Екатеринбург |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А60-31492/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2021 по делу N А60-31492/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИНКО-М" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании недействительным предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - Наливкин Е.В. (доверенность от 10.01.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "ВИНКО-М" (далее - ООО "ВИНКО-М", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (территориальный отдел в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, городе Березовский, городе Верхняя Пышма) (далее - заинтересованное лицо, Управление, Роспотребнадзор) о признании недействительным предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований N 66-10-11/10-2021 от 01.04.2021.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы Управление указывает на то, что судами не учтена максимальная производительность предприятия (161 кг полимерных гранул в час, годовой объем выпускаемой продукции 1200 тонн), не соблюден пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер должен санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований. Отсутствие санитарно-защитной зоны производственного участка заявителя, по мнению заинтересованного лица, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зоне влияния предприятия.
В представленном отзыве общество указывает на законность и обоснованность судебных актов.
Также считает, что решением от 28.09.2020 Верхнепышминского городского суда Свердловской области по делу N 12-230/20 установлена правомерность его действий.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований деятельности заявителя (ООО ВИНКО-М"), а именно: соблюдение санитарных правил и норма, о чем составлен акт проверки от 01.04.2021.
В ходе проверки должностными лицами Роспотребнадзора были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: п. 2.1., 3.1., 3.12., 4.1., 4.3. СанПиН 2.2.172.1.1.1200-03, с целью устранения которых выдано предписание N 66-10-11/10-2021 от 01.04.2021.
Из содержания данного предписания следует, что заявителю в срок до 01.11.2021 необходимо:
1. Разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя по результатам экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух.
Не согласившись с предписанием N 66-10-11/10-2021 от 01.04.2021, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что данное предписание нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил предусмотренную ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемого предписания в части недействительным и удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п. 68 Административного регламента исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года N 764 административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает, в том числе выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
При рассмотрении данного дела, суды пришли к следующим выводам.
Из анализа нормы п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ следует, что предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; проведения социально-гигиенического мониторинга.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Постановление и Правила соответственно).
Вышеуказанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995) утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.
Указанные расчеты согласно п. 16 Правил являются частью проекта санитарно-защитной зоны при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0.1 ПДК и/или ПДУ.
В материалы дела представлено экспертное заключение 66-20-15/14-01-2623-2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", согласно которому ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ) у ООО "Винко-М" не превышает показателя 0,1, из чего следует, что ООО "Винко-М" не является субъектом, на которого распространяет свое действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и соответственно, не относится к предприятию четвертого класса опасности с вытекающей из этого необходимостью разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и получать санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам экспертизы проекта.
Отклоняя доводы о несогласии заинтересованного лица с результатами экспертного заключения, суды обоснованно отметили то, что исследование проведено и данное заключение составлено на основании предписания заинтересованного лица от 09.03.2021 N 66-11-10 4552-2021 о проведении экспертизы (обследование с испытаниями), заключение составлено в соответствии с результатами испытания, отраженными протокола лабораторных испытаний N П1461 от 22.03.2021, пробы отобраны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 (СТСЭВ 1925-79) Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
Несогласие заинтересованного лица с результатами исследования и соответственно экспертного заключения не свидетельствуют о его недостоверности.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2021 по делу N А60-31492/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела представлено экспертное заключение 66-20-15/14-01-2623-2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", согласно которому ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ) у ООО "Винко-М" не превышает показателя 0,1, из чего следует, что ООО "Винко-М" не является субъектом, на которого распространяет свое действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и соответственно, не относится к предприятию четвертого класса опасности с вытекающей из этого необходимостью разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и получать санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам экспертизы проекта.
Отклоняя доводы о несогласии заинтересованного лица с результатами экспертного заключения, суды обоснованно отметили то, что исследование проведено и данное заключение составлено на основании предписания заинтересованного лица от 09.03.2021 N 66-11-10 4552-2021 о проведении экспертизы (обследование с испытаниями), заключение составлено в соответствии с результатами испытания, отраженными протокола лабораторных испытаний N П1461 от 22.03.2021, пробы отобраны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 (СТСЭВ 1925-79) Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2022 г. N Ф09-10714/21 по делу N А60-31492/2021