г. Пермь |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А60-41631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 декабря 2021 года
по делу N А60-41631/2021
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заявитель, МУГИСО, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества"; о внесении в реестр федерального имущества сведений об объекте защитного сооружения гражданской обороны площадью 893,6 кв.м, находящегося в здании с кадастровым номером 66:09:0401001:445, в соответствии с приложением к распоряжению ТУ Росимущества в Свердловской области от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества".
Решением арбитражного суда от 07.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУГИСО обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводом суда о принадлежности всего здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, субъекту Российской Федерации - Свердловской области, а также о вхождении защитного сооружения гражданской обороны в состав указанного здания, зарегистрированного на праве собственности за Свердловской областью. Указывает, что помещение площадью 839,6 кв.м, относящееся к объектам гражданской обороны, не входит в состав здания, принадлежащего Свердловской области. Отмечает, что общая площадь объекта согласно техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 11.11.2004, составляет 3018,6 кв.м. Также заявитель ссылается на то, что предложения уполномоченного федерального органа о передаче имущества гражданской обороны из федеральной собственности в собственность Свердловской области в МУГИСО не направлялись, решение о приеме имущества Министерством не принято, акты приема-передачи имущества не составлены и не подписаны. Факт передачи объекта недвижимости из федеральной собственности в собственность Свердловской области отсутствует.
ТУ Росимущества в Свердловской области возражений на апелляционную жалобу не представило.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Свердловская область в лице МУГИСО является собственником объекта недвижимого имущества - здания детского отделения литер А, назначение: лечебно - санитарное, площадью 2 179 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, с кадастровым номером 66:09:0401001:445, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 66АБ 758583, дата регистрации права 21.07.2005.
Приказом Министерства от 14.04.2005 N 1216 "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления", указанный объект закреплен на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2005 66АБ 758584. Сведения о регистрации права оперативного управления внесены в ЕГРН также 21.07.2005.
Согласно техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 11.11.2004, в указанном здании также расположено помещение площадью 893,6 кв.м., относящееся к объектам гражданской обороны и являющееся федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
ТУ Росимущества в Свердловской области, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества на территории Свердловской области, издано распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества", которым утвержден перечень недвижимого имущества, правомерно принятого в собственность Свердловской области, а именно: защитное сооружение гражданской обороны с кадастровым номером 66:09:0401001:445, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, общей площадью 893,6 кв.м. Также отделу ведения реестра государственного имущества и регистрации права собственности Российской Федерации ТУ Росимущества в Свердловской области предписано внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества.
ТУ Росимущества в Свердловской области в адрес учреждения направлено уведомление от 23.06.2021 N 66-ВС-06/8005 об исключении из базы данных реестра федерального имущества в отношении защитного сооружения гражданской обороны как правомерно переданного в собственность Свердловской области.
Как указывает заявитель, в настоящее время Прокурором Верхотурского района Свердловской области заявлены исковые требования к учреждению здравоохранения об устранении нарушений обязательных требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583.
Поскольку принятое ТУ Росимущества в Свердловской области распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р является основанием для возникновения права собственности субъекта Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества, и такой субъект обязан нести бремя его содержания, Министерство считает, что принятым распоряжением нарушены его права, поскольку передача имущества не осуществлена в порядке, предусмотренным пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагая, что указанное распоряжение от 23.06.2021 N 66-598-р нарушает права и законные интересы заявителя, противоречит действующему законодательству, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных требований не установил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Министерством требований, суд первой инстанции исходил из того, что собственником защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с кадастровым номером 66:09:0401001:445, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, общей площадью 893,6 кв.м является Свердловская область, поскольку защитное сооружение расположено в подвале здания детского отделения ГАУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" и является его неотъемлемой частью. Также суд исходил из того, что факт использования оперативным управляющим ЗС ГО является установленным.
Указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН в собственности Свердловской области и оперативном управлении государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района" находится нежилое здание детского отделения, площадью 2179 кв.м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Мира, 14, с кадастровым номером 66:09:0401001:445.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания детского отделения, расположенного по адресу г. Верхотурье, ул. Мира, 14, в техническом паспорте, составленным по состоянию на 11.11.2004, общая площадь первого, второго и третьего этажа составляет 2 179 кв.м., также имеется коридор площадью 2,4 кв.м. и подвал площадью 797, 8 кв.м. При этом в техническом паспорте указано на площадь подвала 893,6 кв.м, а в экспликации к поэтажному плану - 797,8 кв.м.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подвал на праве собственности за Свердловской областью не зарегистрирован.
Согласно тексту распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 23.06.2021 N 66-598-р ЗС ГО противорадиационное укрытие ВУ П4 - 600 инв. N090002-66, площадью 893, 6 кв.м, расположенное в здании ГАУЗ СО "Центральная районная больница Верхотурского района" площадью 2 179 кв.м по адресу: Свердловская область, р-н Верхотурский, г.Верхотурье, ул.Мира, д.14, утверждено в перечне недвижимого имущества, сведения о котором внесены в реестр федерального имущества, правомерно принятого в собственность Свердловской области.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитное сооружение гражданской обороны является исключительно федеральным имуществом.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность".
Доказательств передачи спорного имущества (подвала) из одного уровня собственности в другой в соответствии с положениями действующего законодательства ТУ Росимущества в Свердловской области не представлено, из материалов дела не следует.
Предложения уполномоченного федерального органа о передаче имущества гражданской обороны из федеральной собственности в собственность Свердловской области в Министерство не направлялись, решение о приеме имущества Министерством не принято, акты приема-передачи имущества не составлены.
Несоблюдение порядка передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации нарушает права Министерства, поскольку передача ему имущества (в рассматриваемом случае подвала здания, предоставляющего собой ЗС ГО) влечет возложение на собственника объекта недвижимого имущества бремени его содержания.
Фактическое использование объекта гражданской обороны государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Центральная районная больница Верхотурского района", вопреки выводу суда первой инстанции, не влечет за собой возникновение права собственности Свердловской области без соблюдения установленного порядка передачи указанного имущества.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ввиду чего требование Министерства о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р подлежит удовлетворению.
Признание незаконным распоряжения от 23.06.2021 N 66-598-р исключает необходимость удовлетворения требования Министерства о внесении в реестр федерального имущества сведений об объекте защитного сооружения гражданской обороны площадью 893,6 кв.м., находящегося в здании с кадастровым номером 66:09:0401001:445.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования - удовлетворению частично.
От уплаты государственной пошлины лица, участвующие в деле, освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2021 года по делу N А60-41631/2021 отменить.
Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 23.06.2021 N 66-598-р "Об утверждении перечня недвижимого имущества" признать недействительным.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41631/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ