Екатеринбург |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А07-18401/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2021 по делу N А07-18401/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан (далее - Министерство, административный орган) от 22.06.2021 N 033-034-Л-21 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично, оспоренное постановление изменено в части примененного наказания, размер административного штрафа уменьшен до 75 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что им приняты все возможные меры для надлежащего учета алкогольной продукции. При этом общество отмечает, что им предприняты попытки перемещения остатков алкогольной продукции в торговый зал и списания продукции, которые не удались в связи с техническими особенностями работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС). Общество полагает, что отсутствие технической возможности списания спорной продукции в системе ЕГАИС подтверждается письменным ответом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - ФСРАР), где говорится о невозможности каких - либо корректировок остатков продукции со старыми марками.
Кроме того, общество ссылается на то, что списание спорной продукции также не возможно, поскольку она внесена в ЕГАИС до перехода на поштучный учет.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 27.01.2016 серии В номер 842951 осуществляет розничную продажу алкогольной продукции. Общество 01.04.2021 обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии в связи с исключением из лицензии обособленного подразделения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д. 30 "б", 1 этаж, пом. 1, 2, 3, 5, лит.А, подвал, пом. 3п, 4п, 5п, лит.А.
В ходе заявления Министерством посредством получения информации на сайте ФСРАР установлено, что в указанном обособленном структурном подразделении общества значатся положительные остатки алкогольной продукции в количестве 60 единиц и отрицательные остатки в количестве - 35 единиц. В адрес общества Министерством 26.04.2021 направлен запрос о предоставлении информации о наличии у общества указанных остатков алкогольной продукции и о необходимости осуществления их внутреннего перемещения между обособленными подразделениями, указанными в лицензии, в соответствии с порядком учета в ЕГАИС.
Общество письмом от 28.04.2021 сообщило, что в связи с пересортом, кражей и боем бутылок, то есть, в связи с фактическим отсутствием бутылок, система ЕГАИС технически не позволяет переместить или списать остатки алкогольной продукции.
Установив, что обществом не были приняты необходимые меры для предоставления достоверной информации в ЕГАИС, что повлекло нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции, Министерство извещением от 24.05.2021 уведомило общество о необходимости явки его представителя 09.06.2021 для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Министерством 09.06.2021 в отношении общества составлен протокол об административным правонарушении N 034-Л-21 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 22.06.2020 Министерством вынесено постановление N 033-034-Л-21 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что названное постановление Министерства незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, счел возможным изменить назначенное наказание, уменьшив его размер менее минимального - до 75 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пунктом 4 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459), действовавших до 31.12.2020, предусмотрено, что организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции (включая розничную ее продажу), являются одними из участников ЕГАИС.
Согласно пункту 16 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 данных Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 данных Правил, в том числе сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), а также номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции.
Подпунктом 30 пункта 6 Правил N 1459 установлено, что ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании пункта 16 данных Правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также формы и сроки представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе. В частности, этим Приказом предусмотрено, что организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка разработаны Методические рекомендации по ведению помарочного учета в ЕГАИС, содержащие методику ведения остатков алкогольной продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС, в соответствии с которой, второй регистр остатков создан для отражения в ЕГАИС остатков алкогольной продукции, переданных со склада (первый регистр) в торговый зал для реализации. При розничной реализации по чекам алкогольная продукция списывается во втором регистре остатков в разрезе алкогольного наименования. Значения на втором регистре остатков могут быть отрицательными в течение одного операционного дня. Переброс остатков между регистрами можно осуществлять по итогам операционного дня в объеме реализованной продукции за текущий день.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, освобождены с 01.01.2018 от обязанности представления деклараций об объеме производства и оборота алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 утверждены Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 2466).
Подпунктом 27 пункта 8 Правил N 2466установлено, что единая информационная система содержит сведения, указанные в подпунктах 3 - 5, 11, 12 и 23 настоящего пункта, в случае списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 2466 организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7, 8, 11 - 14, 17, 19, 22 - 25, 27, 36 и 37 пункта 8 настоящих Правил.
Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397, в соответствии с этим приказом, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции с остатков на складе и торговом зале предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после составления первичного учетного документа, подтверждающего факт списания продукции.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения обществом требований пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ. При этом судами указано, что обществом обстоятельства образования отрицательного и положительного остатка алкогольной продукции в обособленном структурном подразделении общества документально не подтверждены (соответствующие сведения в представленных отчетах об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не отражены). Общество достоверно зная о закрытии своего обособленного подразделения, имея техническую возможность и доступ в ЕГАИС, не предприняло надлежащих мер по обеспечению надлежащего учета оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, в результате чего в ЕГАИС содержится информация о наличии в обособленном структурном подразделении фактически отсутствующей алкогольной продукции.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, а также на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Однако, с учетом характера правонарушения, отсутствия негативных последствий правонарушения, имущественного положения общества, применяя принцип зависимости наказания от тяжести совершенного правонарушения, суды пришли к выводу необходимости уменьшения назначенного наказания до 75 000 руб.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2021 по делу N А07-18401/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ареал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, а также на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф09-1334/22 по делу N А07-18401/2021