Екатеринбург |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А60-14316/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2021 по делу N А60-14316/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Терехина Т.А. (доверенность от 23.12.2021 N 08-22/1424).
Комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении от 05.03.2021 N КУВД-001/2020-26568864/2, об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала 66:48:0303001:263, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок 38, с кадастровым номером 66:48:0303001:263 площадью 10 939 кв. м, категория земель - земли населённых пунктов, с разрешенным использованием - производственное назначение, являющегося муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании заявления от 30.11.2020 N КУВД-001/2020-26568864 и представленных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства".
Решением суда первой инстанции от 12.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение удами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, правовых оснований для регистрации права собственности Качканарского городского округа на спорный земельный участок не имеется. Со ссылкой на положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" заявитель полагает, что, поскольку земельный участок не был передан в пользование соответствующей организации или занят объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, следовательно такой земельный участок должен быть отнесен к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Заявитель отмечает, что в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 04.03.2021 отсутствуют сведения о наличии на спорном земельном участке зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, документов и доказательств наличия оснований для возникновения права собственности в отношении земельного участка заявителем не представлено, характеристики земельного участка не свидетельствуют о факте возникновения муниципального права в силу закона. Также, по мнению заявителя, закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" не влечет разграничения права собственности на земельный участок и приобретение соответствующего права муниципальным образованием. Кроме того, заявитель поясняет, что отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не означает, что объект не находится в собственности Российской Федерации, так как учет федерального имущества носит заявительный характер. Заявитель настаивает на том, что решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка за муниципальным учреждением произведено с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Комитет представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) установлен порядок осуществления государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ признан утратившим силу, в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся (пункт 2 статьи 3.1): занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся (пункт 3 статьи 3.1): земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020), закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.
Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что на основании постановления Администрации Качканарского городского округа от 12.08.2020 N 704 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства" в постоянное (бессрочное) пользование указанного лица предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок 38, с кадастровым номером 66:48:0303001:263 площадью 10 939 кв. м, категория земель - земли населённых пунктов, с разрешенным использованием - производственное назначение.
В межмуниципальный отдел по Качканарскому, Лесному, Нижнетуринскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 30.11.2020 подано заявление N КУВД-001/2020-26568864 о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промышленная зона, 9 квартал, участок 38, с кадастровым номером 66:48:0303001:263, являющийся муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
К заявлению приложены сведения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2020 N 17318; сведения управления от 05.10.2020 N 10907; уведомление от 17.11.2020 N 2168.
Межмуниципальным отделом по Качканарскому, Лесному, Нижнетуринскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 04.12.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации права (уведомление от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-26568864/1) в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 66:48:0303001:263, в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Межмуниципальным отделом по Качканарскому, Лесному, Нижнетуринскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 05.03.2021 отказано в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала 66:48:0303001:263, с указанием следующих оснований: заявителем на государственную регистрацию права собственности Качканарского городского округа были представлены заявление в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:48:0303001:263, сообщения об отсутствии в реестре государственного имущества Свердловской области и в реестре федерального имущества сведений о данном земельном участке, а также уведомление о том, что земельный участок является муниципальной собственностью в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Также в указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства". В Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 04.03.2021 отсутствуют сведения о наличии на данном земельном участке зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Характеристики земельного участка не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, комитет обратился в арбитражный суд.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства настоящего дела и представленные в материалы дела доказательства, суды не установили обстоятельств, ограничивающих возможность принятия органом местного самоуправления решения о закреплении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным учреждением.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управлением не доказано отсутствие необходимости передачи спорного земельного участка в пользование муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства", также как и наличие препятствующих передаче земельного участка в муниципальную собственность обстоятельств.
Более того суды приняли во внимание, что с 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404", согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, подтверждающий предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу; представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования комитета о признании незаконным решения управления, изложенного в уведомлении от 05.03.2021 N КУВД-001/2020-26568864/2 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала 66:48:0303001:263, об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка 66:48:0303001:263.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2021 по делу N А60-14316/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением не доказано отсутствие необходимости передачи спорного земельного участка в пользование муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства", также как и наличие препятствующих передаче земельного участка в муниципальную собственность обстоятельств.
Более того суды приняли во внимание, что с 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404", согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, подтверждающий предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу; представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф09-10673/21 по делу N А60-14316/2021