Екатеринбург |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А76-15296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Гайдука А. А., Абозновой О. В.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого посредством веб-конференции, помощником судьи Бабановым И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карабашские абразивы" (далее - ООО "Карабашские абразивы") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 по делу N А76-15296/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ООО "Карабашские абразивы" - Негодяева И.А. (доверенность от 17.12.2020 б/н).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО "Карабашские абразивы" о взыскании 901 160 рублей суммы штрафа за искажение сведений о наименовании груза, 107 673 рубля 60 копеек суммы неоплаченной провозной платы (т. 1, л.д. 5-10).
Определением суда от 04.06.2020 исковое заявление принято к производству (т. 1, л.д. 1-3).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карабашский абразивный завод" (далее - ООО "Карабашский абразивный завод"; т. 1, л.д. 149).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "Карабашские абразивы" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ООО "Карабашские абразивы" несогласно с выводами судов о том, что спорная продукция является абразивным материалом, и при железнодорожных перевозках такая продукция должна перевозиться по коду ЕТСНГ 243065 "Материалы абразивные, не поименованные в алфавите", поскольку по ГОСТ 25137-82, ГОСТ 5578-2019 продукция является песком шлаковым строительным, термин "порошок абразивный" - это профессиональный термин, технический термин, "порошок абразивный" официально отсутствует.
Правовые основания для перевозки продукции, не являющейся абразивным материалом, по коду ЕТСНГ 243065 отсутствуют, суд первой инстанции не изучил ГОСТы на абразивные материалы (ГОСТ 21445-84 "Материалы и инструменты абразивные. Термины и определения" и ГОСТ 23505-79 "Обработка абразивная. Термины и определения"), не дал оценку доводам ответчика.
Ответчик полагает, что, принимая в качестве доказательств по делу коммерческий акт N СКВ1903736/28 от 14.08.2019 г. и акт общей формы N 2/1438 от 14.08.2019 г., составленные истцом, не учел, что при комиссионной проверке и составлении указанных актов истец не осуществлял ни отбор проб груза, ни их исследование.
Кроме того, ни ответчик, ни покупатель ООО "Велесстрой" не извещались истцом о проведении проверки груза и не принимали участия в проверке груза и составлении коммерческого акта и акта общей формы, высказать замечания к актам указанные лица не имели реальной возможности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что общество "Карабашские абразивы" по договору поставки продукции N ДКС/УЗ/000/2017-709 от 01.12.2017 поставило продукцию, отправленную по железнодорожной транспортной накладной ЭО N 007485 (т. 1 д. 32, оборот - 33, т. 2, л.д. 12 оборот-16).
В соответствии с пунктом 1.2 договора поставки номенклатура, ассортимент, единица измерения, количество, цена, стоимость, порядок оплаты и поставки продукции указывается в спецификациях (приложения), согласованные сторонами.
Согласно пункту 2.1.2 договора поставщик обязан передать покупателю совместно с продукцией предусмотренной договором и законодательством документы, относящиеся к продукции, и ее принадлежности: счет-фактуру на отгруженную продукцию, акты приема-передачи, товарные накладные, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, документы, подтверждающие качество продукции (сертификат соответствия, сертификат качества, пригодности, технические паспорта, санитарные сертификаты, сертификаты радиологической безопасности, пожарной безопасности, правил эксплуатации, хранения и т.д.) в зависимости от номенклатуры поставляемой продукции).
04.08.2019 общество "Карабашские абразивы" отправило вагоны N 60805850, N 60587474 по транспортной железнодорожной накладной ЭО N 007485 со станции Пирит Южно - Уральской железной дороги на станцию Крымская Северо - Кавказской железной дороги в адрес грузополучателя общества "Альянс 29".
В разделе "Сведения о грузе" накладной ЭО N 007485 грузоотправитель указал "Шлаки гранулированные", присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 136, упаковка "скн", масса 136402 кг. Содержится отметка в накладной "Погрузка на вагон средствами грузоотправителя", "Масса груза определена грузоотправителем", способ определения массы: по трафарету.
В разделе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной ЭО N 007485 указано "Для ООО "Велесстрой".
Согласно спецификации N 29 от 15.07.2019 к договору поставки N ДКС/УЗ/000/2017-709 от 01.12.2017, а также универсального передаточного документа N СД000002064 от 04.08.2019 на груз, оформленный по договору поставки N ДКС/УЗ/000/2017-709 от 01.12.2017, отправлению подлежал "Порошок абразивный" со ссылкой на ТУ 3989-001-14850363-2004 (т. 2, л.д. 93-94).
В разделе 4 пункта 10.1 спецификации N 29 от 15.07.2019 указано наименование продукции "Абразивный порошок", фракции 0,5-1.8 мм, в разделе 5 спецификации указано ТУ 3989-001-14850363-2004.
Из представленных ООО "Велесстрой" сертификатов качества на продукцию, перевезенную по спорной накладной, следует, что сертификаты выданы на порошок абразивный по ТУ 3989-001-14850363-2004, номер партии В-677, В-678 (т. 2, л.д. 95, оборот).
В сертификатах указано, что порошок абразивный удовлетворяет требованиям ТУ 3989-001-14850363-2004, в универсальном передаточном документе N СД000002064 от 04.08.2019 в разделе 1 указано наименование продукции - "Абразивный порошок", ТУ 3989-001-14850363-2004, фракции 0,5-1,8 мм.
14.08.2019 на станции Крымская Северо - Кавказской железной дороги перевозчиком - обществом "РЖД" произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагонах NN 60805850, 60587474 на соответствие перевозочному документу, а именно: сведениям, указанным в железнодорожной накладной N ЭО007485.
В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагонах NN 60805850, 60587474 значится груз - "шлаки гранулированные", код ЕТСНГ 271008.
Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагонах NN 60805850, 60587474 погружены мешки/специализированные контейнеры белого цвета, всего 68 мест в каждом вагоне. На каждом грузовом месте нанесена маркировка "Карабашский абразив", "Купершлак", ТУ 3989-001-14850383-2004, "Песок строительный" ТУ 08.12.13.003-14043071-2017, вес нетто одного мешка - 1000 кг с погрешностью +/- 5 кг, наименование предприятия изготовителя, номер партии (в вагоне N 60805850- номер партии В-677, в вагоне N 60587474 - номер партии В-678), что следует из оформленного на железнодорожной станции Крымская Северо-Кавказской железной дороги 14.08.2019 коммерческого акта N СКВ1903736/28 (т. 1, л.д. 27-28).
Коммерческим актом N СКВ1903736/28 от 14.08.2019, актом общей формы N 2/1438 от 14.08.2019 установлено, что в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, Приложения N 2 наименования груза Купершлак "Абразивный порошок" относится к Разделу 5 "Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы", код ЕТСНГ243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, является неверными присвоением тарифного класса и занижением провозной платы (т. 1, л.д. 29).
Согласно акту экспертизы N 0489900574 от 16.10.2019, проведенной Торгово-промышленной палатой Ростовской области, перевозимый в спорном вагоне груз "порошок абразивный (купершлак)" по показателям качества не является шлаком гранулированным, а является продуктом его переработки (сушка, фракционирование, упаковка) - абразивным материалом (абразивным порошком), а именно порошком абразивным по ТУ 3989-001-14850363-2004 (т. 1, л.д. 43-46).
В соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ) груз "порошок абразивный по ТУ 3989-001-14850363-2004 необходимо относить к позиции "материалы абразивные, н.п." код 243065.
Из письменных пояснений Министерства транспорта Российской Федерации N Д7-22586-Ш от 14.10.2019 следует, по результатам проведения заседания Экспертной группы, состоявшегося 13-14 февраля 2019 г., принято решение отнести продукцию "Порошок абразивный" по ТУ 3989-003-82101794-2008 или ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 "Материалы абразивные, не поименованные в алфавите" и к коду ГНГ 26219000 "Шлаки и зола, включая золу из морских водорослей (келп), прочие". Данное решение утверждено на семидесятом заседании Совета с вводом их в действие с 01.07.2019.
За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 901 160 рублей (180232 рубля х 5), а также добор установленного тарифа.
Во исполнение обязательного претензионного порядка урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию N ТЦФТОПР-6/1742 от 29.11.2019 с требованием об уплате штрафа и неоплаченной провозной (т. 1 л.д. л.д. 22).
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражным суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации погрузка грузов в вагоны обеспечивается грузоотправителями.
Согласно статье 23 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
В силу статьи 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при перевозке грузов железнодорожным транспортом оформляется перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная, которая подтверждает заключение договора перевозки. Обязанность представить на каждую отправку груза составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной лежит на грузоотправителе.
Перевозчик имеет право проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных. За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава (ст. 27 Устава железнодорожного транспорта).
В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 28 постановления Пленума от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.
Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком, как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта определено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе.
Таким образом, условиями для возложения гражданско-правовой ответственности за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной в виде штрафа являются: факт нарушения - искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов либо иных сведений о них; последствия, заключающиеся в снижении стоимости перевозок грузов или возможном возникновении обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; причинно-следственная связь между нарушением и последствиями. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена законом на истца.
Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), определен порядок внесения сведений в железнодорожную накладную.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 43, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
В силу пункта 2.17 Правил N 39 в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2. Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, установлено, что наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ (Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) опубликована в сборнике N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта (Москва, 1997), с последующими изменениями и дополнениями), перечень позиций которой представлен в приложении 2 настоящего Тарифного руководства, с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил N 39 в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании и массе груза.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 (далее - Тарифное руководство N 1), наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.
Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.
Между сторонами возник спор, к какому тарифному коду относится перевезенный в вагонах груз:
- с позиции ответчика груз подлежит отнесению к коду ЕТСНГ 271008 с наименованием "Шлаки гранулированные". Продукция по коду ЕТСНГ 271008 находится в разделе 5 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов Раздел 5 "Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы", подраздел 270005 "Шлаки гранулированные", позиция в подразделе 271008 "Шлаки гранулированные",
- с позиции истца груз подлежит отнесению к коду ЕТСНГ 243065 "Материалы абразивные н.п.".
Пункт 6 Правил N 43 предусматривает, что в соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименование грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Факт искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной, являющийся основанием для начисления штрафа, подтвержден материалами дела, в том числе коммерческим актом N СКВ1903736/28 от 14.08.2019, актом общей формы N 2/1438 от 14.08.2019, согласно которым в вагонах в вагонах NN 60805850,60587474 погружены мешки/специализированные контейнеры белого цвета, содержащие маркировку "Купершлак", ТУ 3989-001-14850383-2004, в то время, как в соответствии с Тарифным руководством N 1 Прейскуранта N 10-01, Приложения N 2 продукция по ТУ 3989-001-14850383-2004 относится к Разделу 5 "Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы", код ЕТСНГ 243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, является неверными присвоением тарифного класса и занижением провозной платы.
Данные, указанные в актах, документально ответчиком не опровергнуты (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 19 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (далее - Приказ N 374) тара и упаковка должна иметь маркировку, соответствующую технической документации на груз.
При этом представленные договор поставки продукции N ДКС/УЗ/000/2017-709 от 01.12.2017, спецификация N 27 от 31.05.2019 к нему, универсальный передаточный документ N СД000002064 от 04.08.2019 на груз, оформленные по договору поставки, содержат наименование "Порошок абразивный" и ссылку на ТУ 3989-001-14850363-2004, что свидетельствует о том, что грузоотправитель упаковал свой груз как "порошок абразивный" в соответствии с ТУ на именно это наименование груза, однако в перевозочных документах в нарушении статьи 18 Устава, пунктов 18, 19 Приказа N 374 указал "шлаки гранулированные".
Кроме того, как следует из представленных ООО "Велесстрой" сертификатов качества на продукцию, перевезенную по спорной накладной, следует, что сертификаты выданы на порошок абразивный по ТУ 3989-001-14850363-2004, номер партии В-677, В-678, (т. 2, л.д. 95, оборот).
В данных сертификатах указано, что порошок абразивный удовлетворяет требованиям ТУ 3989-001-14850363-2004, в универсальном передаточном документе N N СД000002064 от 04.08.2019 в разделе 1 указано наименование продукции - "Абразивный порошок", ТУ 3989-001-14850363-2004, фракции 0,5-1,8 мм.
В соответствии с расшифровкой ТУ 3989-001-14850363-2004 продукция, закодированная в цифрах "3989" является материалом абразивным.
В соответствии с межгосударственным стандартом "Единая система конструкторской документации. Технические условия, введенной 01.07.1996 года" ГОСТ 2.114-95 (п 3.1) Технические условия являются документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика продукции.
Согласно п. 3.2 стандарта Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию.
Согласно п. 3.7.2 Стандарта на материалы, вещества и т.п. обозначение ТУ формируется из кода ТУ; кода группы продукции по классификатору продукции страны-разработчика ТУ; трех разрядного регистрационного номера, присваиваемого разработчиком; кода предприятия-разработчика ТУ по классификатору предприятия страны-разработчика ТУ; года утверждения документа.
Расшифровка ТУ 3989-001-14850363-2004 выглядит следующим образом: ТУ - технические условия; 3989 - код группы продукции по классификатору продукции страны-разработчика ТУ (по ОКП), (Общая группа 39 0000, 39 0000 - инструмент, технологическая оснастка, абразивные материалы; Подгруппа 398000 - инструмент абразивный, материалы абразивные; Группа в подгруппе 398900 - Продукция абразивная прочая), 001 - трех разрядный регистрационный номер, присвоенный разработчиком; 14850363 - код предприятия - разработчика ТУ по классификатору предприятия страны-разработчика ТУ. 2004 - год утверждения документа.
С учетом изложенного, продукция, являвшаяся предметом перевозки, отнесена самим производителем к материалам абразивным, что соответствует коду ЕТСНГ 243065 "Материалы абразивные, не поименованные в алфавите" в силу пункта 2.2.1 Тарифного руководства N 1.
Таким образом, исковые требования верно признаны судами подлежащими удовлетворению.
Все доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 по делу N А76-15296/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карабашские абразивы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (далее - Приказ N 374) тара и упаковка должна иметь маркировку, соответствующую технической документации на груз.
При этом представленные договор поставки продукции N ДКС/УЗ/000/2017-709 от 01.12.2017, спецификация N 27 от 31.05.2019 к нему, универсальный передаточный документ N СД000002064 от 04.08.2019 на груз, оформленные по договору поставки, содержат наименование "Порошок абразивный" и ссылку на ТУ 3989-001-14850363-2004, что свидетельствует о том, что грузоотправитель упаковал свой груз как "порошок абразивный" в соответствии с ТУ на именно это наименование груза, однако в перевозочных документах в нарушении статьи 18 Устава, пунктов 18, 19 Приказа N 374 указал "шлаки гранулированные".
...
В соответствии с межгосударственным стандартом "Единая система конструкторской документации. Технические условия, введенной 01.07.1996 года" ГОСТ 2.114-95 (п 3.1) Технические условия являются документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика продукции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2022 г. N Ф09-849/22 по делу N А76-15296/2020