г. Челябинск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А07-19866/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2021 по делу N А07-19866/2021.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Ахунов Д.А. (паспорт, доверенность от 31.12.2021 N 119/1-17).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - ответчик, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) о признании предписания N ЦО-21-461-010 от 30.04.2021 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "БашРТС" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судом не принято во внимание, что согласно акту обследования от 12.04.2021 в спорном многоквартирном доме техническая возможность установки прибора учета соответствующего типа отсутствует, требуется реконструкция, направленная на создание новой инженерной системы (отдельный ввод на отопление). Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 обязанность проведению реконструкции внутридомовых инженерных систем отопления возложена на управляющую организацию. Спорный многоквартирный жилой дом и "Учебно-производственный корпус N1 ФГБОУ ВПО УГАТУ", "Свартэкс", "Производственный корпус N2" не подпадают под понятие "единое назначение", в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (доказательств такой регистрации в дело не представлено). Действующим законодательством не предусмотрено методик и формул для расчетов чьей-либо доли в общем объеме потребления теплоэнергии каждого из нескольких объектов недвижимости при наличии одного прибора учета. Податель жалобы считает, что оспариваемое предписание в части требования - привести определение размера платы за коммунальную услугу "отопление" по лицевым счетам жилых помещений д. 92/3 по ул. Лесотехникума с сентября 2019 в соответствие с абз. 2 п. 42(1) Правил 354 п. 2 Приложения Правил 354 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения заместителя председателя N 1293 от 01.04.2021 по многоквартирному жилому дому N92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфа в отношении ООО "БашРТС" была проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки исполнения ранее выданного предписания от 14.02.2020 NЦО-20-461-009.
По результатам проверки составлен акт проверки N 21-1293-461 от 30.04.2021 и выдано предписание NЦО-21-461-010 от 30.04.2021.
ООО "БашРТС" в качестве меры по устранению выявленного нарушения было предписано:
- провести мероприятия по оснащению многоквартирного дома N 92/3 по ул. Лесотехникума в г. Уфа коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии для учета поставляемой непосредственно в указанный дом тепловой энергии на нужды отопления в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обеспечить установку и ввод в эксплуатацию (допуск до коммерческого учета) коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии в соответствии с ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ и в порядке, предусмотренном ч.5,6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 12 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя";
- привести определение размера платы за коммунальную услугу "отопление" по лицевым счетам жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума с сентября 2019 г. в соответствие с абз.2 и.42(1) Правил 354 п.2 Приложения Правил 354, а именно, исходя из норматива потребления, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.01.2012 N 2 "Об утверждении нормативов отопления для населения, проживающего в общежитиях коридорного типа городского округа город Уфа Республики Башкортостан" для общежитий коридорного типа высоток 9-11 этажей - 0,0288 Гкал/кв.м. *12 мес./8 мес.=0.0432 Гкал/кв.м., тарифа на тепловую энергию 2092,32 руб./Гкал, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 810 от 20.12.2018 и общей площади жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфа, принадлежащей потребителям по договору социально найма и договору передачи жилой комнаты в общую долевую собственность (с учетом данных содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом данных указанных в техническом паспорте общежития инв. номер N 101799 от 27.09.2013);
- произвести перерасчет (уменьшение) размера платы за коммунальную услугу отопление по лицевым счетам жилых помещений д.92/3 по ул. Лесотехникума: за период с октября по ноябрь 2019 г. исходя из разницы начисленной и предъявленной платы за коммунальную услугу "отопление", исчисленной ООО "БашРТС" исходя из совокупной общей площади жилых помещений, с учетом доли площадей мест общего пользования в доме и показаний прибора учета тепловой энергии, который является общим прибором учета, учитывающим суммарный объем тепловой энергии на многоквартирный дом N 92/3 по ул. Лесотехникума. административное здание АС) "Свартэкс" по адресу д.N 92/3 к.2 по ул. Лесотехникума и учебно-производственный корпус N 1 ФГБО В ПО "УГАТУ" по адресу д.92/3в по ул. Лесотехникума и исчисленной в соответствии с абз.2 п.42(1) Правил 354, с декабря 2019 г. исходя из разницы начисленной и предъявленной платы за коммунальную услугу "отопление", исчисленной ООО "БашРТС" исходя из совокупной обшей площади жилых помещений, с учетом доли площадей мест общего пользования в доме и норматива потребления тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1560 от 23.12.2011, пересчитанного на количество месяцев отопительного периода: 0,0194 Гкал/кв.м.* 12 мес./8 мес. = 0,0291 Гкал/кв.м. и исчисленной в соответствии с абз.2 п.42(1) Правил 354 до момента оборудования д.92/3 по ул. Лесотехникума коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Заявитель, посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания незаконным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 (далее - Положение N 616) Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 616 Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (пункт 4.24)
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Обжалуемое предписание выдано должностным лицом Госкомитета в рамках предоставленных ему полномочий.
Отношения в сфере жилищного законодательства регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ и Правила N 354 носят императивный характер, что исключает возможность определения объема коммунальной услуги иным способом.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в ходе проведения проверки в отношении ООО "БашРТС" в период с 05.04.2021 по 30.04.2021 Госкомитетом установлено, что предписание N ЦО-20-461-009 от 14.02.2020 не исполнено.
В предписании N ЦО-20-461-009 от 14.02.2020 ООО "БашРТС" предписано провести мероприятия по оснащению многоквартирного жилого дома N 92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфа коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии для учета поставляемой тепловой энергии на нужды отопления в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) и обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с частью 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
В ходе проведения Госкомитетом проверки в феврале 2020 г. (акт проверки N 20-104-461 от 14.02.2020) было установлено, что дом N 92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфы является зданием, в котором комнаты объединены в блоки, для каждого блока комнат предусмотрены общие санузел, душевая и мойка. Теплоснабжение здания осуществляется централизованно, подача услуги горячее водоснабжение потребителям жилых помещений производится через индивидуальный тепловой пункт.
В ходе проверки установлено, что во внутридомовой системе отопления имеется наличие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги отопление. В техническом помещении непосредственно на вводе в дом N 92/3 по ул. Лесотехникума на тепловых сетях смонтирован узел учета тепловой энергии (средства измерения). Средства измерения, входящие в узел учета тепловой энергии: вычислитель ВКТ- 7, зав. номер 242325, датчики расхода, датчики температуры.
Далее, тепловые сети проходят в помещение, в котором установлен тепловой пункт для предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" на многоквартирный дом N 92/3 по ул. Лесотехникума, административное здание АО "Свартэкс" по адресу N 92/3 к. 2 по ул. Лесотехникума и учебно-производственный корпус N 92/3 к.3 ФГБО ВПО "УГАТУ" по адресу дом N 92/3 по ул. Лесотехникума.
Прибор учета тепловой энергии, установленный в техническом помещении дома N 92/3 по ул. Лесотехникума, является общим прибором учета, учитывающий суммарный объем тепловой энергии на многоквартирный дом N92/3 по ул. Лесотехникума, административное здание АО "Свартэкс" по адресу N 92/3 к. 2 по ул. Лесотехникума и учебно-производственный корпус N92/3 к.3 ФГБО ВНР "УГАТУ" по адресу дом N92/3 по ул. Лесотехникума и не является коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в силу понятия, предусмотренного п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Установленный прибор учета тепловой энергии на тепловых сетях учитывает расход тепловой энергии, поступающей в центральный тепловой пункт, расположенный в техническом помещении в подвале дома N 92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфы. Вышеуказанные обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки, подтверждаются в письме ООО "БашРТС" N 133-105 от 20.01.2020, в котором указано, что прибор учета установлен на вводе в здание и учитывает жилые и нежилые помещения, а также административное здание ОАО Свартэкс, УГАТУ (п. 12, 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома подлежат оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Поскольку к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, присоединены сети ресурсоснабжающей организации, то ООО "БашРТС", как ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в ст. 9 настоящей статьи обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанные организации (организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов) при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Имеющийся в доме прибор учета тепловой энергии учитывает суммарный расход тепловой энергии по домам: здание N 92/3 по ул. Лесотехникума, административное здание АО "Свартэкс" по адресу: N 92/3 к. 2 по ул. Лесотехникума и учебно-производственный корпус N 92/3 к.3 ФГБО ВПО "УГАТУ" по адресу: дом N 92/3 по ул. Лесотехникума и не позволяет достоверно определить фактический расход тепловой энергии по дому N 92/3 по ул. Лесотехникума г. Уфы.
На основании пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В силу п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении (коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с и. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета. Закон об энергосбережении определяет совокупность признаков, характерных для организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов: снабжение или передача энергетических ресурсов; наличие сети инженерно-технического обеспечения, имеющей непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В данном случае ООО "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, поскольку осуществляет передачу тепловой энергии и тепловые сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В результате уклонения ООО "БашРТС", обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов жителям дома начисление размера платы по услуге отопление было произведено исходя из нормативов потребления, что привело к существенному росту размера платы по услуге отопление.
Во исполнение предписания N ЦО-20-461-009 от 14.02.2020 в адрес Госкомитета от ООО "БашРТС" поступило письмо от 20.05.2021 (вх. N12578 от 21.05.2020). К указанному письму приложено письмо в адрес ООО "Комфорт Сити" с предложением об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, в котором указано, что в случае, если управляющая организация самостоятельно не обеспечит установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды, то согласно статье 13 Закона об энергосбережении ООО "БашРТС" в принудительном порядке рассмотрит возможность оснащения многоквартирного дома приборами учета тепловой энергии.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2015 N 30162-0.II/04 дано разъяснение: "Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае не устранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.
Однако ООО "БашРТС", зная об отсутствии прибора учета в многоквартирном доме, и тот факт, что управляющая организация после направленного в ее адрес письма, самостоятельно не обеспечила установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды, не обеспечило оснащение прибором учета многоквартирный дом.
В своей апелляционной жалобе апеллянт указывает на отсутствие технической возможности установления прибора учета соответствующего типа, в подтверждение указанного обстоятельства ссылается на акт обследования от 12.04.2021, вместе с тем, апелляционная коллегия признает указанные доводы несостоятельными в силу следующего.
Согласно пункту 81 Правил N 354 критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N485/пр) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Согласно пункту 2 Приложению N 1 к Приказу N 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Согласно пункту 3 Приложения N 1 к Приказу N 485/пр техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Из анализа указанных норм следует, что указанный в Приложении N 1 к Приказу N 485/пр перечень критериев отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета является исчерпывающим.
Согласно пунктам 6, 7 Приказа N 485/пр результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный акт обследования от 12.04.2021 составлен в одностороннем порядке управляющей организацией ООО УК "Жилсервис" (приступившей к управлению многоквартирным домом с 01.11.2020) в отсутствие представителя ресурсоснабжающей организации (ООО "БашРТС").
На вопрос суда апелляционной инстанции о лицах, составивших указанный акт от 12.04.2021, представитель подателя жалобы пояснил, что техник, подписавший данный акт является работником ООО "БашРТС".
Однако из содержания указанного акта не следует, что он подписан техником именно ООО "БашРТС". Документальное подтверждение суду не представлено.
При таких обстоятельствах, в связи с несоблюдением установленной формы акта, акт от 12.04.2021 по смыслу статей 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является допустимым доказательством отсутствия технической возможности для установки ОДПУ.
Кроме того, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том что, так как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является управляющая организация, то на нее возложена обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, а также по проведению реконструкции внутридомовых инженерных систем отопления возложена на управляющую организацию.
С октября 2019 года собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома перешли на прямые договоры с ООО "БашРТС" на поставку коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение" на основании ст. 157.2 ЖК РФ.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации.
Таким образом, для собственников помещений в многоквартирном доме заявитель является исполнителем коммунальной услуги отопление, который ведет лицевые счета потребителей для оплаты, производит начисление платы за коммунальную услугу, формирует платежные документы, принимает оплату. По этой причине обязанность по установке прибора учета тепловой энергии, направление предложений об оснащении дома прибором учета возлагается на ресурсоснабжающую организацию.
В ходе проведения проверки управляющей организацией ООО "Комфорт Сити" представлено письмо N 80 от 29.04.2020 в адрес ООО "БашРТС", из которого следует, что ООО "Комфорт Сити" просит выполнить проект и произвести установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме.
Однако в результате уклонения ООО "БашРТС", обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов жителям дома начисление размера платы по услуге отопление было произведено исходя из нормативов потребления, что привело к существенному росту размера платы по услуге отопление.
Кроме того, по результатам проверки, проведенной в феврале 2020 г. Госкомитетом в отношении ООО "БашРТС" кроме предписания N ЦО-20-461-009 составлен протокол об административном правонарушении по ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ. Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу NА07-18066/2020 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности было установлено, что ООО "БашРТС" соответствует критериям сетевой организации, предусмотренным ч.9 ст. 13 Федерального закона N261-ФЗ, поскольку осуществляет подачу тепловой энергии и тепловые сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих в соответствии со ст. 13 Федерального закона N261-ФЗ оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что предписание выдано обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответствие оспоренного ненормативного акта закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании его недействительным.
Таким образом, в удовлетворении требования общества о признании недействительным оспариваемого предписания предписание N ЦО-21-461-010 от 30.04.2021 отказано правомерно.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет 1500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению N 30812 от 07.12.2021 подлежит возврату ООО "БашРТС".
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.11.2021 по делу N А07-19866/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 30812 от 07.12.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19866/2021
Истец: ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ
Ответчик: ГК РБ по жилищному и строительному надзору