Екатеринбург |
|
10 июня 2022 г. |
Дело N А60-41631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А60-41631/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества) - Филимонова Т.В. (доверенность от 30.05.2022).
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества"; о внесении в реестр федерального имущества сведений об объекте защитного сооружения гражданской обороны площадью 893,6 кв. м, находящегося в здании с кадастровым номером 66:09:0401001:445, в соответствии с приложением к распоряжениюТерриториального управления Росимущества от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества".
Решением суда от 07.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 решение суда отменено, распоряжение Территориального управления Росимущества от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества" признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель считает, что спорное имущество в собственности Российской Федерации находиться не может, указывает, что право собственности на все здание детского отделения больницы с кадастровым номером 66:09:0401001:445, площадью 2179 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, зарегистрировано за Свердловской областью, при этом как самостоятельный объект недвижимости подвал не выделен и не зарегистрирован. Кроме того, заявитель, ссылаясь на материалы гражданского дела в Верхотурском районном суде Свердловской области N 2-154/2021, утверждает, что факт пользования больницей спорным объектом подтвержден. Таким образом, по мнению заявителя, спорный объект подлежит передаче собственнику -Свердловской области на основании абз.6-11 ч.11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Свердловская область в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области является собственником объекта недвижимого имущества - здания детского отделения литер А, назначение: лечебно - санитарное, площадью 2179 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, с кадастровым номером 66:09:0401001:445, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 66АБ 758583, дата регистрации права 21.07.2005.
Приказом Министерства от 14.04.2005 N 1216 "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления", указанный объект закреплен на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 66АБ 758584. Сведения о регистрации права оперативного управления внесены в ЕГРН 21.07.2005.
Согласно техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 11.11.2004, в указанном здании также расположено помещение площадью 893,6 кв. м, относящееся к объектам гражданской обороны и являющееся федеральной собственностью на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Территориальное управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника федерального имущества на территории Свердловской области, издало распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества", которым утвержден перечень недвижимого имущества, правомерно принятого в собственность Свердловской области, а именно: защитное сооружение гражданской обороны с кадастровым номером 66:09:0401001:445, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, общей площадью 893,6 кв. м. Также отделу ведения реестра государственного имущества и регистрации права собственности Российской Федерации Территориальным управлением Росимущества предписано внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
Территориальное управление Росимущества в адрес учреждения направило уведомление от 23.06.2021 N 66-ВС-06/8005 об исключении из базы данных реестра федерального имущества в отношении защитного сооружения гражданской обороны как правомерно переданного в собственность Свердловской области.
Как указывает заявитель, в настоящее время Прокурором Верхотурского района Свердловской области заявлены исковые требования к учреждению здравоохранения об устранении нарушений обязательных требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583.
Поскольку принятое Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р является основанием для возникновения права собственности субъекта Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества, и такой субъект обязан нести бремя его содержания, Министерство считает, что принятым распоряжением нарушены его права, поскольку передача имущества не осуществлена в порядке, предусмотренным пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагая, что указанное распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р нарушает права и законные интересы заявителя, противоречит действующему законодательству, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Министерством требований, суд первой инстанции исходил из того, что собственником защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с кадастровым номером 66:09:0401001:445, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, общей площадью 893,6 кв. м является Свердловская область, поскольку защитное сооружение расположено в подвале здания детского отделения ГАУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" и является его неотъемлемой частью. Суд также пришел к выводу, что факт использования оперативным управляющим ЗС ГО является установленным.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН в собственности Свердловской области и оперативном управлении государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района" находится нежилое здание детского отделения, площадью 2179 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, с кадастровым номером 66:09:0401001:445.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания детского отделения, расположенного по адресу г. Верхотурье, ул. Мира, 14, в техническом паспорте, составленным по состоянию на 11.11.2004, общая площадь первого, второго и третьего этажа составляет 2 179 кв. м, также имеется коридор площадью 2,4 кв. м и подвал площадью 797, 8 кв. м. При этом в техническом паспорте указано на площадь подвала 893,6 кв. м, а в экспликации к поэтажному плану - 797,8 кв. м.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подвал на праве собственности за Свердловской областью не зарегистрирован.
Согласно тексту оспариваемого распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р ЗС ГО противорадиационное укрытие ВУ П4 - 600 инв. N 090002-66, площадью 893, 6 кв. м, расположенное в здании ГАУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" площадью 2 179 кв. м по адресу: Свердловская область, р-н Верхотурский, г. Верхотурье, ул. Мира, д. 14, утверждено в перечне недвижимого имущества, сведения о котором внесены в реестр федерального имущества, правомерно принятого в собственность Свердловской области.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитное сооружение гражданской обороны является исключительно федеральным имуществом.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что доказательств передачи спорного имущества (подвала) из одного уровня собственности в другой в соответствии с положениями действующего законодательства Территориальным управлением Росимущества не представлено. Предложения уполномоченного федерального органа о передаче имущества гражданской обороны из федеральной собственности в собственность Свердловской области в Министерство не направлялись, решение о приеме имущества Министерством не принято, акты приема-передачи имущества не составлены.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что несоблюдение порядка передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации нарушает права Министерства, поскольку передача ему имущества (в рассматриваемом случае подвала здания, предоставляющего собой ЗС ГО) влечет возложение на собственника объекта недвижимого имущества бремени его содержания.
При этом фактическое использование объекта гражданской обороны государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района", вопреки выводу суда первой инстанции, не влечет за собой возникновение права собственности Свердловской области без соблюдения установленного порядка передачи указанного имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ввиду чего требование Министерства о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р подлежит удовлетворению.
Признание незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р исключает необходимость удовлетворения требования Министерства о внесении в реестр федерального имущества сведений об объекте защитного сооружения гражданской обороны площадью 893,6 кв. м, находящегося в здании с кадастровым номером 66:09:0401001:445.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о фактическом использовании больницей спорного объекта, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А60-41631/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2022 г. N Ф09-3054/22 по делу N А60-41631/2021