Екатеринбург |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А47-6140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - управление администрации, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 года по делу N А47-6140/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление Роспотребнадзора, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 22.04.2021 N 123.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Газовик" (далее - общество УК "Газовик", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 (судья Хижняя Е.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, надлежащим исполнителем оспариваемого ненормативного правового акта является администрация, так как решением Оренбургского городского совета от 28.10.2021 N 187 внесены изменения в Положение об администрации округа города Оренбурга, которым полномочия по организации, созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в перечень общего имущества многоквартирного дома, переданы администрации округа.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора на основании соответствующего обращения граждан о том, что контейнерная площадка, находящаяся по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4 находится в неудовлетворительном состоянии, промывка и дезинфекция не осуществляется, обработка от грызунов и насекомых не проводится, имеются признаки несанкционированной свалки, проведена проверка состояния указанного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, находящаяся по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4 в общее имущество многоквартирного дома (далее - МКД) не входит, находится в долевом использовании собственников МКД по адресам:
ул. Салымшская, дома 9/1, 9/2, 9/3, 9/4.
По результатам рассмотрения сведений Управление Роспотребнадзора установило признаки нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: контейнерная площадка не соответствует установленным требованиям санитарного законодательства (СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
Заинтересованным лицом в адрес управления администрации вынесено предостережение от 22.04.2021 N 123 о недопустимости нарушений указанных обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению их соблюдения и в срок до 23.07.2021 направить уведомление об исполнении предостережения.
Не согласившись с предостережением от 22.04.2021 N 123, управление администрации обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу о том, что оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов управления администрации.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросу местного значения муниципального, городского округа (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89- ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
СанПин 2.1.3684-21, действующими в спорный период, предусмотрены санитарные правила и нормы, являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 8 СанПин 2.1.3684-21 определено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
Согласно пунктам 3-4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Письмом Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердых коммунальных отходов" определено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Не оспаривая наличие нарушений требований СанПиН 2.1.3684-21, управление администрации полагает, что предостережение выдано ненадлежащему субъекту.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на дату вынесения предостережения спорная контейнерная площадка не относилась к общему имуществу собственников МКД.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 04.06.2021 по делу N 2-2275/2021 контейнерные площадки и контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4 признаны бесхозяйным и отнесены к собственности муниципального образования "город Оренбург".
Судами также установлено, что управление администрации является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, к полномочиям которого относятся, в том числе, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зонах застройки многоквартирными домами, а именно: организация мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая преюдициальное решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 04.06.2021 по делу N 2-2275/2021, принимая во внимание, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в общее имущество МКД, относится к полномочиям управления администрации, суды обеих инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предостережение от 22.04.2021 N 123 выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, является исполнимым, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, законные интересы заявителя не нарушает, в связи с чем отклонили требования управления администрации.
Доводы заявителя о том, что надлежащим исполнителем предостережения является администрация, так как решением Оренбургского городского совета от 28.10.2021 N 187 внесены изменения в Положение об администрации округа города Оренбурга, которым полномочия по организации, созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в перечень общего имущества многоквартирного дома, переданы администрации округа, рассмотрены и правомерно отклонены судами.
Судами верно отмечено, по смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта исходя из обстоятельств, которые существовали на момент его принятия.
Передача администрации округа полномочий по организации, созданию и содержанию мест накопления ТКО, не входящих в перечень общего имущества МКД 28.10.2021 не может влиять на законность предостережения от 22.04.2021, поскольку данное обстоятельство возникло после его выдачи и не связано с нарушениями, установленными в нем.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 по делу N А47-6140/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3-4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Письмом Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердых коммунальных отходов" определено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Не оспаривая наличие нарушений требований СанПиН 2.1.3684-21, управление администрации полагает, что предостережение выдано ненадлежащему субъекту."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2022 г. N Ф09-1342/22 по делу N А47-6140/2021