г. Пермь |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А60-15016/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от Прокуратуры Свердловской области - Корякина В.Г., поручение от 02.11.2021, служебное удостоверение;
от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - Лютин М.В., доверенность от 28.12.2020, диплом, паспорт (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 июля 2021 года по делу N А60-15016/2021
по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
третье лицо - Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)
о признании незаконным бездействия по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Свердловской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) с требованием (с учетом уточнений от 12.05.2021):
1) признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ:
- по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
- таксации лесов;
- проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
2) обязать Министерство провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. На Министерство возложена обязанность провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что фактически полномочия по проведению лесоустроительных работ разделены между органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по проведению на землях лесного фонда лесоустроительных работ фактически сведены к минимуму, по сути, к работам по таксации лесов и проектированию мероприятий. На проведение лесоустроительных работ в части полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), средства субвенций на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Свердловской области за период 2016-2021 гг. не выделялись. В связи с недостаточностью выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, предусмотреть средства субвенций федерального бюджета на выполнение работ по лесоустройству не представляется возможным. К обязанностям арендатора в соответствии с договором аренды относится разработка проекта освоения лесов и представление Министерству с положительным заключением государственной экспертизы, таким образом, таксация лесных участков на постоянной основе проводится арендаторами лесных участков. В соответствии с Лесным кодексом земли лесного фонда относятся исключительно к собственности Российской Федерации, в связи с чем, учет лесного фонда, содержание в надлежащем состоянии и другие действия в отношении земель лесного фонда, должны осуществляться по аналогии с любым другим имуществом Российской Федерации, а именно исключительно за счет средств федерального бюджета. Министерством направлялись обращения в адрес руководителя Рослесхоза (от 26.12.2019 N 12-05-30/22969, от 23.04.2021 N 12-05-30/8939), временно исполняющего обязанности руководителя Рослесхоза (от 30.07.2019 N 12-05-30/12618), о выделении средств федерального бюджета для проведения лесоустроительных работ, одновременно информируя о критической ситуации в отношении лесоустройства, ответы на данные письма получены не были, в связи с вышеизложенным провести лесоустройство, в том числе исключительно в части, предусмотренной пунктами 3-5 статьи 68 ЛК РФ, при данных обстоятельствах невозможно.
В судебном заседании представитель Министерства на доводах жалобы настаивал.
Представитель прокуратуры в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основания, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории Нижне-Сергинского лесничества, в ходе которой выявлены нарушения лесного законодательства в части проведения лесоустроительных работ.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившемся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, препятствует надлежащему использованию лесов и проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, возлагает на арендаторов лесных участков бремя несения дополнительных расходов на проведение таксационного описания лесных участков, затрудняет осуществление контроля за территориями лесных участков, способствует риску возникновения лесных пожаров.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).
Согласно статье 1 ЛК РФ основными принципами лесного законодательства являются, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3-5 части 1 статьи 68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесоустройство осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69.1 ЛК РФ таксация лесных участков, осуществляется для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно статьи 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.
Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 ЛК РФ).
В силу пункта 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий
Согласно пунктам 31, 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов, сроки для которой составляют от 10 до 15 лет в зависимости от таксационного разряда, на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу пунктам 1-3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-1111 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктами 11, 17, 18, 19 Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ, возложено на Министерство.
Прокуратурой Свердловской области установлено, что лесоустроительные работы на территории Нижне-Сергинского лесничества проводились Министерством в 1999 году.
На основании чего прокуратура пришла к выводу о том, что лесоустройство на указанной территории Министерством не проводилось более 20 лет.
Невыполнение Министерством вышеуказанных требований закона свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.
Доводы Министерства о недостаточности выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, а также невозможности предусмотреть их выделение, отклоняются как документально неподтвержденные. Кроме как письма от 04.03.2021 в адрес природоохранного прокурора (л.д.10), доказательств в материалы настоящего дела не представлено.
Также отклонены доводы о том, что к 2022 году с учетом реформирования органов функции по проведению лесоустроительных работ будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, соответственно, нет оснований возлагать это на заинтересованное лицо, поскольку прокуратура просит признать незаконным бездействие, выявленное в настоящее время в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, не исполняющего обязанности, предусмотренные Лесным Кодексом.
У суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для применения правовых норм, не вступивших в законную силу.
Не имеет правового значения довод апелляционной жалобы о возложении обязанности по проведению таксации лесов на арендаторов лесных участков, поскольку обязанность по проведению лесоустройства на территории лесничества возложена законом на Министерство, арендаторы лесных участков обязаны составлять проекты освоения лесов в отношении конкретных участков, предоставленных им в пользование, используя имеющиеся таксационные описания. Неисполнение Министерством указанных обязанностей возлагает на арендаторов лесных участков бремя несения дополнительных расходов на проведение таксационного описания предоставленных им в пользование лесных участков.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя о признании бездействия Министерства, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов правомерно признано судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2021 года по делу N А60-15016/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15016/2021
Истец: Прокуратура Свердловской области
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12083/2021
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-404/2022
17.11.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12083/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-15016/2021