Екатеринбург |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А71-13798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Гайдука А. А., Сирота Е. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "ЦЖКУ") и федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "СТУИО") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2021 по делу N А71-13798/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - предприятие "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к учреждению "ЦЖКУ" в лице Жилищно-коммунальной службы N 15 филиала учреждения "ЦЖКУ" о взыскании 881 753 руб. 66 коп. долга, 37 499 руб. 89 коп. неустойки по договору на холодное водоснабжение и водоотведение от 26.12.2019 N 42-5200.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: "3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации", федеральное государственное бюджетное учреждение "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации, учреждение "СТУИО".
Впоследствии учреждение "СТУИО" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Судом первой инстанции приняты к рассмотрению требования о взыскании с первого ответчика 510 827 руб. 36 коп. долга, 99 145 руб. 60 коп. неустойки; со второго ответчика - 75 416 руб. 54 коп. долга.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2021 исковые требования удовлетворены частично. С учреждения "ЦЖКУ" взыскано в пользу предприятия "Водоканал" 326 117 руб. 57 коп. долга, 99 145 руб. 60 коп. неустойки, 14 371 руб. 61 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований к учреждению "ЦЖКУ" отказано. С учреждения "СТУИО" в пользу предприятия "Водоканал" взыскано 95 842 руб. 46 коп. долга, а также 2336 руб. 39 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "ЦЖКУ" просит указанные судебные акты отменить, полагая, что в соответствии с пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" необходимо произвести расчет платы за пользование водой без прибора учета в отношении учреждения "СТУИО" и сминусовать объем с учреждения "ЦЖКУ", представляет свой расчет по иску. Заявитель возражает относительно взыскания неустойки, ссылаясь на то, что ЖСК N 15 входит в состав и является структурным подразделением филиала учреждения "ЦЖКУ" самостоятельным юридическим лицом не является, индивидуальных кодов ИНН, ОГРН, лицевых, расчетных счетов, баланса не имеет, правом распоряжения денежными средствами не наделено. Кроме того, ответчик возражает против удовлетворения требований истца в части взыскания государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение "СТУИО" просит указанные судебные акты отменить, полагая, что ресурсоснабжающая организация предприятие "Водоканал" должна обращаться непосредственно в управляющую компанию, а именно к учреждению "ЦЖКУ" в лице филиала Жилищно-коммунальная служба N 15 (г. Сарапул) по вопросу оплаты образовавшейся задолженности. Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что согласно исковому заявлению между предприятием "Водоканал" и учреждением "ЦЖКУ" заключен договор от 26.12.2019 N 42-5200 на поставку холодного водоснабжения и водоотведения, согласно пункту 7 которого оплата по договору осуществляется учреждением "ЦЖКУ", учреждение "СТУИО" не является стороной по данному договору. При этом положения действующего законодательства Российской Федерации не предусматривают возложение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на третье лицо, не являющееся участником данных правоотношений. Как полагает заявитель, с учетом изложенного учреждение "СТУИО" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, по мнению ответчика, для рассмотрения дела по существу, необходимо исследовать факт не заселённости спорного жилого помещения, так как помещение могло быть передано третьему лицу.
В отзывах на кассационные жалобы предприятие "Водоканал" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, предприятие "Водоканал" является гарантирующим поставщиком, оказывая услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории военного городка N 29 в г. Кирове.
Между предприятием "Водоканал" (Организация ВКХ) и учреждением "ЦЖКУ" (абонент) заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение от 26.12.2019 N 42-5200. Срок действия договора с момента подписания до 31.12.2020 с распространением его условий на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 (пункты 67, 68 договора).
В пункте 1 договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, уплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Объекты абонента согласованы в приложении N 2 к договору.
В соответствии с пунктом 8 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":
30 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема волы или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактического потребления холодной воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц.
В Приложении N 2 к договору указаны следующие объекты учреждения "ЦЖКУ":
N п/п |
Наименование объекта |
Адрес нахождения |
1 |
ЦТП N 47 |
г. Киров, ул. Щорса, 63 |
2 |
Вг 29 ЦТП 85А |
г. Киров, Октябрьский проспект, 119 |
|
Вг 51 ЦТП 500А |
г. Киров, Октябрьский проспект, 119 |
4 |
Вг 51 котельная 500 |
г. Киров, Октябрьский проспект, 119 |
5 |
Вг 48 Военная комендатура гарнизона (3 разряда) |
г. Киров, ул. Романа Ердякова, 40 |
6 |
Вг 10 военный следственный отдел СК России по Кировском гарнизону |
г. Киров, ул. Московская, 28 |
7 |
Вг 52, ФГКУ "1340 ЦОМТИ" МО РФ |
г. Киров, ул. Щорса, 63 |
8 |
Вг 9 Военный комиссариат Кировской области |
г. Киров, ул. Преображенская, 7 |
9 |
Военный комиссариат Кировской области по Первомайскому району Октябрьскому |
г. Киров, ул. Мопра, 111 |
10 |
Вг 15 Областной сборный пункт военного комиссариата Кировской области |
г. Киров, ул. Московская, 121 |
Также в здании, расположенном по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, имеются следующие объекты учреждения "СТУИО", зарегистрированные на праве оперативного управления: помещение N 1006 с кадастровым номером 43:40:000294:593, площадью 489,9 кв. м, помещение N 1004 с кадастровым номером 43:40:000294:594, площадью 1444,9 кв. м (выписка из ЕГРН).
Договор водоснабжения и водоотведения между предприятием Водоканал" и учреждением "СТУИО" не заключен.
Как указал истец, с января по август 2020 г. им оказаны ответчикам услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предъявлены к оплате счета-фактуры на сумму 2 011 982 руб. 03 коп., которые частично не оплачены.
По расчету истца задолженность учреждения "ЦЖКУ" перед ним составила 510 827 руб. 36 коп., задолженность учреждения "СТУИО" - 75 416 руб. 54 коп.
Направленные истцом претензии с предложением оплатить образовавшуюся задолженность оставлены без ответа и удовлетворения, в связи с чем он обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как верно установили суды, между предприятием "Водоканал" и учреждением "СТУИО" сложились фактические отношения по договору водоснабжения и водоотведения в отношении принадлежащих ему помещений N 1006 с кадастровым номером 43:40:000294:593, площадью 489,9 кв. м, N 1004 с кадастровым номером 43:40:000294:594, площадью 1444,9 кв. м, расположенных по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 416-ФЗ количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету. При этом коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ и пункта 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом.
Согласно пункту 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Аналогичный порядок определения объема отведенных сточных вод предусмотрен в пункте 23 Правил N 776.
Истец произвел расчет оказанных услуг в отношении объектов учреждения "ЦЖКУ" на основании показаний приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности и согласованных сторонами в договоре от 26.12.2019 N 42-5200. Спор относительно показаний приборов учета и объема оказанных услуг между сторонами отсутствует.
Согласно пояснениям учреждения "ЦЖКУ", в 29 военном городке имеется технологический ввод холодного водоснабжения (Октябрьский проспект 119), оборудованный двумя коммерческими приборами учета (потребление насосных станций N 1 и N 2). К данной локальной сети холодного водоснабжения присоединены объекты 48 ЦНИИ, Госпиталь, жилые дома, ЦТП85А (собственное потребление учитывается ПУ), Котельная 500А.
Разница между показаниями на вводе N 1 и показаниями перечисленных объектов согласно условиям договора подлежит оплате учреждением "ЦЖКУ".
В в/г 29 (г. Киров, Октябрьский пр-т, 119) установлены приборы учета:
1) Насосная и резервуар N 333 (2 ПУ ВДТХ-80, СТВ-80Х);
2) ЦТП N 85А, Личные нужды ЦТП (ХВС-СГВ-15, ГВС-СГВ-15)
В в/г51 (г. Киров, Октябрьский пр-т, 119) установлены приборы учета:
1) ЦТП N 500А (1ПУ-ВСХН-80)
2) Котельная N 500 (1ПУ - ВСКМ90-25, Личные нужды Котельной ГВС - СГВ15). Также на территории военного городка N 29 находятся жилые дома N 64, N 66 по ул. Московская.
Между сторонами возникли разногласия, касающиеся необходимости предъявления к оплате учреждению "СТУИО" стоимости оказанных услуг холодного водоснабжения ХВС и водоотведения в отношении помещений общежития, расположенного по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119.
В ходе совместного осмотра с акционерным обществом "Кировские коммунальные системы" (до 01.08.2019 гарантирующий поставщик водоснабжения и водоотведения) и представителями федерального государственного бюджетного учреждения "48 ЦНИИ" Минобороны России (правопредшественник общества "ЦЖКУ") установлено, что между двух жилых домов по адресу: Октябрьский пр-т, д. 119 и д. 121, встроено 4-х этажное здание Дом офицеров с общежитием. Здание Дом офицеров со встроенным общежитием согласно представленной выписке из ЕГРН имеет два помещения: помещение N 1004 с кадастровым номером 43:40:000294:594, площадью 1444,9 кв. м и помещение N 1006 с кадастровым номером 43:40:000294:593, площадью 489,9 кв. м, зарегистрированы на праве оперативного управления за учреждением "СТУИО" (акт от 31.01.2018).
С учетом изложенного истец обоснованно предъявил к оплате учреждению "СТУИО" 75 416 руб. 54 коп.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 354 расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно пункту 50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 1 и 21 приложения N 2 к Правилам N 354.
В пункте 7 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено, что в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), электроснабжению согласно пункту 50 Правил N 354 определяется по формуле 7: Vi - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;
Nj.i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
Ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;
Tкр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет объема индивидуального потребления для помещений общежития истцом произведен исходя из количества 59 человек (по количеству помещений).
В отсутствие на объекте приборов учета холодного и горячего водоснабжения, как на общее потребление всего объекта, так и индивидуальных приборов учета расчет следует производить исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, в связи с этим, исходя из расчета истца, с учреждения "СТУИО" подлежит взысканию также 20 425 руб. 92 коп. стоимости холодного водоснабжения и водоотведения, используемых в целях содержания общего имущества общежития.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды, вопреки доводам учреждения "СТУИО", пришли к правильному выводу о том, что в силу норм действующего законодательства расходы по содержанию спорного здания общежития возлагаются на общество "СТУИО".
В пункте 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен пунктом 21 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124).
Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, определяется в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц).
В случае отсутствия общедомовых (коллективных) приборов учета, объем коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества МКД, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
В связи с отсутствием в здании общежития введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения и водоотведения расчет потребления холодной и горячей воды, водоотведения, использованных в целях содержания общего имущества, должен производиться исходя из соответствующего утвержденного норматива.
Нормативы потребления холодной воды, водоотведения в целях содержания общего имущества использующихся в качестве общежитий, равен 0,04 куб. м, 0,08 куб. м на кв. м соответственно.
Контррасчет учреждения "ЦЖКУ" судом проверен и признан верным.
С учетом вышеизложенного исковые требования в части взыскания 95 842 руб. 46 коп. (75 416 руб. 54 коп. стоимость коммунального ресурса для индивидуальных нужд + 20 425 руб. 92 коп. стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества) правомерно удовлетворены за счет средств учреждения "СТУИО", в удовлетворении исковых требований о взыскании 20 425 руб. 92 коп. долга с учреждения "ЦЖКУ" отказано.
Возражения о том, что истцом при определении суммы долга не в полном объеме учтена произведенная ответчиком в апреле 2020 г. оплата в сумме 133 891 руб. 56 коп., обоснованно отклонены. При проверке расчетов сторон судами установлено, что размер общей оплаты по договору в исковой период у сторон совпадает (1 130 228 руб. 37 коп., за исключением платежного поручения от 13.09.2021 на сумму 164 283 руб. 88 коп.). Более того разногласия между сторонами по сумме долга отсутствуют и выявлены ответчиком только при проверке расчета неустойки, при проверке расчета истца судами несоответствий не выявлено.
С учетом изложенного суды верно исходили из того, что исковые требования к учреждению "ЦЖКУ" в части взыскания 326 117 руб. 57 коп. долга подтверждены материалами дела, в связи с чем подлежат удовлетворению. В удовлетворении остальной части требований к учреждению "ЦЖКУ" обоснованно отказано.
В связи с несвоевременной оплатой поставленных энергоресурсов истец предъявил учреждению "ЦЖКУ" требование об уплате 99 145 руб. 60 коп. неустойки за период просрочки с 11.02.2020 по 21.09.2021.
Факт просрочки истцом подтвержден в ходе судебного разбирательства и ответчиком не оспорен. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, суды не установили.
Доводы ответчика о несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства, судами правильно отклонены как неподтвержденные документально.
Расчет неустойки проверен судами и признан правомерным, соответствующим статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиям договора.
С учетом изложенного, требование истца в части взыскания неустойки в сумме 99 145 руб. 60 коп. правомерно удовлетворено судами на основании статей 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод учреждения "ЦЖКУ" о неправомерном взыскании с него госпошлины со ссылкой на то, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен с учетом того, что в рассматриваемом случае на ответчиков согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены возмещаемые расходы истца по уплате госпошлины по иску, возврат уплаченной истцом госпошлины по иску из федерального бюджета в данном случае Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Доводы заявителей кассационных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2021 по делу N А71-13798/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия общедомовых (коллективных) приборов учета, объем коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества МКД, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
...
Расчет неустойки проверен судами и признан правомерным, соответствующим статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиям договора.
С учетом изложенного, требование истца в части взыскания неустойки в сумме 99 145 руб. 60 коп. правомерно удовлетворено судами на основании статей 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод учреждения "ЦЖКУ" о неправомерном взыскании с него госпошлины со ссылкой на то, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен с учетом того, что в рассматриваемом случае на ответчиков согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены возмещаемые расходы истца по уплате госпошлины по иску, возврат уплаченной истцом госпошлины по иску из федерального бюджета в данном случае Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2022 г. N Ф09-612/22 по делу N А71-13798/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-612/2022
19.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15462/2021
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-612/2022
23.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15462/2021
30.09.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13798/20