Екатеринбург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А60-15016/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2021 по делу N А60-15016/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по тому же делу по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751) к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287) о признании незаконным бездействия по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Свердловской области - Боброва А.А. (доверенность от 11.06.2021).
Прокуратура Свердловской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) с требованием (с учетом уточнений от 12.05.2021):
1) признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ:
- по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
- таксации лесов;
- проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
2) обязать Министерство провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. На Министерство возложена обязанность провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе административный орган указывает на то, что фактически полномочия по проведению лесоустроительных работ разделены между органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по проведению на землях лесного фонда лесоустроительных работ фактически сведены к минимуму, по сути, к работам по таксации лесов и проектированию мероприятий. На проведение лесоустроительных работ в части полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), средства субвенций на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Свердловской области за период 2016-2021 гг. не выделялись. В связи с недостаточностью выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, предусмотреть средства субвенций федерального бюджета на выполнение работ по лесоустройству не представляется возможным. К обязанностям арендатора в соответствии с договором аренды относится разработка проекта освоения лесов и представление Министерству с положительным заключением государственной экспертизы, таким образом, таксация лесных участков на постоянной основе проводится арендаторами лесных участков. В соответствии с Лесным кодексом земли лесного фонда относятся исключительно к собственности Российской Федерации, в связи с чем, учет лесного фонда, содержание в надлежащем состоянии и другие действия в отношении земель лесного фонда, должны осуществляться по аналогии с любым другим имуществом Российской Федерации, а именно исключительно за счет средств федерального бюджета. Министерством направлялись обращения в адрес руководителя Рослесхоза (от 26.12.2019 N 12-05-30/22969, от 23.04.2021 N 12-05-30/8939), временно исполняющего обязанности руководителя Рослесхоза (от 30.07.2019 N 12-05-30/12618), о выделении средств федерального бюджета для проведения лесоустроительных работ, одновременно информируя о критической ситуации в отношении лесоустройства, ответы на данные письма получены не были, в связи с вышеизложенным провести лесоустройство, в том числе исключительно в части, предусмотренной пунктами 3 - 5 статьи 68 ЛК РФ, при данных обстоятельствах невозможно.
Прокуратура с кассационной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве. Обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории Нижне-Сергинского лесничества, в ходе которой выявлены нарушения лесного законодательства в части проведения лесоустроительных работ.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившемся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что они соответствуют требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда.
Судебные акты являются законными в силу следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).
Согласно статье 1 ЛК РФ основными принципами лесного законодательства являются, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3 - 5 части 1 статьи 68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесоустройство осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69.1 ЛК РФ таксация лесных участков, осуществляется для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно статьи 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.
Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 ЛК РФ).
В силу пункта 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий
Согласно пунктам 31, 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов, сроки для которой составляют от 10 до 15 лет в зависимости от таксационного разряда, на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу пунктам 1 - 3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-1111 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктами 11, 17, 18, 19 Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ, возложено на Министерство.
Прокуратурой Свердловской области установлено, что лесоустроительные работы на территории Нижне-Сергинского лесничества проводились Министерством в 1999 году.
На основании чего прокуратура пришла к выводу о том, что лесоустройство на указанной территории Министерством не проводилось более 20 лет.
Невыполнение Министерством вышеуказанных требований закона свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.
Доводы Министерства о недостаточности выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, а также невозможности предусмотреть их выделение, обоснованно отклонены судами как документально неподтвержденные. Кроме как письма от 04.03.2021 в адрес природоохранного прокурора (л.д. 10), доказательств в материалы настоящего дела не представлено.
Также отклонены доводы о том, что к 2022 году с учетом реформирования органов функции по проведению лесоустроительных работ будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, соответственно, нет оснований возлагать это на заинтересованное лицо, поскольку прокуратура просит признать незаконным бездействие, выявленное в настоящее время в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, не исполняющего обязанности, предусмотренные Лесным кодексом.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционной инстанции о том, что не имеет правового значения довод Министерства о возложении обязанности по проведению таксации лесов на арендаторов лесных участков, поскольку обязанность по проведению лесоустройства на территории лесничества возложена законом на Министерство, арендаторы лесных участков обязаны составлять проекты освоения лесов в отношении конкретных участков, предоставленных им в пользование, используя имеющиеся таксационные описания. Неисполнение Министерством указанных обязанностей возлагает на арендаторов лесных участков бремя несения дополнительных расходов на проведение таксационного описания предоставленных им в пользование лесных участков.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении апелляционным судом норм материального права, а о несогласии Министерства с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2021 по делу N А60-15016/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 11, 17, 18, 19 Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ, возложено на Министерство.
...
Доводы Министерства о недостаточности выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, а также невозможности предусмотреть их выделение, обоснованно отклонены судами как документально неподтвержденные. Кроме как письма от 04.03.2021 в адрес природоохранного прокурора (л.д. 10), доказательств в материалы настоящего дела не представлено.
Также отклонены доводы о том, что к 2022 году с учетом реформирования органов функции по проведению лесоустроительных работ будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, соответственно, нет оснований возлагать это на заинтересованное лицо, поскольку прокуратура просит признать незаконным бездействие, выявленное в настоящее время в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, не исполняющего обязанности, предусмотренные Лесным кодексом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф09-404/22 по делу N А60-15016/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12083/2021
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-404/2022
17.11.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12083/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-15016/2021