Екатеринбург |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А07-28831/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Рябовой С. Э., Лазарева С. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федюниной Е.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сакаева Рината Хамитовича (далее - глава КФХ Сакаев Р.Х., заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2021 по делу N А07-28831/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном посредством использования систем онлайн-заседания в режиме веб-конференции, приняли участие представители:
главы КФХ Сакаева Р.Х. - Иванов В.А. (доверенность от 17.11.2020);
Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) - Ахунова Э.Р. (доверенность от 17.03.2021).
Глава КФХ Сакаев Р.Х. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство):
- о признании незаконным постановления Администрации от 15.05.2020 N 718 об отказе в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149, площадью 518386 кв. м, адрес местоположения: р-н Кушнаренковский, в границах землепользования СП Шариповский сельсовет, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства;
- об обязании Министерства заключить с заявителем договор аренды земельного участка площадью 518386 кв. м, кадастровый номер 02:36:180709:149, адрес местоположения: р-н Кушнаренковский, в границах землепользования СП Шариповский сельсовет, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов сроком на 5 лет (с учетом уточнения требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава КФХ Сакаев Р.Х., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, испрашиваемый земельный участок в соответствии с положениями подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) должен быть предоставлен главе КФХ Сакаеву Р.Х. без проведения торгов, поскольку он является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и обратился с соответствующим заявлением в Администрацию ранее иных лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.01.2020 глава КФХ Сакаев Р.Х. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149, площадью 518386 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Кушнаренковский район, Шариповский сельсовет, возле д. Шарипово, для ведения сельскохозяйственного производства без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ. Кроме того, заявитель просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявления главой КФХ Сакаевым Р.Х. была приложена справка об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Комиссией по организации муниципального контроля за использованием и охраной земель на территории МР Кушнаренковский район рассмотрено заявление главы КФХ Сакаева Р.Х. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 51,8386 га и предоставлении его в аренду без проведения торгов для ведения сельскохозяйственного производства возле с. Шарипово. По результатам рассмотрения принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении участка в аренду для ведения сельскохозяйственного производства возле д. Шарипово согласно Федеральному закону от 24.07.2002 101-ФЗ путем публикации, о чем заявитель был уведомлен письмом от 21.01.2020 N 01-23/88.
Соответствующее решение оформлено протоколом от 15.01.2020 N 2.
27.02.2020 вынесено постановление Администрации N 268 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 101-ФЗ, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией опубликовано извещение о предоставлении земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: РБ, р-н Кушнаренковский, в аренду сроком на 5 лет со следующими характеристиками: кадастровый номер 02:36:180709:149, площадь 518386 кв. м, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
В связи с поступлением 20.04.2020 заявления о намерении участвовать в аукционе от гражданина Мухаметзянова И.И., постановлением Администрации от 15.05.2020 N 718 заявителю отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149, площадью 518386 кв. м, адрес местоположения: р-н Кушнаренковский, в границах землепользования СП Шариповский сельсовет, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Полагая, что данный отказ в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. В целях выявления таких лиц статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Данная правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка по указанному основанию без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами правомерно учтено, что то обстоятельство, что не все заявившие о предоставлении такого земельного участка лица участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не имеет правового значения, поскольку наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 101-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией после поступления заявления главы КФХ Сакаева Р.Х. опубликовано извещение о предоставлении земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: РБ, р-н Кушнаренковский, в аренду сроком на 5 лет, со следующими характеристиками: кадастровый номер 02:36:180709:149, площадь 518386 с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. В извещении указано, что заинтересованные лица вправе подать заявления о предоставлении земельного участка; срок приема заявлений: с 21.03.2020 по 25.04.2020.
После опубликования извещения, 20.04.2020 от Мухаметзянова И.И. в Администрацию поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет для сельскохозяйственного производства в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем постановлением Администрации от 15.05.2020 N 718 главе КФХ Сакаеву Р.Х. отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149.
Из материалов дела также следует, что впоследствии Администрацией вынесено постановление от 30.10.2020 N 1345 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149" на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем заявители Мухаметзянов И.И., Сакаев Р.Х. извещены уведомлениями от 02.11.2020 N 566, 567 (уведомление вручено Сакаеву Р.Х. 10.11.2020).
С учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела, учитывая, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю без проведения торгов явилось поступление заявления о намерении участвовать в аукционе от Мухаметзянова И.И., суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2021 по делу N А07-28831/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сакаева Рината Хамитовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также следует, что впоследствии Администрацией вынесено постановление от 30.10.2020 N 1345 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:36:180709:149" на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем заявители Мухаметзянов И.И., Сакаев Р.Х. извещены уведомлениями от 02.11.2020 N 566, 567 (уведомление вручено Сакаеву Р.Х. 10.11.2020).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2022 г. N Ф09-1016/22 по делу N А07-28831/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1016/2022
01.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15141/2021
27.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-28831/20
30.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2807/2021