г. Пермь |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А50-23689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от общества с ограниченной ответственностью "Кировпейпер" - Малявко Д.В., паспорт, доверенность от 17.10.2021, диплом;
от Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Токтаев С.В., паспорт, доверенность от 15.10.2021, диплом; Липовцева И.Г., паспорт, доверенность от 15.10.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 января 2022 года
по делу N А50-23689/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировпейпер" (ОГРН 5167746331781, ИНН 7707375416)
к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кировпейпер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконным отказ Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО "Кировпейпер" в выдаче разрешения на временно разрешенные сбросы для объектов НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0241-006991-Т), возложении обязанности на Управление по выдаче разрешения на временно разрешенные сбросы для указанного объекта (с учетом принятого судом ходатайства об изменении предмета иска).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным уведомление Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в выдаче разрешения на сбросы от 07.09.2021 N ИГ-03-10492, как не соответствующее Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статьи 22, 23, 23.1, 67.1), Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 N 469. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Кировпейпер" путем рассмотрения заявлений от 05.08.2021 N 2237 и от 16.08.2021 N 2260 по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) как заявлений о выдаче временных разрешений на сбросы, а также всех документов, приложенных к ним по существу в срок, не позднее месяца, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. С Управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел, что уведомление Управления от 29.03.2021 N РС-07-3426 носит лишь информационный характер, а, следовательно, не нарушает законных нрав и интересов заявителя. Уведомление Управления от 29.03.2021 N РС-07-3426 не устанавливает факта нарушения законодательства, не предопределяет субъекта ответственности, не создает препятствий для осуществления экономической деятельности ООО "Кировпейпер" и не порождает правовых последствий. Судом первой инстанции не учтено, что отсутствует законодательная обязанность требований, изложенных в заявлении ООО "Кировпейпер". Исходя из полномочий и согласно пунктам 4.34, 4.35 Положения, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 495 (действовавшего на дату рассмотрения заявления ООО "Кировпейпер") Управление в части нормирования сбросов не осуществляет функции по выдаче разрешений на временные сбросы. Суд первой инстанции, ссылаясь на Письмо Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов", указывает, что Управлению при отсутствии порядка выдачи разрешений на временные сбросы необходимо руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469, однако данное письмо не является нормативно-правовым актом, а носит лишь информационно-разъяснительный характер.
В судебном заседании представители Управления на доводах жалобы настаивали.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.08.2021 заявитель обратился в Управление с письмом исх. N 2237 о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением вредных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в отношение объекта HBOC II категории "Очистные сооружения выпуска N1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) (л.д.18).
Рассмотрев обращение заявителя, письмом исх. N ИГ-03-9401 от 10.08.2021 Управление направило уведомление о приостановлении оказания государственной услуги в отношении объекта по выпуску сточных вод N 4, сославшись на несоответствие формы заявления приложению 1 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.08.2020 N 1022 (далее - Административный регламент) (л.д.40).
16.08.2021 заявитель, в целях устранения вышеуказанных замечаний Управления, направил заявления о выдаче разрешений по форме приложения 1 к Административному регламенту, исх. N 2260 (л.д.83).
07.09.2021 Управление уведомило заявителя об отказе в выдаче разрешений на временные сбросы, исх. N ИГ-03-10491.
Не согласившись с отказом Управления в выдаче разрешений на временные сбросы, изложенной в уведомлении исх. N ИГ-03-10491 от 07.09.2021, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что заявление о выдаче разрешения на временные сбросы по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) подлежит рассмотрению как заявление о выдаче временных разрешений на сбросы в отношении объектов НВОС I категории.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
В силу пункта 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Как отмечается в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 "О порядке выдачи временно разрешенных сбросов", в настоящее время порядок выдачи разрешений на временные выбросы находится в стадии разработки. При этом планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 01.01.2019, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.
С учетом изложенного, до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.
Таким образом, в письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 подчеркивается, что в отсутствие разработанного порядка выдачи разрешений на временные сбросы, следует по аналогии руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" предусмотрено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
При невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы регламентирован Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.08.2020 N 1022 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 10 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Из материалов дела установлено, что заявитель обратился в Управление с заявлением, приложив к заявлению необходимый пакет документов, который позволял Управлению рассмотреть обращение общества по существу.
Уведомлением от 10.08.2021 N ИГ-03-9401 Управление известило общество о приостановлении предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по причине несоответствия представленного заявления форме, установленной приложением N 1 к Административному регламенту.
Впоследствии, заявитель обратился в Управление с заявлением, составленном по форме приложения N 1 к Административному регламенту, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Уведомлением от 07.09.2021 N ИГ-03-10492 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на сбросы, поскольку объект "Очистные сооружения выпуска N1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) относится к объектам II категории, в то время, как Административным регламентом предусмотрена выдача соответствующих разрешений в отношении объектов I категории.
Между тем, как верно отметил суд, указанный алгоритм действий Управления не соответствует цели установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку предполагает безальтернативный отказ в выдаче таких разрешений по указанному Управлением основанию, что является недопустимым.
Довод Управления о том, что порядок выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ Административным регламентом не предусмотрен, поскольку Административный регламент распространяется на процедуру предоставления услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ и вредных микроорганизмов только для объектов I категории, был предметом исследования суда первой инстанции, ему в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Судом правомерно принято во внимание содержание письма Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513, которое предписывает в данном случае Управлению руководствоваться порядком утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 именно по аналогии закона.
Таким образом, заявление о выдаче разрешения на временные сбросы по объекту НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т) подлежит рассмотрению как заявление о выдаче временных разрешений на сбросы в отношении объектов НВОС I категории. Аналогичный вывод изложен в решении Арбитражного суда Пермского края от 09 августа 2021 года по делу N А50-11192/2021, оставленным в силе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021.
Данная позиция согласуется также с выводом Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.09.2020 N 303-ЭС20-12549 по делу N А73-14434/2019, согласно которой отсутствие вступившего в законную силу нормативного правового акта, утвердившего правила разработки программы повышения экологической эффективности, либо порядка выдачи таких разрешений, при наличии установленной законодателем возможности переоформить разрешение на сбросы загрязняющих веществ, не является препятствием для реализации юридическим лицом предоставленного права.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены требования заявителя о признании незаконным отказа Управления в выдаче разрешения на временные сбросы для объекта НВОС II категории "Очистные сооружения выпуска N 1" (код объекта НВОС: 33-0243-006991-Т).
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Приведенные в жалобе доводы о том, что законодательная обязанность требований, изложенных в заявлении общества, отсутствует, а судом не применен закон, подлежащий применению, апелляционным судом проверены и отклонены, поскольку основаны на неверном толковании совокупности вышеизложенных норм права.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что письмо Управления носит информационный характер, не нарушает законных прав и интересов заявителя, подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 225 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", отсутствие разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ влечет применение повышенного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возможность привлечения общества к административной ответственности. Следовательно, отсутствие рассмотрения заявления нарушает права и законные интересы общества в сфере его экономической деятельности.
В свою очередь, целью установления понижающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду является стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и признавая позицию Управления об отсутствии каких-либо нарушений законных прав и интересов общества ошибочной, апелляционный суд отмечает, что в данном случае, не имея возможности получить законодательно предусмотренные разрешения на временные сбросы, заявитель должен при исчислении и соответственно при перечислении платы за HBOC применять максимальный из возможных коэффициентов - 100, в то время как при получении временно разрешенных сбросов у пользователя объектами II категории имеется возможность для использования коэффициента - 25.
Поскольку судом установлена совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого отказа незаконным, решение об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
По приведенным мотивам изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2022 года по делу N А50-23689/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23689/2021
Истец: ООО "КИРОВПЕЙПЕР"
Ответчик: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ