион-Авто" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион-Авто" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1030203947036, основным видом деятельности общества является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта. Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 22.06.019 N АК 102-000528.
На основании приказа управления от 18.03.2019 N 18 на официальном сайте администрации 20.03.2019 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также конкурсная документация.
В соответствии с протоколом от 22.04.2019 N 2/1.1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, по лоту N 1 (маршрут N 110-м "СТЦ "МегаУфа" - Уфимский ДОК") поступило 10 заявок, включая заявку ООО "Регион - Авто".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.05.2019 N 2/3.1, победителем открытого конкурса по лоту N 1 признано ООО "Регион-Авто".
На основании протокола подведения итогов открытого конкурса N 2/4.1, опубликованного 24.05.2019, победителю конкурса по лоту N 1 - ООО "Регион-Авто" решено выдать свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты муниципального маршрута на срок пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе.
В адрес ООО "Регион-Авто" от организатора конкурса - управления 30.05.2019 поступило уведомление от 29.05.2019 N 94-04-806/5 о поступлении в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - антимонопольный орган) жалобы ГУП "Башавтотранс" и приостановлении торгов.
На официальном сайте организатора конкурса 11.06.2019 опубликовано извещение о том, что во исполнение предупреждения антимонопольного органа от 07.06.2019 N ТО 002/02/15-1153/2019 и на основании изданного управлением приказа от 10.06.2019 N 34 состоявшийся открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа, информация о котором размещена 20.03.2019 и где разыгрывался маршрут N 110-м, аннулирован.
Посчитав действия антимонопольного органа и управления незаконными, ООО "Регион-Авто" обратилось в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2020 по делу N А07-20244/2019 приказ управления от 10.06.2019 N 34 в части аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа, информация о котором размещена 20.03.2019 на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.ufacity.info/auction/), признан незаконным и отменен. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу NА07-20244/2019 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2020 изменено, предупреждение антимонопольного органа от 07.06.2019 N Т0002/01/15-1153/2019, а также приказ управления от 10.06.2019 N 34 в части аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" (лот N 1) признаны недействительными (незаконными). Вместе с тем, в удовлетворении требований в части выдачи карт маршрута и свидетельства обществу - как победителю конкурса, отказано в связи с исключением маршрута N 110-м из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок приказом управления от 27.12.2019 N 72.
Как указало общество, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции по делу N А07-20244/2019 из дополнения к апелляционной жалобе управления ему стало известно о том, что управление с учетом мнения межведомственной комиссии в связи с неоказанием услуг по организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту N 110-м "СТЦ МегаУфа" - Уфимский ДОК" принято решение об отмене этого маршрута, в результате чего маршрут был исключен из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок. При этом, на официальном сайте администрации информация об отмене 23 маршрутов (включая спорный маршрут) появилась лишь в августе 2020 года, и не содержала реквизитов принятых управлением решений, предшествующих размещению данной информации.
По мнению ООО "Регион-Авто", решение об отмене маршрута принято с целью воспрепятствования реальному восстановлению нарушенных его прав и законных интересов.
Общество 10.08.2020 обратилось в управление с заявлениями о выдаче свидетельства и карты маршрута по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". В ответ на это обращение управление письмом от 11.08.2020 отказало в выдаче правоустанавливающих документов для осуществления перевозочной деятельности по спорному маршруту.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Регион-Авто" в суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований общества.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, признал их законными и обоснованными, оставил без изменения судебный акт суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В силу части 1 статьи 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Законом N 220-ФЗ, в силу которого регулярные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам (организация таких перевозок осуществляется в порядке, установленном статьей 14 указанного Закона, на основании государственных или муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе) и по нерегулируемым тарифам (организация таких перевозок осуществляется в порядке, установленном статьей 17 указанного Закона, на основании свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрута, выдаваемых по итогам проводимого в соответствии со статьей 19 этого Закона конкурса).
В силу части 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Статьей 12 Закона N 220-ФЗ установлено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений этого Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 части 1). Установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 1.1). Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 этого Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2). Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3). Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 N 58/2 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение об организации транспортного обслуживания) и Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов).
Пунктом 5 Решения Совета городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 26.02.2016 N 58/2 установлено, что уполномоченным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан на осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения является отраслевое (функциональное) подразделение администрации - Управление транспорта и связи.
В соответствии с абзацем 11 пункта 1.7 Положения об организации транспортного обслуживания, в целях организации регулярных перевозок уполномоченный орган устанавливает, изменяет, отменяет муниципальные маршруты регулярных перевозок городского округа на основании решений межведомственной комиссии.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.03.2016 N 294 утверждено Положение о межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с которым, межведомственная комиссия является межведомственным координационным органом, образованным для обеспечения координации действий органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления муниципального регулирования транспортного обслуживания населения владельцами транспорта, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1). Комиссия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, полномочна при установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа, в соответствии с Положением о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов определять целесообразность установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа (пункт 5.1).
Пунктами 2.3, 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов установлено, что инициаторами установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок могут выступать: Совет городского округа; Администрация городского округа; перевозчики, иные индивидуальные предприниматели, юридические лица; население городского округа. Отмена существующего муниципального маршрута осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 2.1-2.4 этого Положения. Решение уполномоченного органа об отмене муниципального маршрута выносится с учетом решения межведомственной комиссии о целесообразности существования муниципального маршрута. Муниципальный маршрут считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа. Сведения об отмене муниципального маршрута размещаются на официальном сайте Администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех дней со дня внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа.
Из обстоятельств дела следует, что пунктом 1 раздела 3.1.1 Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019-2023 годы, утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.01.2019 N 77, в 2019 году предусмотрено установление муниципального маршрута регулярных перевозок N 110-м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" по нерегулируемым тарифам. Согласно графику (пункт 4.1. документа планирования) в этот же промежуток времени запланировано проведение открытого городского конкурса на право получения свидетельства по данному маршруту.
По результатам проведенного в мае 2019 года конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" победителем признано ООО "Регион-Авто".
Как установлено судами, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту и карты маршрута обществу не выданы, поскольку во исполнение предупреждения антимонопольного органа от 07.06.2019 N ТО 002/02/15-1153/2019 на основании изданного управлением приказа от 10.06.2019 N 34 открытый конкурс аннулирован.
Судами приняты во внимание выводы судов при рассмотрении дела N А07-20244/2019, в рамках которого проверялась законность указанных предупреждения антимонопольного органа от 07.06.2019 N Т0002/01/15-1153/2019, а также приказа управления от 10.06.2019 N 34, и установлено, что постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по указанному делу названные предупреждение антимонопольного органа и приказ управления признаны недействительными.
Судами установлено также, что в период рассмотрения указанного судебного спора в связи с тем обстоятельством, что ООО "Регион-Авто" (победитель конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК") не приступило к оказанию услуги по организации пассажирских перевозок по маршруту, управление обратилось в МУП "Уфагортранс" с письмом о возможности рассмотрения на очередной межведомственной комиссии вопроса об исключении из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан спорного муниципального маршрута регулярных.
Судами принято во внимание, что Межведомственной комиссией 20.12.2019 рассмотрен вопрос о целесообразности отмены 23 муниципальных маршрутов регулярных перевозок, включая муниципальный маршрут регулярных перевозок N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК", по результатом которого комиссией принято решение рекомендовать управлению отменить 23 муниципальных маршрута регулярных перевозок, исключив их из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что послужило основанием для издания управлением 27.12.2019 оспоренного приказа N 72 о внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которым в реестр внесены сведения об отмене 23 муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В силу пункта 4.1 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов отмена существующего муниципального маршрута осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 2.1-2.4 этого Положения.
В пункте 2.1 указанного Положения перечислены основания, которые могли бы повлиять на принятие уполномоченным органом и межведомственной комиссией об (установлении) отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа, а именно: потребность в регулярных перевозках пассажиров по устанавливаемому муниципальному маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток); расположение начальных и конечных остановочных пунктов по муниципальным маршрутам в местах, обеспечивающих соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения; соблюдение экологических требований; расположение площадок для разворота и межрейсового отстоя автобусов, троллейбусов, трамваев в начальных и конечных остановочных пунктах по муниципальному маршруту; наличие посадочных площадок на начальных, промежуточных и конечных остановочных пунктах муниципального маршрута; наличие специальных площадок - "карманов" для заездов транспортных средств на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах муниципального маршрута; возможность обеспечения координированного движения автобусов, трамваев, троллейбусов на устанавливаемом муниципальном маршруте с движением автобусов, троллейбусов, трамваев на существующих муниципальных маршрутах; результаты обследования дорожных условий; соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройству дорог, а также железнодорожных переездов требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив обстоятельства дела применительно к пункту 2.1 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, суды обоснованно не установили ни одного из перечисленных обстоятельств в рассматриваемой ситуации, сделав правильный вывод об отсутствии у управления законных оснований для отмены утвержденного маршрута.
Судами верно указано на то, что до 13.03.2020 утвержденный в городском округе город Уфа документ планирования регулярных перевозок предусматривал установление в первом полугодии 2019 года нового маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 110-м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК", каких-либо мероприятий по изменению, отмене, изменению вида перевозок по спорному маршруту указанным нормативным правовым актом не предусматривалось.
Судами учтено, что постановлением администрации от 13.03.2020 N 333 в указанный документ планирования внесены изменения, в соответствии с которыми в 2019 году предусмотрена отмена муниципального маршрута регулярных перевозок N 110-м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" по нерегулируемым тарифам (пункт 5 раздела 3.1.2), ввиду того, что, согласно пункта 10 раздела 3.1.1 документа планирования, в 2020 году предусмотрено установление муниципального маршрута регулярных перевозок N 110-м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" по регулируемым тарифам.
Давая оценку данным изменениям, суды верно определили, что они свидетельствуют лишь о запланированном нормативным актом изменении регулярных перевозок (при этом, запланированном на уже прошедший период), тогда как непосредственно отмена маршрута осуществлена оспоренным по рассматриваемому делу приказом управления.
При этом, как обоснованно заключили суды, управлением при издании оспоренного приказа, не учтены положения части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, предусматривающие вступление в силу решения об отмене маршрута в случае выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по такому маршруту лишь по окончании срока действия этого свидетельства.
Как верно установили суды, в данном случае на момент принятия оспоренного приказа об отмене маршрута и исключения его из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также на момент внесения указанного изменения в документ планирования регулярных перевозок имелся судебный спор по вопросу законности аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок по спорному муниципальному маршруту, по результатам которого заявителю как победителю конкурса, подлежало выдаче свидетельство об осуществлении перевозок на срок пять лет. По итогам рассмотрения этого судебного спора приказ об аннулировании конкурса признан недействительным, в связи с чем заявителю подлежало выдаче свидетельство об осуществлении перевозок по спорному маршруту на срок пять лет, и до истечения этого срока заявитель вправе рассчитывать на то, что маршрут не будет отменен.
В этой связи ссылка заявителя жалобы на внесенные постановлением администрации от 13.03.2020 N 333 изменения в документ планирования регулярных перевозок как на обстоятельство, подтверждающее обоснованность издания оспоренного по рассматриваемому делу приказа управления, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что оспоренным приказом управления фактически обществу созданы препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что подтверждает факт нарушения изданием этого приказа в рассматриваемой части прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, сделав обоснованный вывод о несоответствии действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения приказа управления от 27.12.2019 N 72 в части отмены и исключения из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрута N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК".
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие у общества возможности осуществлять перевозку пассажиров по рассматриваемому маршруту, поскольку заявитель относится к микропредприятиям со среднесписочной численностью работников - 15 человек и в настоящее время обслуживает один маршрут, в отношении которого в Реестре муниципальных маршрутов установлено количество транспортных средств - 20 единиц, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции как основанная исключительно на предположениях. При этом апелляционный суд верно указано на то, что на момент издания оспоренного приказа каких-либо сомнений в возможности осуществления заявителем перевозок пассажиров по спорному маршруту у управления не имелось, а вопрос о технических возможностях выполнения перевозок являлся предметом оценки конкурсной комиссии при сопоставлении заявок участников открытого конкурса, по итогам которого общество признано победителем.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные ООО "Регион-Авто" требования в данной части и обязали управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления (включения) сведений о спорном маршруте в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, то все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 по делу N А07-22822/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.