Екатеринбург |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А71-5715/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Лукьянова В. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - управление, фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2021 по делу N А71-5715/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы видеконференц-связи приняли участие представители:
бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (далее - учреждение, страхователь, заявитель) - Романенко И.С. (доверенность от 09.04.2018);
фонда - Снисар Е.В. (доверенность от 01.04.2022).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения фонда от 05.02.2021 N 019S19210000876 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Фонд заявил встречное заявление о взыскании с заявителя 16 000 руб. финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2017-2019 годы (с учетом уточнений, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2021 (судья Мосина Л.Ф.) признано незаконным решение управления от 05.02.2021 N 019S19210000876, управление обязано устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Шаламова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения и удовлетворении встречных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Фонд настаивает на том, что работа сотрудников, занимающих должности "лаборант" и "фельдшер-лаборант" лабораторно-диагностического отделения учреждения, по приему, регистрации, сортировке биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов; проведении лабораторных исследований инфекционного биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов; отмывке посуды после проведения исследований биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов не относится к непосредственному обслуживанию инфекционных больных, в связи с чем отнесение их к лицам, имеющим соответствующие льготы, неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, управлением в отношении деятельности учреждения на основании соответствующего решения проведена документарная (выездная) проверка условий труда на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Предметом проверки явилась обоснованность включения в "Перечни рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и выслугу лет за 4 квартал 2014 - 2019 г.г. на застрахованных лиц, занятых в должностях: заведующий отделения - врачэпидемиолог, заведующий отделения - помощник врача-эпидемиолога, помощник врача-эпидемиолога, фельдшер-лаборант, лаборант, представленных по Списку N 2 от 26.01.1992 N 10, раздел XXIV "Учреждение здравоохранения и социального обеспечения, код позиции 2260000а.
По результатам представленных документов управлением установлено, что учреждение оказывает лицензируемую медицинскую деятельность по экспертной медицинской деятельности, оказанию первичной (доврачебной) медицинской помощи, лабораторной диагностики, амбулаторно-поликлинической помощи; кроме того, предметом деятельности учреждения является проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении ВИЧ-инфекции, оказание лечебно-диагностической помощи по ВИЧ-инфекции, СПИД - ассоциируемыми заболеваниями и иммунодефицитными состояниями, проведение иммунопрофилактики населения Удмуртской Республики, оказание организационно - методической и практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям Удмуртской Республики по вопросам ВИЧ-инфекции и иммунопрофилактики.
Лабораторно-диагностическое отделение, являясь структурным подразделением учреждения, занимается организацией и проведением лабораторной диагностики ВИЧинфекции, СПИД-индикаторных и других инфекционных заболеваний методом иммуноферментного анализа (далее-ИФА); выполнением научно-практических работ, внедрением новых технологий диагностики ВИЧ-инфекции; оказывает методическую помощь учреждениям здравоохранения в УР, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции.
Из представленных штатных расписаний за 2014-2019 годы следует, что в штате лабораторно-диагностического отделения имеется средний медицинский персонал (фельдшер-лаборант, лаборант).
В должностных инструкциях, утвержденных главным врачом учреждения, имеются соответствующие подписи работников об ознакомлении, в том числе с должностными обязанностями.
В качестве дополнительных документов, подтверждающих непосредственное обслуживание больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), представлены паспорта рабочего места, карты аттестации рабочих мест, карты специальных оценок условий труда. В паспортах рабочих мест содержится перечень работ, операций, возложенных на работника в соответствии с должностной инструкцией, а также время, затраченное на выполнение этих работ, в течение рабочего дня.
Из анализа представленных страхователем документов, управлением установлено, что страхователем необоснованно отнесены к видам работ по непосредственному обслуживанию больных следующие виды работ: прием, регистрация, сортировка биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов; проведение лабораторных исследований инфекционного биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов; отмывка посуды после проведения исследований биоматериала от ВИЧ-инфицированных пациентов, поскольку работа по уходу и непосредственному обслуживанию инфекционных больных из представленных паспортов рабочих мест не усматривается.
Проанализировав представленные документы, управление пришло к выводу о том, что работа среднего медицинского персонала (фельдшералаборанта, лаборанта лабораторно-диагностического отделения) связана с непосредственным контактом с инфицированным биологическим материалом, однако, не относится к работам по непосредственному обслуживанию больных и не может рассматриваться как основание для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26.01.1991 N 10 (раздел XXIV, код позиции 2260000а).
Управлением сделан вывод о том, что учреждением не подтверждена документально постоянная и непосредственная занятость застрахованных лиц в течение полного рабочего времени по непосредственному обслуживанию инфекционных больных фельдшера-лаборанта (27-22260000а), лаборанта (27- 22260000а) лабораторно-диагностического отделения за 3 квартал 2014 -2019 годы. Индивидуальные сведения за спорный период, представленные с кодом льготы 27-2 2260000а на застрахованных лиц, занятых в должностях "фельдшер-лаборант", "лаборант" лабораторно-диагностического отделения, признаны недостоверными и подлежат корректировке, представленные к проверке документы не подтверждают характер и условия труда, дающие право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
По итогам проверки управлением вынесен акт от 16.11.2020 N 138, в котором учреждению предложено в срок до 23.11.2020 представить уточненные Перечни рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения за 3 квартал 2014-2019 и поименные списки к Перечням с исключением кода льготы по Списку N 2 "фельдшера-лаборанта" и "лаборанта" лабораторно-диагностического отделения; представить корректирующие формы индивидуальных сведений на лиц, занятых в должностях, указанных в пункте 1 Заключения.
Получив 11.12.2020 уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.12.2020, учреждение, тем не менее, не представило учреждению по состоянию на 28.12.2020 корректирующих сведений, в связи чем управлением составлен акт от 28.12.2020 N 019S18200015879 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки и возражения страхователя, управлением вынесено решение от 05.02.2021 N 019S19210000876 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в размере 16 000 руб.
Полагая, что вынесенное управлением решение незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суды обоснованно исходили из следующего.
Действующим законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, разделом XXIV, позицией 2260000а, 17456, установлено среднему и младшему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, непосредственно обслуживающему больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
Должность "лаборант" и "фельдшер-лаборант" относятся к среднему медицинскому персоналу.
"Непосредственное обслуживание больных" - работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, то есть выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебноохранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов (Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 26.04.93 N 1-31У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение") (далее - Указание N 1-31У).
В приложении N 1 к Указанию N 1-31У к видам деятельности среднего медицинского персонала, относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 отнесено: производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования. Лабораторные исследования относятся к диагностическим процедурам.
Проанализировав должностные инструкции "лаборанта" и "фельдшер-лаборанта" клинико-диагностического отделения учреждения, суды установили, что указанные должности относятся к категории специалистов, работающими с возбудителями 3-4-й групп патогенности, в непосредственном контакте с кровью и другим материалом от ВИЧ-инфицированных, что расценивается как контакт с больным, так как ВИЧ-инфекция и парентеральные вирусные гепатиты передаются через контакт с инфицированной кровью, кроме того, тест-системы, на которых проводятся исследования, включают в себя микропланшеты с встроенным вирусным инфицированным белком и положительную контрольную сыворотку и рассматриваются как инфицированный материал.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условия имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). При этом в указанное время, Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а также может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. При этом 80% рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном ГК РФ и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.
В соответствии с картами аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда, паспортом рабочего места занятость работников указанных должностей составляет не менее 80 процентов рабочего времени. Актом от 16.11.2020 N 138, составленным по результатам проверки подтверждается, что лаборант и фельдшер-лаборант учреждения осуществляют непосредственный контакт с инфицированным биологическим материалом.
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что применение Списков N1 и N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
По итогам проведенной в 2014 году аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2018-2019 г.г. должности "лаборант" и "фельдшер-лаборант" лабораторно-диагностического отделения учреждения установлен класс условий труда по вредным (опасным) факторам - 3.3. За работу с вредными и опасными условиями труда работникам по указанным должностям аттестованной компанией, проводящей спецоценку, установлена, в том числе гарантия в виде права на досрочное назначение трудовой пенсии (основание: постановление Кабинета министров от 26.01.2991 г. N 10. Список N 2 XXIV 226000а-1754б).
Таким образом, работа по указанным должностям признана в установленном законом порядке работой с вредными условиями труда и на основании норм трудового законодательства, а именно, положений статей 221, 219, 222 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление гарантий и компенсаций является обязанностью работодателя, обусловленной работой работников во вредных условиях труда, и не относится к стимулирующим мерам поддержки работающего персонала.
Учитывая, что результаты специальной оценки условий труда применяются также для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем, учреждением по спорным должностям в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда, перечисляются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Предоставление в таком случае откорректированных индивидуальных сведений по должностям "лаборант" и "фельдшер-лаборант" с исключением кода льготы повлечет за собой отмену гарантии на досрочное пенсионное обеспечение, право на которые установлено по результатам проведения специальной оценки условий труда, и как следствие повлечет нарушение трудовых и пенсионных прав работников.
В связи с изложенным суды обоснованно заключили, что предоставление индивидуальных сведений с кодом льготы 27-2, 2260000а на застрахованных лиц, занятых на должностях "фельдшер-лаборант", "лаборант" лабораторно-диагностического отделения" страхователем осуществляется не произвольно, а на основании первичных учетных документов, документов о специальной оценке условий труда, составленных при участии эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, прошедшего аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющего сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Судами также учтено положение 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, а также положение пункта 1 Методических рекомендаций, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11 п, из системного толкования которых следует, что представленные страхователем индивидуальные сведения, соответствующие данным бухгалтерского учета, не могут быть признаны недостоверными. Наличие в сведениях, поданных Страхователем кода льготы, дающего право на досрочное назначение пенсии, не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Из материалов дела следует и судами установлено, что факт достоверности представленных учреждением сведений с кодом льготы в отношении должностей "лаборант" и "фельдшер-лаборант" ЛДО подтверждается: Уставом Учреждения, должностными инструкциями "лаборанта" и "фельдшерлаборанта" ЛДО, Перечнем должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии по Списку N 2 за 2013 г., 2018 г., санитарноэпидемиологическим заключением на лабораторно-диагностическое отделение о работах с 111-1V группами патогенности, инструкцией по набору реагентов, приказами о бесплатной выдаче молока, приказами о выдаче специальной одежды и средств индивидуальной защиты, справкой о гарантиях работникам в связи с вредными условиями труда, картами аттестации рабочего места, картами специальной оценки труда; также в материалах проверки УПФР имеются лицевые счета, тарификационные списки, табели учета рабочего времени и другие учетные и кадровые документы о надбавках за вредные условия труда и дополнительном отпуске.
Кроме того, судами учтено, что перечень профессий и должностей работников, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденный Главным врачом учреждения, проверен Управлением ПФ РФ в г. Ижевске. В данный перечень включена должность "лаборанта" и "фельдшер-лаборанта" лабораторно-диагностического отделения учреждения.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности в виде взыскания финансовых санкций.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Несогласие фонда с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2021 по делу N А71-5715/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам проведенной в 2014 году аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2018-2019 г.г. должности "лаборант" и "фельдшер-лаборант" лабораторно-диагностического отделения учреждения установлен класс условий труда по вредным (опасным) факторам - 3.3. За работу с вредными и опасными условиями труда работникам по указанным должностям аттестованной компанией, проводящей спецоценку, установлена, в том числе гарантия в виде права на досрочное назначение трудовой пенсии (основание: постановление Кабинета министров от 26.01.2991 г. N 10. Список N 2 XXIV 226000а-1754б).
Таким образом, работа по указанным должностям признана в установленном законом порядке работой с вредными условиями труда и на основании норм трудового законодательства, а именно, положений статей 221, 219, 222 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление гарантий и компенсаций является обязанностью работодателя, обусловленной работой работников во вредных условиях труда, и не относится к стимулирующим мерам поддержки работающего персонала.
...
Судами также учтено положение 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, а также положение пункта 1 Методических рекомендаций, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11 п, из системного толкования которых следует, что представленные страхователем индивидуальные сведения, соответствующие данным бухгалтерского учета, не могут быть признаны недостоверными. Наличие в сведениях, поданных Страхователем кода льготы, дающего право на досрочное назначение пенсии, не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2022 г. N Ф09-2787/22 по делу N А71-5715/2021