Екатеринбург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А76-47835/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Симоновой Екатерины Алексеевны (далее - заявитель, предприниматель Симонова Е.А.) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2021 по делу N А76-47835/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Симонов А.В. (доверенность от 01.03.2022, диплом).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2022 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 09.03.2022.
Предприниматель Симонова Е.А. обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Челябинской области (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Миассе и г. Карабаше, г. Чебаркуле, Чебаркульском и Уйском районах) (далее - управление Роспотребнадзора) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2020 N 23/2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей; об отмене результатов внеплановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое постановление (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.07.2021 оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на отсутствии состава административного правонарушения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылается на нарушение управлением норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выразившихся в отсутствии уведомления о проведении проверки, а также в нарушении процедуры привлечения предпринимателя Симоновой Е.А. к административной ответственности. Заявитель считает, что квалификация части 2 статьи 14.43 КоАП РФ не соответствует вменяемому правонарушению, санкции которой подразумевают более строгое наказание, чем санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, так как в силу статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение субъектами малого предпринимательства административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение.
Управление Роспотребнадзора представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки в отношении предпринимателя Симоновой Е.А. управлением составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2021 N 22, которым установлено, что 30.12.2019 в 11.30, осуществляя розничную продаже в отделе "Аврора опт", расположенном в ТК "Мини-Рынок" по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Карпенко, 22, через продавца Новикову И.В. допустила нарушение требований технических регламентов, создающее потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В отделе реализовывалась различная продукция, в том числе никотинсодержащая продукция без содержания табака, что подтверждается наличием выставочных ценников. Указанная продукция предназначена для рассасывания (жевания) с содержанием в своем составе растительные смеси с добавлением никотина.
Управлением Роспотребнадзора вынесено постановление от 24.03.2020 N 23/2 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель Симонова Е.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы, предприниматель Симонова Е.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по административному делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений
Согласно примечанию к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, который устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования и формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Соответствие пищевой продукции техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1 статьи 20 ТР ТС 021/2011).
Частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; 2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции; 3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида; 4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) определено, что пищевые продукты - это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки; безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В нарушение вышеприведенных норм предпринимателем Симоновой Е.А. осуществлялась реализация (в форме предложения к продаже) некурительной никотиносодержащей продукции, относящейся к пищевой, в отсутствие документации, подтверждающей соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управлением вменяется нарушение, выразившееся в том, что 30.12.2019 в 11.30 в отделе предпринимателя Симоновой Е.А., расположенном в ТК "Мини-Рынок" по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Карпенко, 22, через продавца Новикову И.В. допустила нарушение требований технических регламентов, создающее потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора установлено, что в отделе предпринимателя Симоновой Е.А. реализовывалась различная продукция, в том числе никотинсодержащая продукция без содержания табака, что подтверждается наличием выставочных ценников: - никотиновые порции "Лифт полар минт слим медиум" в количестве 2 штуки, в состав которых входит, в том числе, экстракт никотина; - никотиновые порции "Лифт полар минт слим стронг" в количестве 4 штуки, в состав которых входит, в том числе, экстракт никотина; - никотиновые порции "Лифт полар минт слим икс-стронг" в количестве 1 штука, в состав которых входит, в том числе, экстракт никотина; - никотиновые порции "Лифт полар минт слим изи" в количестве 6 штуки, в состав которых входит, в том числе, экстракт никотина.
Указанная продукция предназначена для рассасывания (жевания) с содержанием в своем составе никотина.
Исходя из приведенного в статье 4 ТР ТС 021/2011 определения пищевой продукции, а также из определения, приведенного в статье 1 Федерального закона N 29-ФЗ, любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом регулирования ТР ТС 021/2011.
Предпринимателем Симоновой Е.А. не представлены документы об оценке соответствия реализуемой продукции требованиям действующего регламента (свидетельство о государственной регистрации продукции или декларация о соответствии).
На основании установленных обстоятельств Управлением Роспотребнадзора вменяется административное правонарушение, заключающееся в том, что предпринимателем Симоновой Е.А. не представлены декларации о соответствии на реализуемую продукцию, то есть, осуществлена розничная продажа продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.
Кроме того, факт осуществления предпринимателем Симоновой Е.А. хранения и реализации продукции, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан, без документов, подтверждающих качество и безопасность вышеуказанной продукции, в нарушение требований технических регламентов, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки с фото фиксацией нарушений, объяснениями продавца Новиковой И.В., протоколом об административном правонарушении от 21.02.2021 N 22.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что в результате допущенного нарушения предпринимателем Симоновой Е.А. упомянутых требований при осуществлении хранения и реализации бестабачной жевательной никотиносодержащей смеси, потребителям создается реальная угроза жизни и здоровью жителей, суды пришли к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждено.
Согласно части. 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск) отсутствие вины индивидуального предпринимателя при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от индивидуального предпринимателя.
Вина предпринимателя Симоновой Е.А. в совершении вменяемого административного правонарушения установлена судами и подтверждена материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что предпринимателем Симоновой Е.А. были приняты все меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводам заявителя о нарушении при проведении проверочных мероприятий норм Федерального закона N 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии уведомления о проведении проверки, а также в нарушении процедуры привлечения предпринимателя Симоновой Е.А. к административной ответственности дана надлежащая правовая оценка судами нижестоящих инстанций.
Судами установлено, что материалы дела об административном правонарушении были рассмотрены уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора 24.03.2020 в отсутствии предпринимателя Симоновой Е.А. при надлежащем уведомлении ее о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается почтовым отправлением от 27.03.2020 N 45644043635718, которое возвращено 08.04.2020.
Таким образом, судами верно принято во внимание, что уклонение предпринимателя Симоновой Е.А. от получения почтовой корреспонденции расценивается как недобросовестное поведение, направленное на уход от юридической ответственности.
Все элементы состава правонарушения и правильность его квалификации по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ судами установлены, процедура производства по делу об административном правонарушении проверена, существенных нарушений не установлено.
Оснований для иных выводов по указанным выше фактам и обстоятельствам у суда округа с учетом его полномочий не имеется.
Довод предпринимателя Симоновой Е.А. о возможности замены денежного штрафа на предупреждение были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены со ссылкой на совпадение квалифицирующего признака части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и запрета применения предупреждения, указанного в статье 4.1.1 КоАП РФ (наличие угрозы жизни и здоровью человека).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2021 по делу N А76-47835/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Симоновой Екатерины Алексеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что предпринимателем Симоновой Е.А. были приняты все меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводам заявителя о нарушении при проведении проверочных мероприятий норм Федерального закона N 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии уведомления о проведении проверки, а также в нарушении процедуры привлечения предпринимателя Симоновой Е.А. к административной ответственности дана надлежащая правовая оценка судами нижестоящих инстанций.
...
Все элементы состава правонарушения и правильность его квалификации по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ судами установлены, процедура производства по делу об административном правонарушении проверена, существенных нарушений не установлено.
...
Довод предпринимателя Симоновой Е.А. о возможности замены денежного штрафа на предупреждение были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены со ссылкой на совпадение квалифицирующего признака части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и запрета применения предупреждения, указанного в статье 4.1.1 КоАП РФ (наличие угрозы жизни и здоровью человека)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2022 г. N Ф09-10644/21 по делу N А76-47835/2020