Екатеринбург |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А07-10104/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу N А07-10104/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Инженерный центр "Техника" (далее - учреждение) - Ярцева К.М. (доверенность от 117.01.2022, диплом), Нургалиева Э.Ф. (доверенность от 17.01.2022 N 08/22).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к учреждению о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК-ТСК".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), указывает, что учитывая объем и содержание подлежащей раскрытию перевозчиком информации в ежеквартальных отчетах, непредставление отчетов создает препятствие уполномоченному органу в реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении исполнения перевозчиком установленного расписания маршрута и принятию решений в рамках своих полномочий.
Кроме того, Управление отмечает, что прекращение действия свидетельства по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 220-ФЗ, лишает права на осуществление перевозки по определенному маршруту, но не лишает учреждение права на осуществление перевозок по иным маршрутам, с соответствующим правом на участие в конкурсе на осуществление перевозок при наличии к тому правовых оснований.
Управление также ссылается на то, что учреждению выдано свидетельство об осуществлении перевозок серии 080401 N 00193 для обслуживания маршрута N 207, однако в пояснениях учреждение ссылается в отношении агентского договора от 28.10.2019 на сопровождение деятельности перевозчика, на иное свидетельство.
Управление обращает внимание суда округа на то, что учреждение неоднократно нарушало требования действующего законодательства связанного с организацией транспортного обслуживания населения, в том числе в части обязанности по передаче в региональную навигационную информационную систему Республики Башкортостан информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управление согласно пункту 5 решения Совета городского округа г. Уфа от 26.02.2016 N 58/2 "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - решение Совета N 58/2) является отраслевым (функциональным) подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по организации транспортного обслуживания населения.
Управлением учреждению выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК - ТСК Пушкинский".
Ссылаясь на то, что учреждением за 4 квартал 2020 г. и за 1 квартал 2021 г. отчеты об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 207 "Уфимский ДОК - ТСК Пушкинский" в Управление не представлены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193.
Суды, сделав вывод о том, что допущенные учреждением нарушения являются устранимыми и не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона N 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Порядок и основания прекращения и приостановления действия указанных свидетельств установлены статьей 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ право уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего свидетельство, на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года непредставления в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" установлен срок представления такого отчета - ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2).
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт непредставления учреждением ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 207 за отчетные периоды - за 4 квартал 2020 г. и за 1 квартал 2021 г. Однако учреждением предпринимались меры по устранению допущенного нарушения. Нарушение сроков предоставления отчетов произошло в связи с ненадлежащим исполнением своих договорных обязательств со стороны индивидуального предпринимателя Миназова К.З. (агент) по договору от 28.10.2019 N 1, заключенному с учреждением (принципал). В соответствии с предметом названного договора агент обязуется от имени принципала совершать юридические действия, необходимые для надлежащей организации, сопровождения и обеспечения деятельности принципала в соответствии со Свидетельством серии 080401 N 000050 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК - музей Нестерова" в городе Уфе - деятельности перевозчика муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам. В обязанности агента также входило представление ежеквартальных отчетов. Однако агент обязанность по предоставлению квартального отчета за 4 квартал 2020 г. не исполнил и учреждение об указанном факте не уведомил, в связи с этим учреждение не могло представить соответствующий отчет в Управление.
Кроме того, письмом от 01.12.2020 индивидуальный предприниматель Миназов К.З. уведомил учреждение о расторжении с 01.01.2021 договора от 28.10.2019 N 1. Вместе с тем, осуществление перевозок по маршруту N 207 продолжалось в январе 2021 г. без включения автобусов, осуществляющих перевозки, в реестр, что явилось основанием для привлечения учреждения постановлением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22.03.2021 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ в виде приостановления деятельности по перевозке пассажиров на 30 суток, начиная с 22.03.2021.
В связи с этим у учреждения отсутствовала возможность своевременного представления отчета за 1 квартал 2021 г. в виду нахождением работников учреждения в административном отпуске, в том числе специалиста по составлению данной отчетности.
Судами верно принято во внимание, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
На основании изложенного судами при оценке характера совершенного нарушения правомерно принято во внимание, что отчетность в течение длительного времени за предыдущие отчетные периоды представлялась учреждением в Управление с соблюдением установленного срока. Впоследствии допущенные нарушения учреждением устранены, отчеты за 4 квартал 2020 г. и за 1 квартал 2021 г. представлены ответчиком в Управление 29.06.2021 и 28.04.2021 соответственно. Обязательства по оказанию услуг по перевозке пассажиров учреждением исполнялись надлежащим образом.
Кроме того, судами учтено, что допущенные учреждением нарушения являются устранимыми и не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства. Доказательств негативных последствий от рассматриваемого нарушения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации применение к учреждению такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок будет являться несоразмерным допущенному нарушению.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу N А07-10104/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлен и материалами дела подтвержден факт непредставления учреждением ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 207 за отчетные периоды - за 4 квартал 2020 г. и за 1 квартал 2021 г. Однако учреждением предпринимались меры по устранению допущенного нарушения. Нарушение сроков предоставления отчетов произошло в связи с ненадлежащим исполнением своих договорных обязательств со стороны индивидуального предпринимателя Миназова К.З. (агент) по договору от 28.10.2019 N 1, заключенному с учреждением (принципал). В соответствии с предметом названного договора агент обязуется от имени принципала совершать юридические действия, необходимые для надлежащей организации, сопровождения и обеспечения деятельности принципала в соответствии со Свидетельством серии 080401 N 000050 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК - музей Нестерова" в городе Уфе - деятельности перевозчика муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам. В обязанности агента также входило представление ежеквартальных отчетов. Однако агент обязанность по предоставлению квартального отчета за 4 квартал 2020 г. не исполнил и учреждение об указанном факте не уведомил, в связи с этим учреждение не могло представить соответствующий отчет в Управление.
Кроме того, письмом от 01.12.2020 индивидуальный предприниматель Миназов К.З. уведомил учреждение о расторжении с 01.01.2021 договора от 28.10.2019 N 1. Вместе с тем, осуществление перевозок по маршруту N 207 продолжалось в январе 2021 г. без включения автобусов, осуществляющих перевозки, в реестр, что явилось основанием для привлечения учреждения постановлением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22.03.2021 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ в виде приостановления деятельности по перевозке пассажиров на 30 суток, начиная с 22.03.2021."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф09-10732/21 по делу N А07-10104/2021