Екатеринбург |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А07-19866/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2021 по делу N А07-19866/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Педставители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) о признании предписания от 30.04.2021 N ЦО-21-461-010 недействительным.
Решением от 19.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "БашРТС" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, в спорном многоквартирном доме техническая возможность установки прибора учета соответствующего типа отсутствует, что подтверждается доказательствами по делу.
Кроме того, требования предписания, касающиеся определения размера платы за коммунальную услугу "отопление", пересчета размера платы за коммунальную услугу "отопление", не соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору была проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки исполнения ранее выданного предписания от 14.02.2020 N ЦО-20-461-009.
По результатам проверки составлен акт проверки N 21-1293-461 от 30.04.2021 и выдано предписание от 30.04.2021 N ЦО-21-461-010.
Обществу "БашРТС" в качестве меры по устранению выявленного нарушения было предписано:
- провести мероприятия по оснащению многоквартирного дома N 92/3 по ул. Лесотехникума в г. Уфа коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии для учета поставляемой непосредственно в указанный дом тепловой энергии на нужды отопления в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обеспечить установку и ввод в эксплуатацию (допуск до коммерческого учета) 3 А07-19866/2021 коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии в соответствии с ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ и в порядке, предусмотренном ч.5,6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 12 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя";
- привести определение размера платы за коммунальную услугу "отопление" по лицевым счетам жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума с сентября 2019 г. в соответствие с абз.2 и.42(1) Правил 354 п.2 Приложения Правил 354, а именно, исходя из норматива потребления, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.01.2012 N 2 "Об утверждении нормативов отопления для населения, проживающего в общежитиях коридорного типа городского округа город Уфа Республики Башкортостан" для общежитий коридорного типа высоток 9-11 этажей - 0,0288 Гкал/кв.м. *12 мес./8 мес.=0.0432 Гкал/кв.м., тарифа на тепловую энергию 2092,32 руб./Гкал, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 810 от 20.12.2018 и общей площади жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфа, принадлежащей потребителям по договору социально найма и договору передачи жилой комнаты в общую долевую собственность (с учетом данных содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом данных указанных в техническом паспорте общежития инв. номер N101799 от 27.09.2013);
- произвести перерасчет (уменьшение) размера платы за коммунальную услугу отопление по лицевым счетам жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума: за период с октября по ноябрь 2019 г. исходя из разницы начисленной и предъявленной платы за коммунальную услугу "отопление", исчисленной ООО "БашРТС" исходя из совокупной общей площади жилых помещений, с учетом доли площадей мест общего пользования в доме и показаний прибора учета тепловой энергии, который является общим прибором учета, учитывающим суммарный объем тепловой энергии на многоквартирный дом N 92/3 по ул. Лесотехникума. административное здание АС) "Свартэкс" по адресу д.N 92/3 к.2 по ул. Лесотехникума и учебно-производственный корпус N 1 ФГБО В ПО "УГАТУ" по адресу д.92/3в по ул. Лесотехникума и исчисленной в соответствии с абз.2 п.42(1) Правил 354, с декабря 2019 г. исходя из разницы начисленной и предъявленной платы за коммунальную услугу "отопление", исчисленной ООО "БашРТС" исходя из совокупной обшей площади жилых помещений, с учетом доли площадей мест общего пользования в доме и норматива потребления тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1560 от 23.12.2011, пересчитанного на количество месяцев отопительного периода: 0,0194 Гкал/кв.м.* 12 мес./8 мес. = 0,0291 Гкал/кв.м. и исчисленной в соответствии с абз.2 п.42(1) Правил 354 до момента оборудования д.92/3 по ул. Лесотехникума коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Общество, посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания незаконным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд счел данные выводы суда первой инстанции правильными и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома подлежат оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в статье 9 настоящей статьи обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженернотехнического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанные организации (организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов) при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
На основании пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Закон об энергосбережении определяет совокупность признаков, характерных для организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов: снабжение или передача энергетических ресурсов; наличие сети инженерно-технического обеспечения, имеющей непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Арбитражным судом установлено, что общество "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, поскольку осуществляет передачу тепловой энергии и тепловые сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов; общество "БашРТС", как ресурсоснабжающая организация обязано осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, является правильным.
Кроме того, Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-18066/2020 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности было установлено, что общество "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Арбитражным судом по настоящему делу также установлено, что общество "БашРТС", зная об отсутствии прибора учета в многоквартирном доме, и тот факт, что управляющая организация после направленного в ее адрес письма, самостоятельно не обеспечила установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды, не обеспечило оснащение прибором учета многоквартирный дом.
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Анализ фактических обстоятельств по настоящему делу позволил арбитражному суду сделать обоснованный вывод о том, что общество "БашРТС" не представило надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки соответствующего прибора учета.
Также по материалам дела судом установлено, что для собственников помещений в многоквартирном доме общество является исполнителем коммунальной услуги отопление, который ведет лицевые счета потребителей для оплаты, производит начисление платы за коммунальную услугу, формирует платежные документы, принимает оплату. По этой причине обязанность по установке прибора учета тепловой энергии, направление предложений об оснащении дома прибором учета возлагается на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что общество "БашРТС" неправомерно уклонилось от деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов жителям дома, что свидетельствует о законности оспариваемого предписания в данной части.
Вместе с тем суды, констатировав факт начисления платы по нормативу, никаких выводов по законности предписания в части определения размера платы за коммунальную услугу "отоплении", пересчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" не сделали и не оценили данные обстоятельства, являющиеся частью требований по оспариваемому предписанию.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы процессуального права; изложенные в судебных актах выводы сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 30.04.2021 N ЦО-21-461-010, касающегося определения размера платы за коммунальную услугу "отопление", пересчета размера платы за коммунальную услугу "отопление".
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, дело в отмененной части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом положений, установленных статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разрешить спор в соответствии требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2022 по делу N А07-19866/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по тому же делу отменить в части предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 30.04.2021 N ЦО-21-461-010, касающегося определения размера платы за коммунальную услугу "отопление", пересчета размера платы за коммунальную услугу "отопление".
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2022 по делу N А07-19866/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по тому же делу оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом установлено, что общество "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, поскольку осуществляет передачу тепловой энергии и тепловые сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов; общество "БашРТС", как ресурсоснабжающая организация обязано осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, является правильным.
Кроме того, Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-18066/2020 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности было установлено, что общество "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении.
...
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2022 г. N Ф09-3000/22 по делу N А07-19866/2021