Екатеринбург |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А60-30626/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" (далее - заявитель, ООО "Газпромнефть - Центр", общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А60-30626/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" - Уханова О.В. (доверенность от 16.12.2021),
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) - Девяткова А.Я. (доверенность от 11.01.2021).
ООО "Газпромнефть - Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству о признании недействительным предписания о демонтаже рекламных конструкций от 21.05.2021 N 17-08- 02/25707.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" просит постановление апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, настаивая на том, что размещенная на баннере информация относится к обязательной информации оказываемых на операторной автозаправочной станции (далее - АЗС) дополнительных услугах, размещение такой информации на АЗС является обычаем делового оборота. Полагает, что на спорном баннере отсутствует объект рекламирования.
Заинтересованное лицо представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что министерством в адрес общества "Газпромнефть-Центр" вынесено оспариваемое предписание о демонтаже рекламной конструкции, размещенной на фасаде операторной автозаправочной станции (АЗС) сети "Газпромнефть" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 123. В течение 3 дней с даты получения предписания удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции, и в течение 30 дней демонтировать указанную рекламную конструкцию, а также скрытый каркас.
Полагая, что указанное предписание вынесено с нарушением законодательства, затрагивает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что брандмауэрное панно, размещенное на фасаде стены здания операторной АЗС по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 123, носит информационный, а не рекламный характер, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах полномочий, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда отменил, в удовлетворении требований отказал, исходя из того, что спорная конструкция подпадает под понятие рекламы, поскольку исключительной или основной целью ее размещения является не указание сведений о юридическом лице в соответствии с требованиями действующего законодательства и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к оказываемым им услугам (например, покупка кофе или иных напитков), с учетом характера и габаритов рекламной конструкции.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда апелляционной инстанции и признает, что им установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 настоящего закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Согласно пункту 9 статьи 19 данного закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна, в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым настоящим законом.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота, о чем и ссылается кассатор в своей жалобе.
Вместе с тем, окружной суд отмечает, что к такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
На основании статьи 3 Закона N 38-ФЗ под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.
К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).
Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования рассматриваемого закона, в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.
В силу частей 5, 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или законного владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также при наличии договора с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что спорная конструкция не содержит какой-либо обязательной для размещения информации: режим работы, адрес организации, однако имеет указание на дополнительную услугу - "Заправься бодростью!!", то есть продажа напитков, которые помогают взбодриться.
Следовательно, как правильно заключил апелляционный суд, информация, размещенная на спорном фасаде, подпадает под признаки рекламы, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке, и следовательно, не относится к обязательной информации об услугах, предлагаемых потребителям, режиме работы предприятия, размещаемой в соответствии со статьей 9 Закона N 2300-1.
Окружной суд поддерживает в связи с вышеизложенным вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемом случае действия общества по установке рекламной конструкции совершены с прямым нарушением требований законодательства о рекламе, в отсутствие надлежащим образом оформленного разрешения и согласования с уполномоченными органами.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания министерства недействительным, в связи с чем правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства, им правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены апелляционного постановления.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А60-30626/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота, о чем и ссылается кассатор в своей жалобе.
Вместе с тем, окружной суд отмечает, что к такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
...
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что спорная конструкция не содержит какой-либо обязательной для размещения информации: режим работы, адрес организации, однако имеет указание на дополнительную услугу - "Заправься бодростью!!", то есть продажа напитков, которые помогают взбодриться.
Следовательно, как правильно заключил апелляционный суд, информация, размещенная на спорном фасаде, подпадает под признаки рекламы, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке, и следовательно, не относится к обязательной информации об услугах, предлагаемых потребителям, режиме работы предприятия, размещаемой в соответствии со статьей 9 Закона N 2300-1."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2022 г. N Ф09-515/22 по делу N А60-30626/2021