г. Челябинск |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А07-10104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу N А07-10104/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Кузнецова Людмила Анатольевна (предъявлен паспорт, доверенность от 09.02.2021, диплом);
от заинтересованного лица - Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Инженерный центр "Техника" - Ярцева Ксения Михайловна (предъявлен паспорт, доверенность от 19.09.2021, диплом);
явившийся в судебное заседание представитель Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Инженерный центр "Техника" Кротова Марина Алексеевна к участию в деле в качестве представителя не допущена, поскольку не представлен диплом о наличии высшего юридического образования, присутствовала в судебном заседании в качестве слушателя.
Управление транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования инженерный центр "Техника" (далее - учреждение, ЧОУ ДПО ИЦ "Техника") о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК-ТСК".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 03.08.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов жалобы ее податель, ссылаясь на пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), указывает, что учитывая объем и содержание подлежащей раскрытию перевозчиком информации в ежеквартальных отчетах, непредставление отчетов создает препятствие уполномоченному органу в реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении исполнения перевозчиком установленного расписания маршрута и принятию решений в рамках своих полномочий. Также апеллянт отмечает, что прекращение действия свидетельства по основаниям, предусмотренным Законом, лишает права на осуществление перевозки по определенному маршруту, но не лишает учреждение права на осуществление перевозок по иным маршрутам, с соответствующим правом на участие в конкурсе на осуществление перевозок при наличии к тому правовых оснований.
Кроме того, податель жалобы обращает внимание суда на то обстоятельство, что в пояснениях учреждения о заключении с ИП Миназовым К.З. агентского договора содержится ссылка на иное свидетельство об осуществлении перевозок - серии 080401 N 000050, тогда как в рамках настоящего дела заявлены требования о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок серии 080401 N 000193. Апеллянт также отмечает, что согласно журналу учета свидетельство по доверенности от ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" получено 17.12.2019, при этом положения Закона N 220-ФЗ не предусматривают возможность передачи выданных юридическому лицу свидетельств и карт маршрута для обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок другим лицам. Таким образом, поскольку свидетельство об осуществлении перевозок выдано ЧОУ ДПО ИЦ "Техника", именно на нем и лежит обязанность подтверждения надлежащего исполнения обязанности по представлению отчетов.
Помимо указанного, Управление отмечает, что учреждение неоднократно нарушало требования действующего законодательства связанного с организацией транспортного обслуживания населения, в том числе в части обязанности по передаче в региональную навигационную информационную систему Республики Башкортостан информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" представило в материалы дела отзыв, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление транспорта и связи Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан согласно пункту 5 решения Совета ГО г. Уфа РБ от 26.02.2016 г. N 58/2 "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - решение Совета ГО г. Уфа РБ от 26.02.2016 г. N 58/2) является отраслевым (функциональным) подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по организации транспортного обслуживания населения.
Управлением ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК - ТСК Пушкинский.
Ссылаясь на то, что ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" за 4 квартал 2020 года и за 1 квартал 2021 года отчеты об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 207 "Уфимский ДОК - ТСК Пушкинский" в Управление предоставлены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Законом N 220-ФЗ.
Статьей 17 этого Закона установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Порядок и основания прекращения и приостановления действия указанных свидетельств установлены статьей 29 Закона N 220-ФЗ,
Пунктом 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено право уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего свидетельство, на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного в течение одного года непредставления в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" установлен срок представления такого отчета - ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2).
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Факт непредставления учреждением ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 207 за отчетные периоды - за 4 квартал 2020 года и за 1 квартал 2021 года материалами дела подтверждается и не оспаривается ЧОУ ДПО ИЦ "Техника".
Вместе с тем, как пояснило учреждение в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, им были предприняты меры по устранению допущенного нарушения и представлены отчеты об осуществлении регулярных перевозок, при этом нарушение сроков предоставления отчетов произошло в связи с ненадлежащим исполнением своих договорных обязательств со стороны ИП Миназова К.З. по договору от 28.10.2019 N 1.
Судом первой инстанции установлено, что между ИП Миназов Конофи Зулкофиевич (Агент) и ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" (Принципал) заключен агентский договор от 28.10.2019 N 1 на организацию, сопровождение и обеспечение деятельности перевозчика муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. В соответствии с предметом договора (пункт 1.1.) Агент обязуется от имени Принципала совершать юридические действия, необходимые для надлежащей организации, сопровождения и обеспечения деятельности Принципала в соответствии со Свидетельством серии 080401 N 000050 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК - музей Нестерова" в городе Уфе - деятельности перевозчика муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам.
При этом из пояснений учреждения следует, что в обязанности ИП Миназова К.З. входило представление ежеквартальных отчетов. Однако ИП Миназов К.З. обязанность по предоставлению квартального отчета за 4 квартал 2020 года не исполнил и ответчика об указанном факте не уведомил, в связи с чем учреждение не могло представить соответствующий отчет в Управление, поскольку ранее указанные отчеты представлялись ИП Миназовым К.З. самостоятельно и в установленный законом срок.
Письмом от 01.12.2020 исх. N 109 ИП Миназов К.З. уведомил организацию о расторжении с 01.01.2021 договора от 28.10.2019 N1. Вместе с тем, предприниматель продолжил фактическое осуществление перевозок по маршруту N 207 в январе 2021 года без включения автобусов, осуществляющих перевозки, в реестр, что явилось основанием для привлечения учреждения постановлением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22.03.2021 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ в виде приостановления деятельности по перевозке пассажиров на 30 суток, начиная с 22 марта 2021 года.
Таким образом, согласно пояснениям учреждения, у него также отсутствовала возможность своевременного представления отчета за 1 квартал 2021 года в связи с нахождением работников учреждения в административном отпуске, в том числе специалиста по составлению данной отчетности.
Как верно отмечено Управлением в апелляционной жалобе, свидетельство об осуществлении перевозок выдано ЧОУ ДПО ИЦ "Техника", в связи с чем, именно на нем и лежит обязанность подтверждения надлежащего исполнения обязанности по представлению отчетов.
Вместе с тем, как было указано выше, в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий, в связи с чем, указанные доводы Управления не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для удовлетворения заявленных требований и прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Наряду с указанными выше обстоятельствами судом первой инстанции при оценке характера совершенного нарушения правомерно принято во внимание, что отчетность в течение длительного времени за предыдущие отчетные периоды представлялась учреждением в Управление с соблюдением установленного срока. Кроме того, впоследствии допущенные нарушения учреждением устранены, отчеты за 4 квартал 2020 года и за 1 квартал 2021 года представлены ответчиком в Управление 29.06.2021 и 28.04.2021 соответственно, что подтверждается письмами от 28.06.2021 исх.N 334 и от 27.04.2021 исх. N 235.
Судом первой инстанции также установлено, что учреждение оказывало услуги населению по перевозке пассажиров автобусным маршрутом N 207 в периоды 4 квартал (октябрь-декабрь) 2020 года и 1 квартал (январь-март) 2021 года надлежащим образом, регулярно и каждодневно; существенных нарушений условий перевозки Управлением не выявлено, что свидетельствует о надлежащем исполнении принятых ЧОУ ДПО ИЦ "Техника" обязательств по оказанию услуг по перевозке пассажиров.
Приняв во внимание доводы учреждения, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации применение к учреждению такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок будет являться несоразмерным допущенному нарушению, поскольку фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления учреждением перевозок по указанному маршруту и отсутствия у граждан-пассажиров возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту до проведения нового открытого конкурса.
Кроме того, судом учтено, что допущенные ответчиком нарушения являются устранимыми и не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства. Управление не обосновало наличие каких-либо негативных последствий от данного нарушения.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что выявленное нарушение является существенным, причинило значительный ущерб публичным интересам и привело к каким-либо иным неблагоприятным последствиям, заявитель в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, достаточных оснований к удовлетворению заявления Управления и прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 080401 N 000193 по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 207 "Уфимский ДОК-ТСК", выданного ЧОУ ДПО ИЦ "Техника", не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2021 по делу N А07-10104/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10104/2021
Истец: Управление транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ
Ответчик: ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "ТЕХНИКА"