Екатеринбург |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А60-33613/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - ФГУП "ГВСУ N 4", предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2021 по делу N А60-33613/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель - ФГУП "ГВСУ N 4" - Скобцова О.В. (доверенность от 01.01.2022).
ФГУП "ГВСУ N 4" обратилось в арбитражный суд с заявлением к 140 отделу Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 140 отдел ГАСН, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N40 от 07.04.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2021 (судья Ремезова Н. И.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 (судьи Трефилова Е.М., Муравьева Е.Ю., Шаламова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Предприятие указывает на то, что 140 отдел ГАСН вышел за пределы предмета проверки, а также на то, что своды правил, на которые ссылается заинтересованное лицо, не включены в перечень обязательных норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации; предписание не соответствует закону, не содержит четкую формулировку относительно конкретных действий для устранения нарушений, является неисполнимым.
В представленном отзыве 140 отдел ГАСН просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа 140 отдела ГАСН от 01.10.2020 N 57 (в редакции приказа N 59) проведена проверка соблюдения предприятием требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капительного строительства: "Строительство сооружений войсковой части 54203", расположенного по адресу: Свердловская область, пос. Свободный, на основании извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке N 20/09-28-230 от 28.09.2020, поступившего в 140 отдел ГАСН 30.09.2020.
По результатам проверки 140 отделом ГАСН составлен акт от 18.11.2020 N 85 и выдано предписание от 18.11.2020 N 85 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства со сроком исполнения до 18.01.2021.
По соответствующему ходатайству 140 отдел ГАСН срок выполнения предписания N 85 был продлен до 31.03.2021.
В связи с истечением срока, установленного на выполнение предписания, на основании приказа от 19.03.2021 N 15 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что предписание от 18.11.2020 N 85 не выполнено в следующей части:
- пункт 4 предписания: Отсутствует проект производства геодезических работ на строительство объекта (п.п. 4.8, 4.9 СП 126.13330.2017 "Геодезические работы в строительстве");
- пункт 5 предписания: При въезде на площадку строительства не установлен стенд пожарной защиты (п. 7.20 СП 48.13330.2019 "Организация строительства");
- пункт 7 предписания: Сооружения 11, 29: согласно записям в общем журнале работ (раздел 4) и в журнале авторского надзора представителями технического заказчика, по вопросам строительного контроля и представителями авторского надзора был выявлен ряд нарушений требований проектной документации и технических регламентов, при этом допущено дальнейшее производство СМР без составления актов об устранении выявленных нарушений (ч. 6. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- пункт 8 предписания N 85: Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) строительный контроль в процессе строительства объекта капитального строительства не проводится, что привело к нарушению требований проектной документации и технических регламентов, в результате чего допущен ряд нарушений (ч.ч. 1, 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- пункт 8.1 предписания: Сооружения 11, 29: согласно актам освидетельствования скрытых работ и записям в общем журнале работ устройство основания под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнено из щебня фракции 40-70 мм (л. 9 разрез 2-2 альбом 203-55-29- АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1 Рабочая документация: основание под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнить из щебеночнопесчаной смеси);
- пункт 8.2 предписания: Сооружения 11, 29: металлические поверхности потолков (несъёмная опалубка из стальных листов по армометаллоблокам) обработаны огнезащитным составом Sternfire, при этом в ряде мест огнезащитное покрытие имеет следы посторонних пятен, отслоение, вспучивание, имеются необработанные поверхности (л. 2 п. 3 альбом 203-55- 29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1; п. 11.9 СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии");
- пункт 8.3 предписания: Сооружения 11, 29: повсеместно металлические поверхности закладных деталей деформационных швов, а в отдельных местах металлические поверхности потолков (необработанные огнезащитным составом) покрыты ржавчиной. Не обеспечена защита металлических поверхностей от коррозии (п. 4.1 СП 72.13330.2016 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии"; п. 4.5 СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии");
- пункт 8.4 предписания: Сооружения 11, 29: в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка имеются трещины шириной раскрытия 2-5 мм, а также участки неуплотненного бетона, раковины и поры диаметром 17-23 мм, глубиной 7-9 мм (приложение X СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции");
- пункт 8.5 предписания: Сооружения 11, 29: в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка в измеряемых участках, равным 3 м, имеются выступы и впадины величиной 20-120 мм (приложение X СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции");
- пункт 8.6 предписания: Сооружения 11, 29: в качестве защиты транспортных въездов (основные и аварийные) выполнено устройство металлических распашных ворот с калитками (л. 2 п. 2 альбом 203-55-29- АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1: защита въездов - откатными габионами; согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 N 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства "Строительство сооружений войсковой части 54203" в сооружениях 11 и 29 в качестве защиты транспортных въездов (основных и аварийных) предусмотрено устройство откатных габионов (стр. 26 и 27 заключения);
- пункт 8.7 предписания: Сооружение 11, 29: возведение несущих конструкций зданий (монолитная железобетонная плита, монолитная железобетонная стена, монолитная железобетонная подпорная стена, монолитный железобетонный тюфяк) выполнено без достижения прочности бетона монолитных конструкций (см. протоколы от 01.09.2014 N 47/1 Н.Тагил14,от 16.02.2015 N 03/1 Н.Тагил-15,от 14.04.2015 N 40/1 Н.Тагил-15, от 23.06.2016 N 73/1 Н.Тагил-16, от 24.11.2016 N 165/1 Н.Тагил-16, согласно которым фактический класс бетона конструкций монолитных железобетонных конструкций зданий ниже проектного класса бетона и составляет 78-99% проектного класса прочности бетона по истечении 1-2 месяцев с дат укладки бетонных смесей). Не обеспечена несущая способность монолитных железобетонных конструкций зданий (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 5.18.14 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции");
- пункт 8.8 предписания: Сооружения 11, 29: акты освидетельствования скрытых работ: в актах на грунтование поверхностей, на нанесение лакокрасочных покрытий, на обработку поверхностей огнезащитным составом не указано количество наносимых слоев; 20 % актов не подписаны представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации, представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля; в 50 % строка "Приложения" не заполняется (исполнительные схемы, документы о качестве примененных строительных конструкций и материалов и т.п. с указанием реквизитов документа) (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- пункт 8.9 предписания: Сооружения 11, 29: исполнительные схемы геодезической съемки планово-высотного положения ответственных конструкций: отсутствуют данные о действительных отклонениях граней элементов от разбиваемых в натуре координационных осей и отклонений поверхностей элементов от вертикальности; исполнительные схемы не подписаны представителями технического заказчика и авторского надзора; в исполнительных схемах отсутствует информация о дате их оформления (подписания) (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации: п. 4.7, 5.3, 9.3 ГОСТ Р 51872-2019);
- пункт 8.10 предписания: сооружения 11, 29: отсутствуют акты освидетельствования ответственных конструкций (не осуществляется процедура освидетельствования ответственных конструкций) (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 5.18.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции"; п. 8.2.1 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства");
- пункт 8.11 предписания: Сооружения 11, 29: форма и содержание документов о качестве стальных строительных конструкций не соответствует форме, установленной приложением В ГОСТ 23118-2012 (документы о качестве стальных строительных конструкций не заверены печатью организации, не содержат информации о приемочных актах, на основании которых должен составляться документ о качестве, а также не содержит информации о датах начала и окончания изготовления) (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 8.2 ГОСТ 23118-2012 "Конструкции стальные строительные. Общие технические условия");
- пункт 8.12 предписания: Сооружения 11, 29: форма и содержание документов о качестве бетонной смеси заданного качества не соответствует форме, установленной приложением Б ГОСТ 7473-2010 (документы о качестве бетонной смеси заданного качества не содержат следующей информации: адрес, телефон, факс потребителя; объем бетонной смеси в партии; требуемая прочность бетона в партии) (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 6.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия"; п. 6 РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения");
- пункт 8.13 предписания: Сооружения 11, 29: отсутствуют результаты лабораторных испытаний по определению коэффициента уплотнения грунта защитной обсыпки сооружений. (Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 N 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства "Строительство сооружений войсковой части 54203" определено, что сооружения 11 и 29 оборудуются защитной обваловкой из уплотненного местного грунта (песок, супесь) с уплотнением до коэффициента к=0,92 (стр. 40 и 42 заключения) п. 4.14 СП 48.13330.2019 "Организация строительства");
- пункт 8.14 предписания: Сооружения 11, 29: общий журнал работ: в титульных листах журналов наименование объекта указано не верно наименование объекта не соответствует наименованию, указанному в разрешении на строительство); не завершено оформление титульных листов журналов; раздел 2 журналов не заполнен; согласно записей, строительный контроль застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство, проводится не систематически (разделы 4 и 5 с 2018 года не ведутся); в раздел 5 все записи внесены инженером по качеству СУ 8101 ФГУП "ГВСУ N 8" Полянской Н.М., при этом указанное должностное лицо не уполномочено на ведение строительного контроля лица, осуществляющего строительство; раздел 6 не заполнен (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. 8 РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства");
- пункт 8.15 предписания: Сооружения 11, 29: журналы авторского надзора: - не завершено оформление титульных листов журналов; колонка N 1 "N п/п" и N 7 "Отметка о выполнении указаний: а)подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата)" не заполнены (п. 5.1 СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений"; п. 5.3 СП 11-110- 99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений");
- пункт 8.17 предписания: Сооружения 11, 29: отсутствуют журналы: сварочных работ; антикоррозионной защиты сварных соединений (п. 3.5 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции"; п. 10 РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства").
По результатам проверки составлен акт от 07.04.2021 N 40 и выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 07.04.2021N 40.
Полагая, что предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы предприятия, возлагая необоснованные обязанности, ФГУП "ГВСУ N 4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что совокупность условий, необходимых для признания незаконным предписания, отсутствует.
На основании подпункта 69.1 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 указанной статьи).
Согласно пункту 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, порядок осуществления которого установлен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Согласно пунктам 2 и 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 N 2300, Министерство обороны Российской Федерации исполняет государственную функцию по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - государственная функция). В Министерстве обороны Российской Федерации государственную функцию осуществляют органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации: Управление государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации и отделы государственного архитектурно-строительного надзора.
На основании пункта 3 Положения об отделе государственного архитектурно - строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 N 54, отдел ГАСН является органом военного управления, подчиняется начальнику Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав воинских частей и организаций, непосредственно подчиненных центральному органу военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, предписание N 40 вынесено уполномоченным лицом - 140 отделом ГАСН, в отношении надлежащего лица - ФГУП "ГВСУ N 4", с соблюдением всех норм и правил действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции.
При этом в силу части 10 статьи 15 Технического регламента N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктом п. 4.6 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" установлено, что перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск по форме приложения В. Однако в ходе проверки установлено, что акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории (организации) отсутствует.
Согласно п. 4.8 СП 126.13330.2017 "Геодезические работы в строительстве" при строительстве следует разрабатывать проекты производства геодезических работ (ППГР) в порядке, установленном для разработки проектов производства работ в полном или неполном объемах. Пунктом п. 4.9 СП 126.13330.2017 установлено, что в полном объеме ППГР должен разрабатываться с использованием решений, принятых в проекте организации геодезических работ (ПОГР), входящем в проект организации строительства (ПОС). ППГР в полном объеме должен разрабатываться: - для любого строительства на городской территории; - при любом строительстве на территории действующего предприятия; В остальных случаях ППГР разрабатывают по решению лица, осуществляющего руководство строительством, в неполном объеме. В ходе проверки установлен факт отсутствия производства геодезических работ на строительство объекта.
Согласно п. 7.20 СП 48.13330.2019 "Организация строительства": при въезде на строительную площадку устанавливается стенд пожарной защиты с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения источников воды, средств пожаротушения. Однако проверкой установлено, что при въезде на площадку строительства не установлен стенд пожарной защиты.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (ч. 2 ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Между тем в ходе проверки установлено, что, несмотря на наличие нарушений требований проектной документации и технических регламентов, дальнейшее производство СМР было осуществлено без составления актов об устранении выявленных нарушений. Лицо, осуществляющее строительство, не производит строительный контроль в процессе строительства объекта.
Согласно п. 11.9 СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии" для определения качества выполненной огнезащитной обработки конструкций, защищенных огнезащитными средствами, проводится визуальный осмотр нанесенных огнезащитных покрытий для выявления необработанных мест, трещин, отслоений, изменения цвета, посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также измерение толщины нанесенного слоя. Внешний вид и толщина слоя огнезащитного покрытия, нанесенного на защищаемую поверхность, должны соответствовать требованиям нормативной документации на конкретное покрытие. Между тем в ходе проверки установлено, что согласно актам освидетельствования скрытых работ и записям в общем журнале работ устройство основания под фундаментные монолитные железобетонные плиты выполнено из щебня фракции 40-70 мм. Металлические поверхности потолков (несъёмная опалубка из стальных листов по армометаллоблокам) обработаны огнезащитным составом Sternfire, при этом в ряде мест огнезащитное покрытие имеет следы посторонних пятен, отслоение, вспучивание, имеются необработанные поверхности.
Согласно п. 4.1 СП 72.13330.2016 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии" защиту строительных конструкций от коррозии следует обеспечивать методами первичной и вторичной защиты, а также специальными мерами по ГОСТ 31384 и СП 28.13330. В соответствии с п. 4.5 СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии": защиту строительных конструкций от коррозии следует обеспечивать методами первичной и вторичной защиты, а также специальными мерами. Однако в ходе проверки установлено, что повсеместно металлические поверхности закладных деталей деформационных швов, а в отдельных местах металлические поверхности потолков (необработанные огнезащитным составом), покрыты ржавчиной. Не обеспечена защита металлических поверхностей от коррозии.
Согласно Приложению X СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции": на бетонных поверхностях не допускаются: участки неуплотненного бетон; трещины шириной раскрытия, указываемой проектной организацией (рекомендуемое значение 0,1 мм для конструкций без защиты от атмосферных осадков, 0,2 мм - в помещении); раковины, сколы бетона ребер для поверхностей класса: А6 - раковины диаметром более 15 мм, глубиной более 5; местные неровности (наплывы, выступы или впадины), размеры которых превышают допуски для классов поверхности по таблице Х.1... (допустимое отклонение от прямолинейности и плоскостности поверхности для измеряемого расстояния 3 м и местные неровности бетонной поверхности класса А6 и А7 составляет 15 мм). Однако в нарушение указанных требований в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка имеются трещины шириной раскрытия 2-5 мм, а также участки неуплотненного бетона, раковины и поры диаметром 17-23 мм, глубиной 7-9 мм.; в ряде мест на бетонных поверхностях тюфяка в измеряемых участках, равным 3 м, имеются выступы и впадины величиной 20-120 мм.
Согласно л. 2 п. 2 альбом 203-55-29-АР.Ф.1 и альбом 203-54-11-АР.Ф.1: защита въездов - откатными габионами; согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 N 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства "Строительство сооружений войсковой части 54203" в сооружениях 11 и 29 в качестве защиты транспортных въездов (основных и аварийных) предусмотрено устройство откатных габионов. В ходе проверки установлено, что в качестве защиты транспортных въездов (основные и аварийные) выполнено устройство металлических распашных ворот с калитками.
Пунктом п. 5.18.14 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции": установлен, что партия конструкций подлежит приемке по прочности бетона, ГОСТ 18105, если фактический класс бетона Вф в каждой отдельной конструкции этой партии не ниже проектного класса бетона по прочности Внорм. Проверкой установлено, что возведение несущих конструкций зданий (монолитная железобетонная плита, монолитная железобетонная стена, монолитная железобетонная подпорная стена, монолитный железобетонный тюфяк) выполнено без достижения прочности бетона монолитных конструкций (см. протоколы от 01.09.2014 N 47/1 Н.Тагил-14,от 16.02.2015 N 03/1 Н.Тагил-15,от 14.04.2015 N 40/1 Н.Тагил-15, от 23.06.2016 N 73/1 Н.Тагил-16, от 24.11.2016 N 165/1 Н.Тагил-16, согласно которым фактический класс бетона конструкций монолитных железобетонных конструкций зданий ниже проектного класса бетона и составляет 78-99% проектного класса прочности бетона по истечении 1 -2 месяцев с дат укладки бетонных смесей). Не обеспечена несущая способность монолитных железобетонных конструкций зданий.
Кроме того, в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации акты освидетельствования скрытых работ: в актах на грунтование поверхностей, на нанесение лакокрасочных покрытий, на обработку поверхностей огнезащитным составом не указано количество наносимых слоев; 20 % актов не подписаны представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации, представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля; в 50 % строка "Приложения" не заполняется (исполнительные схемы, документы о качестве примененных строительных конструкций и материалов и т.п. с указанием реквизитов документа).
Пунктом 4.7 ГОСТ Р 51872-2019 "Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения": предусмотрено, что геометрические параметры в геодезической исполнительной документации, проектные значения и действительные отклонения должны быть отражены в соответствии с ГОСТ 2.307, ГОСТ 2.308, ГОСТ 21.508, требованиями других нормативных документов, а также проектов производства геодезических работ (ППГР).
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 51872-2019 установлено, что на исполнительных чертежах строящихся зданий и сооружений показывают положение осей элементов конструкций зданий и сооружений в плане и по высоте, размеры отклонений от проектного положения, допущенные в процессе строительства, действительные расстояния от граней элементов до разбивочных осей с указанием привязочных размеров последних к осям.
В соответствии с п. 9.3 ГОСТ Р 51872-2019 результаты исполнительных геодезических съемок являются неотъемлемой частью актов освидетельствования ответственных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения и должны быть подписаны: представителями застройщика или технического заказчика; лицом, осуществляющим руководство строительством; представителем авторского надзора. В ходе проверки установлено, что в исполнительных схемы геодезической съемки планово-высотного положения ответственных конструкций: отсутствуют данные о действительных отклонениях граней элементов от разбиваемых в натуре координационных осей и отклонений поверхностей элементов от вертикальности; исполнительные схемы не подписаны представителями технического заказчика и авторского надзора; в исполнительных схемах отсутствует информация о дате их оформления (подписания).
Пунктом 5.18.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции" установлено, что приемку законченных бетонных и железобетонных конструкций или частей сооружений следует оформлять в установленном порядке актом освидетельствования скрытых работ и актом освидетельствования ответственных конструкций. Согласно п. 8.2.1 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства": лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение решений проектной и рабочей документации, фактическое состояние объекта капитального строительства и его элементов: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты освидетельствования скрытых работ (приложение Д); акты освидетельствования ответственных конструкций (приложение Г).
При проведении проверки установлено, что отсутствуют акты освидетельствования ответственных конструкций (не осуществляется процедура освидетельствования ответственных конструкций). Также в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма и содержание документов о качестве стальных строительных конструкций не соответствует форме, установленной приложением В ГОСТ 23118-2012 (документы о качестве стальных строительных конструкций не заверены печатью организации, не содержат информации о приемочных актах, на основании которых должен составляться документ о качестве, а также не содержит информации о датах начала и окончания изготовления).
Пунктом п. 6.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия": каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве. Документ о качестве предоставляют на каждую загрузку бетонной смеси заданного качества (см. приложение Б) и загрузку бетонной смеси заданного состава (см. приложение В).
Пунктом п. 6 РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения": в состав исполнительной документации также включаются следующие материалы: а) исполнительные геодезические схемы; б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений. В нарушение указанных норм форма и содержание документов о качестве бетонной смеси заданного качества не соответствует форме, установленной приложением Б ГОСТ 7473-2010 (документы о качестве бетонной смеси заданного качества не содержат следующей информации: адрес, телефон, факс потребителя; объем бетонной смеси в партии; требуемая прочность бетона в партии).
Пунктом п. 4.14 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" установлено, что лабораторный контроль для подтверждения физико-механических и иных характеристик материалов и конструкций в установленном нормативной документацией объеме выполняет лицо, осуществляющее строительство, собственной или привлекаемой по договору испытательной лабораторией.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 24.09.2014 N 66-1-4-0047-14, проектной документацией, представленной на экспертизу, на строительство объекта капитального строительства "Строительство сооружений войсковой части 54203" определено, что сооружения 11 и 29 оборудуются защитной обваловкой из уплотненного местного грунта (песок, супесь) с уплотнением до коэффициента к=0,92... (стр. 40 и 42 заключения). Однако в ходе проверки установлено, что отсутствуют результаты лабораторных испытаний по определению коэффициента уплотнения грунта защитной обсыпки сооружений.
Пунктом п. 8 РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" определено, что разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц путем заполнения его граф в соответствии с подпунктами 8.1 - 8.7 настоящего Порядка. Перечень уполномоченных на ведение разделов общего журнала работ представителей указанных лиц отражается на Титульном листе журнала. В ходе проверки установлено, что в титульных листах журналов наименование объекта указано неверно - наименование объекта не соответствует наименованию, указанному в разрешении на строительство; не завершено оформление титульных листов журналов; раздел 2 журналов не заполнен; согласно записей, строительный контроль застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство, проводится не систематически (разделы 4 и 5 с 2018 года не ведутся); в раздел 5 все записи внесены инженером по качеству СУ 8101 ФГУП "ГВСУ N 8" Полянской Н.М., при этом указанное должностное лицо не уполномочено на ведение строительного контроля лица, осуществляющего строительство; раздел 6 не заполнен.
Пунктом 5.1 СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений": определено, что при осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством (далее - журнал), который составляется проектировщиком и передается заказчику. Оформление журнала должно производиться по ГОСТ 2.105. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания. Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика (п. 5.3 СП 11-110-99). Между тем, в ходе проверки установлено, что не завершено оформление титульных листов журналов; колонка N 1 "N п/п" и N 7 "Отметка о выполнении указаний: а)подрядчика; б) заказчика (фамилия, инициалы, должность, дата)" не заполнены.
Пунктом 3.5 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции": предусмотрено, что данные о производстве строительно-монтажных работ следует ежедневно вносить в журналы работ по монтажу строительных конструкций (приложение А), сварочных работ (приложение Б), антикоррозионной защиты сварных соединений (приложение В), замоноличивания монтажных стыков и узлов (приложение Г), выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением (приложение Д), журнал бетонных работ (приложение Ф), а также фиксировать по ходу монтажа конструкций их положение на геодезических исполнительных схема.
Пунктом 10 РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства": специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ. В ходе проверки установлено, что отсутствуют журналы сварочных работ; антикоррозионной защиты сварных соединений.
Судами установлено, что согласно приказу врио начальника 140 отдела ГАСН от 19.03.2021 N 15 основанием для проведения в отношении предприятия внеплановой проверки являлось истечение срока исполнения ранее выданного предписания N 85 от 18.11.2020 (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") (далее - Закон N 294-ФЗ). Установив в ходе проверки, что указанное предписание не выполнено, допущенные при строительстве объекта капитального строительства нарушения в полном объеме не устранены, административный орган в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ правомерно вновь выдал предприятию предписание N 40 от 07.04.2021 об устранении ранее выявленных нарушений.
С учетом вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что факт нарушения заявителем требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, требования, изложенные в нем, законны и обоснованы.
В рассматриваемом случае предписание выдано уполномоченным лицом, при наличии на то оснований, с соблюдением установленного порядка его принятия содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить, содержание предписания явно позволяет определить какое нарушение следует устранить, в связи с чем, оспариваемое предписание отвечает принципам определенности и исполнимости, содержание оспариваемого предписания соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем были приняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства, а нарушение действующего законодательства обусловлено объективными не зависящими от него обстоятельствами, заявителем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
Кроме того, оспариваемое предписание содержит перечень нарушений, подлежавших устранению в соответствии с ранее выданным и не исполненным ФГУП "ГВСУ N 4" предписания N 85 от 18.11.2020, которое заявителем не обжаловалось и вступило в силу.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в данной ситуации отсутствовала совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания предписания недействительным, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о возможности отступления от технической документации и выхода заинтересованным лицом за пределы предмета проверки, о допустимости замены материала при выполнении работ (п. 8.1) были рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом. Не устранение нарушений, влияющих на надежность и безопасность возводимого объекта капитального строительства, характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровья людей, при эксплуатации данного объекта; замена материалов при выполнении работ должна быть согласована с заказчиком и сопряжена с внесением соответствующих изменений в проектную документацию.
Вопреки позиции заявителя относительно того, что заинтересованное лицо может понуждать к исполнению нарушений обязательных норм и правил, имеющихся в утвержденном Правительством РФ Перечне, из части 2 статьи 5, частей 1, 7 статьи 6 Технического регламента N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования, строительства, монтажа, эксплуатации обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона, а также требований стандартов и сводов правил, не только обязательных к применению, но иных документов в области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, или требований специальных технических условий.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств. Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2021 по делу N А60-33613/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что согласно приказу врио начальника 140 отдела ГАСН от 19.03.2021 N 15 основанием для проведения в отношении предприятия внеплановой проверки являлось истечение срока исполнения ранее выданного предписания N 85 от 18.11.2020 (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") (далее - Закон N 294-ФЗ). Установив в ходе проверки, что указанное предписание не выполнено, допущенные при строительстве объекта капитального строительства нарушения в полном объеме не устранены, административный орган в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ правомерно вновь выдал предприятию предписание N 40 от 07.04.2021 об устранении ранее выявленных нарушений.
...
Вопреки позиции заявителя относительно того, что заинтересованное лицо может понуждать к исполнению нарушений обязательных норм и правил, имеющихся в утвержденном Правительством РФ Перечне, из части 2 статьи 5, частей 1, 7 статьи 6 Технического регламента N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования, строительства, монтажа, эксплуатации обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона, а также требований стандартов и сводов правил, не только обязательных к применению, но иных документов в области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, или требований специальных технических условий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2022 г. N Ф09-3526/22 по делу N А60-33613/2021