Екатеринбург |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А07-31801/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу арбитражного управляющего Ишкарина А.Р. (далее - арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 по делу N А07-31801/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографий по Республике Башкортостан (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к арбитражному управляющему о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2021 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. При этом арбитражный управляющий отмечает, что привлечение к административной ответственности по тому же составу невозможно до вступления в силу ранее вынесенного постановления.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего - без изменения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы арбитражного управляющего не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы о нарушении арбитражным управляющим обязанностей, установленных статьёй 2, пунктов 2, 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 129, пункта 2 статьи 126, пункта 5 статьи 129, пункта 1 статьи 70, пункта 1 статьи 61.11, пункта 1 статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила N 367), Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее - Временные правила).
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ установлены обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 225 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с момента введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Права и обязанности конкурсного управляющего обусловлены целями конкурсного производства, которое применяется к должнику с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
На основании пункта 2 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ при наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона N 127-ФЗ, анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 367 указанные Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Федеральным законом N 127-ФЗ, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что при проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства исследуются: а) учредительные документы должника; б) бухгалтерская отчетность должника; в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника; г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия; д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период; е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки; з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника; к) сведения об аффилированных лицах должника; л) материалы судебных процессов должника; м) материалы налоговых проверок должника; н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.
Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6 Временных правил).
Согласно пункту 8 Временных правил в ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о доказанности события вмененного арбитражному управляющему правонарушения.
При этом суды исходили из того, что при осуществлении процедуры банкротства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экорэт-Финанс" (далее - общество) арбитражным управляющим не приняты меры по истребованию документации общества у бывшего руководителя должника, установлено затягивание процедуры конкурсного производства, выразившееся в непроведении анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, решении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Судами отмечено, что 04.08.2020 в адрес руководителя и ликвидатора должника Кудакаева Р.М. был направлен запрос о передаче документов должника арбитражному управляющему. Указанное требование осталось не исполненным, какие-либо документы не переданы.
Однако, как верно указано судами, ввиду неисполнения запроса, арбитражный управляющего имел возможность своевременно обратиться в суд с заявлением об истребовани бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей у бывшего руководителя должника и ликвидатора Кудакаева Р.М., в то время как обратился в суд только после возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении.
Кроме того, арбитражным управляющим во исполнение своих обязательств были направлены запросы для получения информации, позволяющей провести анализ финансового состояния должника. Между тем, ввиду отсутствия ответов на указанные запросы, арбитражному управляющему необходимо было предпринять попытки по повторному истребованию указанных документов, однако доказательств направления повторных запросов в адрес Федеральной налоговой службы, Ростехнадзора, Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Башкортостан", суду не представлено.
Равно как не представлено доказательств обращения в правоохранительные органы по факту воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего.
Суды, также с учетом положений пункта 1 статьи 61.1, пункта 1 статьи 67, пункта 2 статьи 20.3, пункта 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 1 Правил N 367 установили, что анализ финансового состояния должника и результаты его финансовой деятельности не проведены, не приняты меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
В связи с этим суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина арбитражного управляющего в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные административным органом требования.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Однако суд первой инстанции, приняв во внимание характер правонарушений, счел возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 по делу N А07-31801/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Ишкарина А.Р. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, также с учетом положений пункта 1 статьи 61.1, пункта 1 статьи 67, пункта 2 статьи 20.3, пункта 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 1 Правил N 367 установили, что анализ финансового состояния должника и результаты его финансовой деятельности не проведены, не приняты меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
В связи с этим суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
...
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2022 г. N Ф09-10593/21 по делу N А07-31801/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10593/2021
24.05.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6009/2023
23.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10593/2021
29.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9901/2021
25.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31801/20