Екатеринбург |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А50-23689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2022 по делу N А50-23689/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Кировпейпер" (далее - общество "Кировпейпер") поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества "Кировпейпер".
Общество "Кировпейпер" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению о признании незаконным отказа Управления в выдаче обществу "Кировпейпер" разрешения на временно разрешенные сбросы для объектов НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0241-006991-Т), возложении обязанности на Управление по выдаче разрешения на временно разрешенные сбросы для указанного объекта
Решением суда от 18.01.2022 (судья Цыренова Е.Б.,) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 (судьи Трефилова Е.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действия Административного регламента от 17.08.2020 N 1022 распространяются на процедуру предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты только для объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поэтому выдача временных разрешений на сбросы для объектов негативного воздействия на окружающую среду II категории недопустима.
Кроме того, кассатор обращает внимание суда округа на положения пунктов 4.34, 4.35 Положения, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 495 (действовавшего на дату рассмотрения заявления ООО "Кировпейпер"), в соответствии с которыми Управление в части нормирования сбросов не осуществляет функции по выдаче разрешений на временные сбросы.
Управление указывает, что Письмо Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов" не является нормативно-правовым актом и носит информационно-разъяснительный характер, поэтому в данном случае не подлежит применению.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Кировпейпер" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 05.08.2021 общество "Кировпейпер" обратилось в Управление с письмом исх. N 2237 о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением вредных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в отношении объекта HBOC II категории "Очистные сооружения выпуска N1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т).
Рассмотрев обращение заявителя, письмом исх. N ИГ-03-9401 от 10.08.2021 Управление направило уведомление о приостановлении оказания государственной услуги в отношении объекта по выпуску сточных вод N 4, сославшись на несоответствие формы заявления приложению 1 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.08.2020 N 1022 (далее - Административный регламент).
Общество "Кировпейпер" в целях устранения вышеуказанных замечаний Управления, 16.08.2021 направил заявление о выдаче разрешений по форме приложения 1 к Административному регламенту, исх. N 2260, на которое Управление 07.09.2021 уведомило заявителя об отказе в выдаче разрешений на временные сбросы, исх. N ИГ-03-10491.
Не согласившись с отказом Управления в выдаче разрешений на временные сбросы, изложенным в уведомлении исх. N ИГ-03-10491 от 07.09.2021, общество "Кировпейпер" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности выданного Управлением отказа, изложенного в уведомлении исх. N ИГ-03-10491 от 07.09.2021 и нарушения им прав и законных интересов общества.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Пунктом 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
В Письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов" указано, что в настоящее время порядок выдачи разрешений на временные выбросы находится в стадии разработки. При этом планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 01.01.2019, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.
В письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 подчеркивается, что в отсутствие разработанного порядка выдачи разрешений на временные сбросы, следует по аналогии руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при невозможности соблюдения указанных нормативов может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы регламентирован Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Пунктом 10 Административного регламента установлено, что конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общество "Кировпейпер" обратилось в Управление с заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, который позволял Управлению рассмотреть обращение общества по существу, однако уведомлением от 10.08.2021 N ИГ-03-9401 Управление известило общество о приостановлении предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по причине несоответствия представленного заявления форме, установленной приложением N 1 к Административному регламенту.
Позднее, общество "Кировпейпер" обратилось в Управление с заявлением, составленном по форме приложения N 1 к Административному регламенту, приложив необходимый пакет документов, однако уведомлением от 07.09.2021 N ИГ-03-10492 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на сбросы на том основании, что объект "Очистные сооружения выпуска N1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) относится к объектам II категории, в то время, как Административным регламентом предусмотрена выдача соответствующих разрешений в отношении объектов I категории.
Как верно отметили суды нижестоящих инстанций, указанный алгоритм действий Управления не соответствует цели установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку предполагает безальтернативный отказ в выдаче таких разрешений по указанному Управлением основанию, что является недопустимым.
Довод Управления о том, что порядок выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ Административным регламентом не предусмотрен, поскольку Административный регламент распространяется на процедуру предоставления услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ и вредных микроорганизмов только для объектов I категории, судами рассмотрен и отклонен.
При этом суды приняли во внимание письмо Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513, из содержания которого следует, что в случае отсутствия порядка выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ Административным регламентом, необходимо руководствоваться порядком утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 по аналогии закона.
Если бы процедура порядка выдачи временно разрешенных сбросов была установлена специальным регламентом, то вышеприведенное разъяснение Минприроды России являлось бы нецелесообразным.
Следовательно, заявление о выдаче разрешения на временные сбросы по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) подлежит рассмотрению как заявление о выдаче временных разрешений на сбросы в отношении объектов НВОС I категории.
Данная позиция согласуется с подходом Верховного суда Российской Федерации, отраженным в определении от 18.09.2020 N 303-ЭС20-12549 по делу N А73-14434/2019, согласно которому, отсутствие вступившего в законную силу нормативного правового акта, утвердившего правила разработки программы повышения экологической эффективности, либо порядка выдачи таких разрешений, при наличии установленной законодателем возможности переоформить разрешение на сбросы загрязняющих веществ, не является препятствием для реализации юридическим лицом предоставленного права.
С учетом изложенного, суды правомерно заключили, что отказ в выдаче разрешения на временные сбросы для по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) по той причине, что Административным регламентом предусмотрена выдача соответствующих разрешений в отношении объектов только I категории, является формальным и немотивированным, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Иное толкование норм материального права не свидетельствует о допущенной судами ошибке и не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2022 по делу N А50-23689/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если бы процедура порядка выдачи временно разрешенных сбросов была установлена специальным регламентом, то вышеприведенное разъяснение Минприроды России являлось бы нецелесообразным.
Следовательно, заявление о выдаче разрешения на временные сбросы по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) подлежит рассмотрению как заявление о выдаче временных разрешений на сбросы в отношении объектов НВОС I категории.
Данная позиция согласуется с подходом Верховного суда Российской Федерации, отраженным в определении от 18.09.2020 N 303-ЭС20-12549 по делу N А73-14434/2019, согласно которому, отсутствие вступившего в законную силу нормативного правового акта, утвердившего правила разработки программы повышения экологической эффективности, либо порядка выдачи таких разрешений, при наличии установленной законодателем возможности переоформить разрешение на сбросы загрязняющих веществ, не является препятствием для реализации юридическим лицом предоставленного права."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2022 г. N Ф09-3789/22 по делу N А50-23689/2021