г. Челябинск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А47-6140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 декабря 2021 года по делу N А47-6140/2021.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - заявитель, УЖКХ администрации города Оренбурга) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 22.04.2021 N 123.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Газовик" (далее - третье лицо, ООО УК "Газовик").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 25.11.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, УЖКХ администрации города Оренбурга (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что Решением Оренбургского городского Совета от 28.10.2021 N 187 внесены изменения в Положение об администрации округа города Оренбурга, утвержденное решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 156, согласно которым полномочия по организации работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, закреплены за администрацией округа. Решение Оренбургского городского Совета вступило в силу 04.11.2021, в связи с чем предостережение Управления Роспотребнадзора о приведении контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4 в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации УЖКХ администрации города Оренбурга не может быть исполнено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения (поступило в Управление Роспотребнадзора 22.03.2021) собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4, Управление Роспотребнадзора проведена проверка состояния места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4.
Из обращения и приложенных к нему фотоматериалов следует, что контейнерная площадка находится в неудовлетворительном состоянии, промывка и дезинфекция не осуществляется, обработка от грызунов и насекомых не проводится, имеются признаки несанкционированной свалки.
Управлением Роспотребнадзора при проведении проверки направлены запросы в ООО "УК "Газовик" о предоставлении сведений о принадлежности контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4, указать, входит ли данная контейнерная площадка в состав общего имущества многоквартирного дома.
В ответ на запросы ООО "УК "Газовик" пояснило, что решением общего собрания собственников помещений МКД выбран способ управления МКД - непосредственное управление, в общее имущество МКД контейнерная площадка не входит, контейнерная площадка находится в долевом использовании собственников МКД по адресам: ул. Салмышская, дома 9/1, 9/2, 9/3, 9/4.
По результатам рассмотрения сведений Управление Роспотребнадзора установило признаки нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: контейнерная площадка не соответствует установленным требованиям санитарного законодательства.
Управлением Роспотребнадзора в адрес УЖКХ администрации города Оренбурга вынесено предостережение от 22.04.2021 N 123 о недопустимости нарушений указанных обязательных требований, предложено принять меры по обеспечению их соблюдения и в срок до 23.07.2021 направить уведомление об исполнении предостережения.
Полагая, что предостережение от 22.04.2021 N 123 нарушает его права и законные интересы, является незаконным, УЖКХ администрации города Оренбурга обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов УЖКХ администрации города Оренбурга.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, и не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции установлено верно, что Управление Роспотребнадзора обладает достаточными полномочиями на принятие предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По правилам части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
На дату принятия оспариваемого предостережения (22.04.2021) действовали санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПин 2.1.3684-21), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
В соответствии с пунктом 1 СанПин 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 3 СанПин 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 4 СанПин 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно пункту 5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8 СанПин 2.1.3684-21 определено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
При накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9 СанПин 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктами 3-4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с Письмом Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ с 01.01.2019 органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Письмом Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердых коммунальных отходов" определено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора установлены признаки нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: контейнерная площадка не соответствует установленным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
УЖХК администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, к полномочиям которого относятся, в том числе, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зонах застройки многоквартирными домами, а именно: организация мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки установлено, что также подтверждается материалами дела, на дату вынесения предостережения спорная контейнерная площадка не относилась к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Также судом первой инстанции установлено, что решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 04.06.2021 (резолютивная часть объявлена 31.05.2021) по делу N 2-2275/2021, вступившим в законную силу, признаны бесхозяйным и отнесены к собственности муниципального образования "город Оренбург" контейнерные площадки и контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 9/4.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О).
Таким образом, часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направленная на обеспечение в условиях действия принципа состязательности законности выносимых арбитражным судом постановлений, не предполагает ее произвольного применения, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Оренбурга по делу N 2-2275/2021 спорная площадка накопления твердых коммунальных отходов признана бесхозяйной, за спорной площадкой также признано право собственности муниципального округа города Оренбург, принимая во внимание что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в общее имущество МКД, относится к полномочиям УЖКХ администрации города Оренбурга, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое предостережение от 22.04.2021 N 123 выдано надлежащему лицу.
Довод апелляционной жалобы о том, что УЖКХ администрации города Оренбурга в настоящее время не является лицом, уполномоченным в сфере организации мест накопления твердых бытовых отходов, и оспариваемое предостережение не может быть исполнено, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
По смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта, исходя из обстоятельств, которые существовали на момент его принятия.
Решением Оренбургского городского совета от 28.10.2021 N 187 внесены изменения в Положение об администрации округа города Оренбурга, которым полномочия по организации, созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в перечень общего имущества многоквартирного дома, переданы администрации округа.
То обстоятельство, что полномочия по организации, созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в перечень общего имущества многоквартирного дома, переданы администрации округа лишь 28.10.2021, не может влиять на законность предостережения от 22.04.2021, поскольку данное обстоятельство возникло после его выдачи и не связано с нарушениями установленными в нем.
Таким образом, оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов администрации, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований УЖКХ администрации города Оренбурга не имеется.
Доводы апелляционной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем, решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УЖКХ администрации города Оренбурга освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 декабря 2021 года по делу N А47-6140/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6140/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "УК "Газовик"