Екатеринбург |
|
15 июня 2022 г. |
Дело N А60-37235/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") и Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А60-37235/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Чепурин А.В. (доверенность от 23.07.2021);
общества с ограниченной ответственностью "Дельтастрой" (далее - общество "Дельтастрой") - Злоказов В.А. (доверенность от 10.02.2022), Трубникова Ю.С. (доверенность от 06.04.2022);
общества "Т Плюс" - Шамои Е.В. (доверенность от 29.01.2021), Лукас Е.П. (доверенность от 31.01.2022).
Общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействительными вынесенных Управлением решения от 30.06.2021 N 066/01/18.1-2078/2021, предписания от 30.06.2021 N 066/01/18.1-2078/2021, а также решения от 31.05.2021 N 066/01/18.1-1669/2021 в части выводов антимонопольного органа об уклонении общества "Т Плюс" от заключения договоров подключения и фактического заключения договоров подключения. Управление обратилось с заявлением к обществу "Т Плюс" о понуждении к исполнению предписания от 30.06.2021 N 066/01/18.1-2078/2021 (с учетом объединения дел N А60-37235/2021, А60-38938/2021, А60-42292/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Дельтастрой", Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Администрация городского округа Первоуральск.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2021 в удовлетворение заявленных обществом "Т Плюс" требований отказано. Заявленные Управлением требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит изменить мотивировочную часть постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что выданный обществом с ограниченной ответственностью "СТК" (далее - общество "СТК") застройщику документ от 17.01.2019 N 36302/5, поименованный как технические условия, обоснованно идентифицирован судом первой инстанции как условия подключения, являющийся неотъемлемой частью договора о подключении. При этом Управление отмечает, что порядок подключения к системам теплоснабжения согласно пунктам 15, 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) включает в себя заключение договора теплоснабжения еще до составления акта о подключении, но уже после выполнения мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении и подачи тепловой энергии и теплоносителя на объект застройщика на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробирования.
В связи с этим, по мнению антимонопольного органа, целью повторной подачи 07.06.2021 застройщиком заявки на подключение является легализация уже сложившихся отношений по подключению фактам выдачи 17.01.2019 условий подключения, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении.
Кроме того, Управление полагает, что общество "Т Плюс" не представило допустимых доказательств расходования имеющихся на 17.01.2019 резервов мощности системы теплоснабжения, а размещение им сведений в информационной системе с использованием единых форматов не является соблюдением требования подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты N 570).
Управление также ссылается на то, что условие о размере подлежащей государственному регулированию платы за подключение устанавливается актом регулирующего органа и им же предопределяется, а не усмотрением сторон договора. Антимонопольный орган при этом отмечает, что оспариваемыми решениями установлено, что согласно пояснениям общества "Т Плюс" договоры о подключении на территории городского округа Первоуральск за период 2019 - 2020 гг. в письменной форме отсутствуют, а факты подключения подтверждены.
В кассационной жалобе общество "Т Плюс" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Общество "Т Плюс" с указанием на части 3 - 5 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), пункты 2, 16, 17, 28 Правил N 787 настаивает на том, что на момент обращения общества "Дельтастрой" отсутствовала техническая возможность подключения к системе теплоснабжения.
Кроме того, общество "Т Плюс" полагает, что суды необоснованно отклонили ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Общество "Т Плюс" считает, что вынесенным предписанием нарушаются его права и законные интересы на получение платы за подключение, то налагает не предусмотренные законом обязанности за свой счет обеспечить подключение объекта заявителя в отсутствие платы за подключение.
В связи с этим общество "Т Плюс" полагает, что в его действиях отсутствует факт совершения какого - либо правонарушения, поскольку общество "Т Плюс" действовало в соответствии с нормами Правил N 787.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.09.2018 общество "Дельтастрой" обратилось в общество "СТК", которому в соответствии с постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 25.12.2018 N 2060 присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Первоуральск, с запросом о предоставлении технических условий подключения к системе теплоснабжения возводимого объекта капитального строительства "Жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом", расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, между домами N 25-37 (далее - Объект). Строительство Объекта осуществляется в два этапа: первый этап - строительство нежилого помещения с подземным паркингом, второй этап - строительство жилого дома.
В ответ на запрос общество "СТК" направило в адрес общества "Дельтастрой" технические условия подключения Объекта к системе теплоснабжения от 17.01.2019 N 36302/5.
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 05.11.2019 N 1761 земельному участку и Объекту, который будет на нем располагаться, присвоен адрес: г. Первоуральск, ул. Ленина, 29А.
С 01.02.2021 в процессе процедуры реорганизации общество "СТК" присоединено к обществу "Т Плюс".
Письмом от 24.04.2021 общество "Дельтастрой" обратилось в общество "Т Плюс" с запросом информации о подключении Объекта к системе теплоснабжения. Общество "Т Плюс" сообщило обществу "Дельтастрой" об отсутствии договорных отношений по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта к системе теплоснабжения, а также разъяснило порядок обращения в теплоснабжающую организацию с заявкой на заключение такого договора.
Общество "Дельтастрой" 07.06.2021 направило в адрес общества "Т Плюс" заявку на заключение договора об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта к системе теплоснабжения, указав данные по второму этапу строительства Объекта.
Общество "Т Плюс" направило ответ от 10.06.2021, в котором общество "Дельтастрой" информируется об отсутствии на момент подачи заявки на заключение договора о технологическом присоединении технической возможности подключения Объекта в связи с отсутствием резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающих передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя. Общество "Т Плюс" предложило обществу "Дельтастрой" направить в адрес теплоснабжающей организации в течение пяти рабочих дней ответное письмо с выбором варианта подключения: по индивидуальному тарифу, устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, или по единому (котловому) тарифу, но после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу общества "Т Плюс" и схему теплоснабжения.
Общество "Дельтастрой" обратилось в Управление в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) на действия (бездействие) общества "Т Плюс" при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выразившиеся в уклонении хозяйствующего субъекта от направления договора о подключении (технологическом присоединении).
Решением комиссии антимонопольного органа от 30.06.2021 жалоба общества "Дельтастрой" признана обоснованной. В действиях (бездействии) общества "Т Плюс" установлено нарушение положений пунктов 16, 28 Правил N 787, с выдачей теплоснабжающей организации предписания направить в адрес общества "Дельтастрой" проект договора об осуществлении подключения (технологического присоединения) Объекта к системе теплоснабжения.
Полагая, что названные решение и предписание антимонопольного органа недействительны, общество "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В свою очередь Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания от 30.06.2021 N 066/01/18.1-2078/2021.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Управления недействительными, отказал в удовлетворении требований общества "Т Плюс" и удовлетворил заявленные антимонопольным органом требования обязать общество "Т Плюс" исполнить предписание от 30.06.2021 N 066/01/18.1-2078/2021.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции об отсутствии совокупности оснований для признания решения и предписания Управления недействительными, а также о необходимости исполнения предписания, при отклонении части выводов суда первой инстанции, дал иную оценку исследованным доказательствам.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 787 одним из оснований для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности. При этом правообладатели земельных участков вправе обратиться в теплоснабжающую или теплосетевую организацию, определенную в пункте 4 Правил N 787, с запросом о предоставлении технических условий (пункт 8 Правил N 787).
На основании пункта 14 Правил N 787 обращение лица, имеющего намерение подключить объект к системе теплоснабжения, в теплоснабжающую или теплосетевую организацию с заявлением о заключении договора о подключении может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения при соблюдении условия самостоятельного определения потребителем необходимой подключаемой нагрузки.
В силу пункта 30 Правил N 787 договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.
Действия теплоснабжающей или теплосетевой организации по рассмотрению заявки на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) в случае отсутствия технической возможности подключения указаны в пункте 16 Правил N 787.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Пункт 28 Правил N 787 определяет, что в случае необходимости установления платы за подключение в индивидуальном порядке подписанный проект договора о подключении направляется лицу, имеющему намерение подключить объект к системе теплоснабжения, в 2 экземплярах в течение 20 рабочих дней со дня установления уполномоченным органом в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения платы за подключение. Лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "Т Плюс" в установленный законодательством срок не были совершены действия по направлению обществу "Дельтастрой" договора об осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта к системе теплоснабжения, что является нарушением требований пунктов 16, 28 Правил N 787.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что до обращения 07.06.2021 в адрес общества "Т Плюс" с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения Объекта общество "Дельтастрой" ранее обращалось в адрес общества "СТК" и/или общества "Т Плюс" с аналогичной заявкой, а также отсутствуют доказательства права комплексного освоения обществом "Дельтастрой" принадлежащего ему земельного участка в целях жилищного строительства.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что сама выдача правопредшественником общества "Т Плюс" технических условий подключения от 17.01.2019 N 36302/5 не являет собой факт возникновения правоотношений между застройщиком и теплоснабжающей организацией, технические условия не являются основанием для начала производства проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в целях осуществления подключения, а их выполнение (невыполнение) без заключения договора о подключения не может повлечь желаемые для застройщика правовые последствия.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно не принял вывод антимонопольного органа о том, что из существа действий по выполнению обществом "Дельтастрой" в 2019-2021 гг. мероприятий по строительству и реконструкции тепловых сетей в соответствии с техническими условиями от 17.01.2019 следует факт заключения между обществом "Дельтастрой" и обществом "Т Плюс" договора о подключении в устной форме. Названные выводы признаны судом апелляционной инстанции как противоречащие положениям пункта 30 Правил N 787 о письменной форме такого договора.
Относительно выводов Управления о получении обществом "Т Плюс" платы в натуральной форме за подключение Объекта к системе теплоснабжения, судом апелляционной инстанции также верно указано, что положения статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ не предусматривают иного способа расчета потребителя по договору о подключении, чем плата, рассчитываемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, и указанная плата не может определяться соглашением сторон.
Кроме того, антимонопольным законодательством допускается разрешение вопроса о возведении застройщиком тепловых сетей за границами принадлежащего ему земельного участка при исполнении договора о подключении в соответствии с положениями пункта 34 Правил N 787. В таком случае необходимым является заключение между застройщиком и теплоснабжающей организацией соответствующего гражданско-правового договора. Важным аспектом применения рассматриваемого пункта 34 Правил N 787 является диспозитивность его положений, и возможность его применения наступает только при достижении согласия обеими сторонами правоотношений (Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 03.02.2020 N АЦ/7104/20).
Судом апелляционной инстанции также установлено что в ответ на заявку общества "Дельтастрой" от 07.06.2021 N 2998 о заключении договора подключения общество "Т Плюс" не уведомило застройщика в соответствии с пунктом 28 Правил N 787 о непредоставлении сведений и документов, предусмотренных пунктами 25, 26 Правил N 787, в полном объеме, что препятствовало бы подготовке проекта договора о подключении.
Вопрос о наличии или отсутствии технической возможности подключения Объекта к системе теплоснабжения, как верно указано судом апелляционной инстанции, не имеет самостоятельного правового значения, поскольку в данном случае по состоянию на сегодняшний день объективно не учитывается как ввод в эксплуатацию новых тепловых сетей, так и вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемые в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".
Кроме того, судами установлено, что в ответ на заявку о заключении договора о подключении, общество "Т Плюс" в соответствии с требованиями пункта 16 Правила N 787 предложило обществу "Дельтастрой" выбрать один из вариантов подключения (с установлением платы в индивидуальном порядке или согласно стандартизированным ставкам, но с внесением необходимых изменений в инвестиционную программу и в схему теплоснабжения), но, не получив ответ от общества "Дельтастрой", не направило в его адрес проект договора, содержащий расчет платы по какому-либо из вариантов, хотя такая возможность у общества "Т Плюс" имелась.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций верно сделали вывод о том, что обществом "Т Плюс" не были приняты исчерпывающие меры по безусловному исполнению своей публично-правовой обязанности по направлению проекта договора в адрес общества "Дельтастрой".
Следовательно, суды, правомерно поддержали выводы Управления о нарушении обществом "Т Плюс" положений пунктов 16, 28 Правил N 787, что свидетельствует о нарушении установленного срока осуществления процедуры.
Кроме того, во исполнение предписания антимонопольного органа общество "Т Плюс" в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области направлено заявление от 30.07.2021 об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) Объекта к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке. Таким образом, оспариваемое обществом "Т Плюс" предписание фактически частично исполнено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Управления недействительными.
Доводы, указанные в кассационных жалобах Управления и общества "Т Плюс" судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Поскольку суд апелляционной инстанции с учетом имеющихся материалов дела поддержал выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых ненормативных актов и необходимости выполнения предписания, однако отклонил часть выводов суда первой инстанции, дав иную оценку исследованным доказательствам, с учетом доводов заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции полагает необходимым оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А60-37235/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу кассационные жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно выводов Управления о получении обществом "Т Плюс" платы в натуральной форме за подключение Объекта к системе теплоснабжения, судом апелляционной инстанции также верно указано, что положения статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ не предусматривают иного способа расчета потребителя по договору о подключении, чем плата, рассчитываемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, и указанная плата не может определяться соглашением сторон.
...
Вопрос о наличии или отсутствии технической возможности подключения Объекта к системе теплоснабжения, как верно указано судом апелляционной инстанции, не имеет самостоятельного правового значения, поскольку в данном случае по состоянию на сегодняшний день объективно не учитывается как ввод в эксплуатацию новых тепловых сетей, так и вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемые в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2022 г. N Ф09-1864/22 по делу N А60-37235/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1864/2022
01.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12578/2021
30.11.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37235/2021
01.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12578/2021