Екатеринбург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А71-8531/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Тороповой М.В., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" (далее - организация "СРООиР") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2021 по делу N А71-8531/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании через Арбитражный суд Удмуртской Республики приняли участие представители:
организации "СРООиР" - Лучихин А.В. (доверенность от 17.01.2022);
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики" (далее - заинтересованное лицо, Министерство) - Матвеев И.А. (доверенность от 01.01.2022 N 222-42), Ломаева Л.М. (доверенность от 01.01.2022 N 222-14).
Организация "СРООиР" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства, изложенных в письме N 01-20/04880 от 15.04.2021, направленных на уменьшение квот добычи охотресурсов в "Сарапульском охотничьем хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2021 по делу N А71-8531/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, организация "СРООиР" обжаловала его в порядке апелляционного производства.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация "СРООиР" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что в результате неверных расчетов, допущенных заинтересованным лицом применительно к количеству подлежащих изъятию особей лося, заявка заявителя на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2021 до 01.08.2022 необоснованно уменьшена с 55 запрашиваемых особей до 37.
В обоснование доводов жалобы организация "СРООиР" ссылается на то, что расчет произведен в противоречие Приказу Минприроды России от 11.01.2012 N 1. Как полагает податель жалобы, буквальное толкование данных пунктов предписывает определять протяженность учетных маршрутов не в целом по площади закрепленного охотничьего хозяйства, а отдельно по каждой группе категорий среды обитания (лесу, полю, болоту), с соблюдением пропорции протяженности учетных маршрутов в зависимости от категорий сред обитания, а не их среднеарифметическое значение. Заявитель считает, что судами применена неверная формула подсчета при определении квот добычи лося.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, между организацией "СРООиР" (Охотпользователь) и Министерством 01.08.2019 заключено охотхозяйственное соглашение N 28, в соответствии с которым охотпользователь обязался обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона обязалась предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах Сарапульского охотничьего хозяйства.
Охотпользователем в адрес Министерства 07.04.2021 направлена первоначальная заявка на установление планируемой квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2021 до 01.08.2022 в Сарапульском охотничьем хозяйстве, в том числе на лося в количестве 37 особей.
В адрес Министерства 14.04.2021 направлена повторная заявка на установление планируемой квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2021 до 01.08.2022 в Сарапульском охотничьем хозяйстве, в том числе на лося в количестве 55 особей.
Министерство 15.04.2021 направило в адрес организации "СРООиР" письменный ответ на вышеуказанную заявку за N 01-20/04880, в котором снизило количество выделяемых квот на добычу лося с 55 запрашиваемых до 37 особей с объяснением такого снижения тем, что планируемая квота добычи лося, указанная в заявке на добычу, превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной Министерством в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.
Ссылаясь на то, что при расчете плотности населения лося в Сарапульском охотничьем хозяйстве, Министерство допустило ошибку, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из того, что основания для признания незаконными действий Министерства, направленных на уменьшение квот добычи охотресурсов в "Сарапульском охотничьем хозяйстве", отсутствуют.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом (статья 8 Закона об охоте).
Согласно пункта 3 статьи 24 Закона лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Пунктом 2 статьи 34 Закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий.
В соответствии с пунктами 5, 6 указанной статьи при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (п. 7 ст. 24 Закона об охоте).
Пунктами 9, 10 статьи 24 Закона об охоте предусмотрено, что квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия.
В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке (пункт 11 статьи 24 Закона).
С учетом изложенных норм Приказом Минприроды России от 27.11.2020 N 981 утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, с 1 по 10 апреля (включительно) подают в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья. В заявке на добычу охотничьих ресурсов указываются следующие сведения: а) наименование охотничьих угодий;
б) площадь категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, в тыс. га; в) численность охотничьих ресурсов, полученная при проведении учетов численности охотничьих ресурсов и включенная в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в особях; г) плотность населения охотничьих ресурсов (количество особей на 1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность данного вида охотничьих ресурсов);
д) фактическая добыча видов охотничьих ресурсов за период с 1 августа предыдущего года по 31 марта текущего года, в том числе в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги), в особях; е) планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, в процентах от численности каждого вида охотничьих ресурсов и в особях.
Приказом Минприроды России от 09.03.2021 N 163 срок подачи заявки на добычу охотничьих ресурсов в 2021 году перенесен на 30 апреля.
Статья 38 Закона об охоте предусматривает, что поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 1).
К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий (часть 2).
К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий (часть 3).
Нормативы, предусмотренные настоящей статьей, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
На основании данной нормы Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.
Как следует из таблицы - приложения N 1 к данному приказу, норматив допустимого изъятия охотничьего ресурса, в том числе лося, установлен в зависимости от плотности населения данного ресурса. Плотность определяется как число особей на 1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов. (Согласно ранее действовавшим нормативам, утв. Приказом Минприроды России от 30.04.2010 N 138, число особей определялось на 1000 га площади охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида).
В рассматриваемом деле, доводы кассационной жалобы заявителя сводятся к несогласию с расчетами, применительно к количеству подлежащих изъятию особей лося, допущенных заинтересованным лицом.
Судами установлено, что Министерство при расчете максимально возможной квоты добычи учитывает плотность населения лося на 1000 га площади охотничьего угодья - в соответствии с первой заявкой организации "СРООиР". В результате данная плотность получается равной 3,375 (541 лось/160,3 тыс. га), что влечет необходимость применения норматива - 7% от общей численности лосей (541 x 7% = 37).
Организация "СРООиР" при расчете максимально возможной квоты добычи учитывает плотность населения лося на 1000 га площади категорий среды обитания - в соответствии со второй своей заявкой. Плотность лося для групп среды обитания "лес" равна 8,9 (400 лосей / 44,94 тыс. га), плотность лося для групп среды обитания "поле" равна 1,228 (141 лось / 114,53 тыс. га). В результате организация применяет норматив 12% для леса (400 x 12% = 48) и 5% для поля (141 x 5% = 7) и максимально возможная квота добычи лося получается равной 55.
Несмотря на установление Минприроды России норматива допустимого изъятия в зависимости от площади категорий среды обитания, оно не определило порядок расчета максимально возможной квоты добычи для охотничьего угодья, расположенного в различных средах обитания.
Между тем, приложением N 1 к Приказу Минприроды России от 25.11.2020 N 965 предусмотрено, что для охотничьих угодий, участков охотничьих угодий (в случае, если охотничье угодье состоит из нескольких участков, не имеющих общих границ), иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, участков иных территорий (в случае, если иная территория состоит из нескольких участков, не имеющих общих границ), площадь которых не превышает 7 тыс. га, а плотность населения вида охотничьих ресурсов: лося, благородного оленя (европейского, кавказского, марала, изюбря), пятнистого оленя, косуль (европейской и сибирской), лани не превышает 5 особей/1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, норматив допустимого изъятия лося, благородного оленя (европейского, кавказского, марала, изюбря), пятнистого оленя, косуль (европейской и сибирской), лани составляет 0%.
Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее - Методические указания).
Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено, что данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2, 18 Методических указаний до начала проведения работ по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета осуществляется подготовка схемы территории, пригодной для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и птиц (далее - исследуемая территория).
При этом для исследуемой территории в целях определения необходимого норматива и объема учетных работ составляется экспликация площадей категорий среды обитания зверей и птиц, которые распределяются в три группы категории среды обитания: "лес", "поле", "болото".
В группу категорий "лес" входят категории: леса, молодняки и кустарники, пойменные комплексы, преобразованные и поврежденные участки (за исключением участков с нарушенным в результате добычи полезных ископаемых и других техногенных воздействий почвенным покровом).
В группу категорий "поля" входят категории: лугово-степные комплексы, пустыни и камни, сельскохозяйственные угодья, внутренние водоемы, замерзающие в период проведения учетных работ, береговые комплексы). В группу категорий "болота" входят болота.
Пунктом 39 Методических указаний по зимнему маршрутному учету установлено, что численность зверей данного вида на исследуемой территории рассчитывается как сумма численности копытных и пушных животных данного вида во всех группах категорий среды обитания, представленных на исследуемой территории.
В соответствии со статьей 36 Закона об охоте государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга.
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:
1) численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (учет охотничьих ресурсов);
2) распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам;
3) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 36 учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 964 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных (Порядок осуществления госмониторинга), представляющий собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
При осуществлении государственного мониторинга определяется в том числе численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов) (пункт 4.1 Порядок осуществления госмониторинга).
Руководствуясь вышеприведенными нормами прав, суды пришли к выводу, что численность охотничьих ресурсов определяется во всех категориях среды обитания охотничьих ресурсов, то есть на всей площади охотничьих угодий, за исключением непригодных для ведения охотничьего хозяйства участков (пункт 7.1.13 данного Порядка).
Суды исходили из того, что плотность охотничьих ресурсов определяется на ту же площадь территории, на которую определялась их численность.
При применении методики зимнего маршрутного учета показатель плотности населения вида охотничьих ресурсов определяется как частное от деления значения итоговой численности вида охотничьих ресурсов, полученной по результатам проведенного учета и включенной в данные государственного мониторинга, на общую площадь категорий среды обитания охотничьих ресурсов (сумма площадей отдельных групп категорий среды обитания "лес", "поле", "болото"), являющуюся исследуемой территорией, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов.
Судом апелляционной инстанции справедливо отмечено, что данное толкование подтверждается письмом Федерального центра развития охотничьего хозяйства, учрежденного Минприроды России, то есть органом, определяющим в силу закона нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В связи с чем толкование этого учреждения может учитываться судом при наличии неясностей в применении Приказа от 25.11.2020 N 965.
Вместе с тем, судами верно принято во внимание, что в соответствии со статьей 2 Закона об охоте одним из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия. В связи с чем при наличии неясности в подзаконном нормативном акте суд полагает необходимым толковать этот акт в пользу ограничения добычи охотничьего ресурса.
Как следует из материалов дела, нормы добычи лося на сезон охоты 2021 - 2022 годов определены Министерством в Сарапульском охотничьем хозяйстве, в количестве 37 особей.
В свою очередь Минприроды России, то есть орган, определяющий в силу закона нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, рассмотрев представленный проект лимита и прилагаемые к нему проекты квот добычи лося по охотничьим угодьям, согласовало проект лимита добычи охотничьих ресурсов.
При таких обстоятельствах, с учетом важности сохранения окружающей среды суд кассационной инстанции, полагает верным суждение о том, что установление в оспариваемом письме конкретных норм добычи лося направлено на сохранение охотничьих ресурсов и преследует цель их поддержания в состоянии, позволяющем сохранить численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.
Кроме того, суд округа обращает внимание на то, что комплексный характер природы предполагает тесную взаимосвязь входящих в нее элементов. Это означает, что изменение одного компонента окружающей среды неизбежно повлияет на природу в целом.
Доводы кассационной жалобы о том, что норма добычи лося в сезоне охоты 2021 - 2022 годов должна быть больше, а именно 55 особей, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не находят подтверждения в материалах дела.
Приведенные положения Конституции Российской Федерации в нормативном единстве с провозглашенными в ее преамбуле целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними выражают, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов; вместе с тем, поскольку забота об охране окружающей среды и экологической безопасности не означает полного отказа от использования природных ресурсов при занятии предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, законодатель, определяя порядок и условия ее осуществления в такой сфере, как охотничье хозяйство, призван - исходя из конституционных принципов юридического равенства, запрета злоупотребления правами в ущерб интересам других лиц и недопустимости необоснованных и неэквивалентных ограничений конституционных прав и свобод - устанавливать оптимальный правовой режим охотпользования, учитывающий объективные особенности осуществления различных видов этой деятельности и одновременно исключающий возможность недобросовестной конкуренции (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 2 июня 2015 года N 12-П и от 25 июня 2015 года N 17-П).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, закрепил в Федеральном законе "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К их числу относятся, в частности, обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия и установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов (статья 2). Для этих целей устанавливается лимит добычи охотничьих ресурсов, который утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с данным Федеральным законом (части 3 и 9 статьи 24).
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеизложенных правовых позиций, суд округа полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований у судов нижестоящих инстанций не имелось.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2021 по делу N А71-8531/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, закрепил в Федеральном законе "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К их числу относятся, в частности, обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия и установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов (статья 2). Для этих целей устанавливается лимит добычи охотничьих ресурсов, который утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с данным Федеральным законом (части 3 и 9 статьи 24).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф09-1660/22 по делу N А71-8531/2021