Екатеринбург |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А47-7033/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Полуяктова А.С., Татариновой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ионинской В.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новосергиевский маслозавод" (далее - общество "Новосергиевский маслозавод", ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2021 по делу N А47-7033/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Новосергиевский маслозавод" - Парфенова О.В. (доверенность от 28.12.2021);
администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее - администрация, истец) - Бурдыгина Ю.В. (доверенность от 27.12.2021).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Новосергиевский маслозавод", индивидуальному предпринимателю Михайловой Надежде Ивановне (далее - предприниматель Михайлова Н.И.) об обязании привести внешний вид фасада нестационарных торговых объектов и их размер, расположенных по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, 10, кадастровый номер 56:45:0102029:42, в соответствие с правилами благоустройства.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Мартынов Вадим Александрович, Крапивина Юлия Геннадьевна (далее - Крапивина Ю.Г.).
В ходе рассмотрения дела администрация уточнила свои требования, заявила отказ от иска к предпринимателю Михайловой Н.И., окончательно просила суд обязать общества "Новосергиевский маслозавод" привести внешний вид фасада нестационарного торгового объекта и его размер, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, 10, кадастровый номер 56:45:0102029:42, в соответствие с правилами благоустройства, а именно:
- цветовое решение нестационарного объекта должно учитывать окружающую окраску зданий и производиться с учетом гармоничного сочетания цветов;
- нестационарный объект должен иметь одинаковую высоту и ширину, иметь единое цветовое решение;
- размер вывески не должен быть более 1,5 м х 0,25 м, не допускается размещение вывески на торцевых фасадах объекта;
- размер режимной таблички не должен быть более 0,4 м х 0,6 м;
- цветовое решение вывески и режимной таблички должно гармонировать с цветовым решением фасадов нестационарных объектов;
- внешний вид и архитектурно-художественное решение нестационарного торгового объекта должен отвечать современным архитектурно-художественным требованиям и соответствовать архитектурному облику сложившейся застройки, с учетом долговременной эксплуатации не терять своих качеств;
- материалы внешней облицовки, общий козырек, рама остекления, дверные блоки и другие видимые элементы должны быть изготовлены из идентичных конструктивных материалов;
- цветовая гамма материалов внешнего покрытия всех объектов торговой зоны и сблокированных модулей должна быть единой. Благоустройство прилегающей территории должно быть общим для всех объектов;
- архитектурное и конструктивное решение входной группы (групп) объекта, торгового зала, а также основные пути передвижения по прилегающей территории к входу (входам) объекта должны соответствовать требованиям СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения - в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2021 производство по делу в отношении предпринимателя Михайловой Н.И. прекращено в связи с отказом от исковых требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2021 исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на общество "Новосергиевский маслозавод" обязанность привести внешний вид фасада нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:45:0102029:42, по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, 10 и его размер в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования Сорочинский городской округ, а именно: цветовое решение нестационарного объекта должно учитывать окружающую окраску зданий и производиться с учетом гармоничного сочетания цветов; при размещении киосков и павильонов площадью до 20 кв. м в группах, а также на расстоянии менее 15 м друг от друга нестационарные объекты должны иметь одинаковую высоту и ширину, иметь единое цветовое решение.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, общество "Новосергиевский маслозавод" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неправильное применение судами норм материального права (часть 1 статьи 288 АПК РФ), просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение или прекратить производство по делу в связи с его неподсудностью арбитражному суду.
Заявитель кассационной жалобы считает, что положения пункта 3.2.10.4. Правил благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Сорочинский городской округ Оренбургской области" от 23.06.2020 N 591 (далее - Правила благоустройства), не подлежали применению к спорным правоотношениям, поскольку спорный нестационарный торговый объект (далее - НТО) был размещен ответчиком на земельном участке с кадастровым номером 56:45:0102029:42 по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, 10, в феврале 2020 г. на основании договора аренды земельного участка от 12.02.2020 N 10/20-С. По мнению заявителя, исходя из прямого толкования примененных судами положений пункта 3.2.10.4 Правил благоустройства, обязанность соблюдения предусмотренных данной правовой нормой требований к внешнему облику, цветовому решению и размерам нестационарного объекта торговли возникает у его владельца именно при размещении НТО независимо от даты возникновения прав на земельный участок и независимо от срока действия арендных отношений в отношении земельного участка, на котором размещен НТО. Следовательно, возможность (невозможность) применения к спорным правоотношениям пункта 3.2.10.4 Правил благоустройства в редакции, утвержденной Решением Совета депутатов муниципального образования "Сорочинский городской округ Оренбургской области" от 23.06.2020 N 591 зависит исключительно от даты размещения спорного НТО на земельном участке, при этом заключение обществом "Новосергиевский маслозавод" нового договора аренды земельного участка от 13.01.2021 N 10/20-С на новый срок не может служить законным основанием для применения к спорному НТО требований Правил благоустройства, вступивших в силу после даты размещения спорного НТО на указанном земельном участке.
По мнению ответчика, обжалуемое решение суда не соответствует принципу исполнимости судебных актов, поскольку подобное изложение резолютивной части обжалуемого решения делает его неисполнимым. В резолютивной части решения суда не указано, какие конкретно действия должен произвести ответчик для приведения спорного НТО в соответствие с Правилами благоустройства, не указано, в какой цвет должен быть перекрашен НТО, насколько должны быть увеличены либо уменьшены его ширина и глубина; каким вблизи расположенным НТО либо зданиям должны соответствовать цветовое решение и основные параметры спорного НТО. Заявитель полагает, что при вынесении обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции не выяснил имеющих существенное значение для дела обстоятельств, свидетельствующих о технической возможности изменить основные характеристики (высоту и глубину) спорного нестационарного торгового объекта без нанесения ему несоразмерного ущерба.
Податель жалобы также отметил, что одним из лиц, участвующих в данном деле, является Крапивина Ю.Г., которая не имеет статуса индивидуального предпринимателя, в силу чего, по его мнению, заявленные администрацией исковые требования не были подсудны арбитражному суду и подлежали рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.12.2020 N 99/2020/364067903 у Мартынова В.А. и Крапивиной Ю.Г. в общей долевой собственности находится земельный участок с кадастровым номером 56:45:0102029:42, общей площадью 1 936+/-15 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10, на котором находится объект недвижимости с кадастровым номером 56:45:0102029:134.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.12.2020 N 99/2020/364067888 объект недвижимости: нежилое здание - торговый центр, с кадастровым номером 56:45:0102029:134, общей площадью 1 407,2 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности Мартынову В.А. и Крапивиной Ю.Г.
Между предпринимателем Мартыновым В.А., действующим от своего имени и от имени Крапивиной Ю.Г. (арендодатель), и обществом "Новосергиевский маслозавод" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 12.02.2020 N 10/20-С (далее - договор от 12.02.2020), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка, площадью 0,0006 га, местоположение: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10. Категория земель: земли населенного пункта под торговое предприятие. Разрешенное использование: для размещения торгового павильона.
В силу пункта 2.1 договора от 12.02.2020 договор заключен на 11 месяцев и вступает в силу с момента его подписания.
Согласно пункту 3.1 договора от 12.02.2020 договор аренды одновременно является документом о передаче участка арендатору.
Впоследствии между указанными сторонами был заключен новый договор аренды земельного участка от 13.01.2021 N 10/20-С о предоставлении обществу "Новосергиевский маслозавод" земельного участка, площадью 0,0006 га, для размещения торгового павильона сроком на 11 месяцев (далее - договор от 13.01.2021).
Решением Совета депутатов муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области от 04.08.2017 N 325 (с учетом изменений и дополнений от 31.05.2018 N 402, от 30.11.2018 N 454, от 11.06.2019 N 505, от 27.11.2019 N 540, от 23.06.2020 N 591), утверждены Правила благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Согласно акту осмотра места от 17.11.2020 НТО, расположенного по адресу: г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10, составленному главным специалистом по административной работе муниципального об Сорочинский городской округ Оренбургской области Кротовой А.И., произведен осмотр НТО, принадлежащего обществу "Новосергиевский маслозавод", в ходе которого выявлены нарушения Правил благоустройства.
В отношении общества "Новосергиевский маслозавод", в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области N 489/55-III-ОЗ) составлен протокол об административном правонарушении от 17.11.2020 N 143, на основании которого Административной комиссией муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области вынесено постановление от 07.12.2020 N 193 о назначении обществу "Новосергиевский маслозавод" административного наказания в виде предупреждения за совершение правонарушения, которое выразилось в том, что цветовое решение киоска не учитывает окружающую окраску здания, имеет разную ширину и высоту с объектами, расположенными на расстоянии менее 15 м.
Администрация направила обществу "Новосергиевский маслозавод" требование 29.03.2021 N 01-01-1576 о приведении внешнего вида фасада НТО и его размера в соответствие с Правилами благоустройства.
Ссылаясь на то, что ответчиком допущено нарушение Правил благоустройства, не устранены замечания, выявленные в ходе осмотра фасада НТО по адресу: г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе судебного разбирательства главным архитектором муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области Крестьяновым А.Ф., действующим на основании Положения об архитектуре, градостроительства, и капитального строительства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, утвержденного решением Сорочинского городского совета муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области от 09.02.2016 N 71, повторно произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 56:45:0102029:42 на соответствие нестационарного торгового объекта общества "Новосергиевский маслозавод" Правилам благоустройства.
В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 56:45:0102029:42 установлено, что нестационарный торговый объект общества "Новосергиевский маслозавод" не соответствует пункту 3.2.10.4. Правил благоустройства (Требования к внешнему облику и параметрам нестационарных объектов):
- цветовое решение фасада нестационарного торгового объекта не соответствует цветовому решению торгового центра, а также размещенным на земельном участке другим нестационарным торговым объектам;
- высота и ширина (размер) нестационарного торгового объекта не соответствует размещенному нестационарному объекту "Свежее мясо", принадлежащему предпринимателю Михайловой Н.И.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу части 1 статьи 45.1 указанного закона правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (подпункты 1 - 3 части 2 статьи 45.1. Закона N 131-ФЗ).
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.
Как установлено судами, в порядке реализации указанных полномочий решением Сорочинского городского Совета Оренбургской области от 04.08.2017 N 325 (с учетом последующих изменений) утверждены Правила благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1.1 указанных Правил Правила благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области разработаны в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", иных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Оренбургской области, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы благоустройства территорий, и устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования Сорочинский городской округ (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно пункту 3.2.10.1 Правил благоустройства некапитальными нестационарными сооружениями (далее - нестационарные объекты) являются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений - это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера. Отделочные материалы нестационарных сооружений должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, нормам противопожарной безопасности, архитектурно-художественным требованиям городского дизайна и освещения, характеру сложившейся среды населенного пункта и условиям долговременной эксплуатации.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Геологов, 10, кадастровый номер 56:45:0102029:42, размещен в границах муниципального образования Сорочинский городской округ.
Требования к внешнему облику и параметрам нестационарных объектов установлены пунктом 3.2.10.4 (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области от 23.06.2020 N 591 "О внесении изменений и дополнений в решение Сорочинского городского Совета от 04.08.2017 N 325 "Об утверждении Правил благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области").
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество "Новосергиевский маслозавод" является арендатором части земельного участка с кадастровым номером 56:45:0102029:42, расположенного по адресу:
г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10. Общество "Новосергиевский маслозавод" использует часть земельного участка под размещение НТО.
Согласно акту осмотра места от 17.11.2020 нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Сорочинск, ул. Геологов, д. 10, составленному главным специалистом по административной работе муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области Кротовой А.И., произведен осмотр НТО, принадлежащего обществу "Новосергиевский маслозавод", в ходе которого выявлены нарушения Правил благоустройства.
По результатам повторного осмотра земельного участка с кадастровым номером 56:45:0102029:42 на соответствии нестационарного торгового объекта общества "Новосергиевский маслозавод" Правилам благоустройства, произведенного главным архитектором муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области, установлено, что нестационарный торговый объект общества "Новосергиевский маслозавод" не соответствует пункту 3.2.10.4. Требования к внешнему облику и параметрам нестационарных объектов, в частности не обеспечивается выполнение следующих требований:
- цветовое решение нестационарного объекта должно учитывать окружающую окраску зданий и производиться с учетом гармоничного сочетания цветов;
- при размещении киосков и павильонов площадью до 20 кв. м в группах, а также на расстоянии менее 15 м друг от друга нестационарные объекты должны иметь одинаковую высоту и ширину, иметь единое цветовое решение.
Указанные обстоятельства обществом "Новосергиевский маслозавод" опровергнуты не были. Ответчик не представил судам доказательств того, что его НТО соответствует указанным требованиям Правил благоустройства.
Возражения общества "Новосергиевский маслозавод" относительно неприменимости Правил благоустройства к земельному участку с кадастровым номером 56:45:0102029:42, находящемуся в частной, а не публичной собственности, судами правомерно отклонены.
Действительно, согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка, но с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Содержащиеся в абзаце двадцать втором части 1 статьи 2, пункте 25 части 1 статьи 16 и пункте 3 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ положения в их взаимосвязи устанавливают, что принимаемые органами местного самоуправления правила благоустройства территории муниципального образования включают, в том числе требования к размещению элементов благоустройства.
При этом действующим законодательством к элементам благоустройства отнесены и нестационарные торговые объекты (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 19.04.2021 N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других", не исключается возможность установления органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа требований к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования, которые распространяются не только на нестационарные торговые объекты, расположенные на публичных землях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.04.2021 N 14-П, в полномочия органов местного самоуправления входит установление в правилах благоустройства общих требований к нестационарным торговым объектам, в том числе к их облику, размеру и прочим характеристикам.
Из положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 260 ГК РФ следует, что собственники земельного участка - если он не исключен из оборота или не ограничен в обороте - вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.
Как верно указали суды, правила благоустройства территории были приняты органами местного самоуправления во исполнение полномочий, предусмотренных Законом N 131-ФЗ, и в установленном законом порядке не признаны не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Бесконтрольное размещение конструкций с изображением товарных знаков, иных информационных конструкций, малых архитектурных форм без ограничения, в том числе их размеров, ведет не только к нарушению эстетического, архитектурного облика города в целом, но и к созданию угрозы жизни и здоровья граждан в связи с их установкой, а также в отдельных случаях к невозможности осуществления работ по благоустройству и уборке территорий, фасадов зданий (сооружений), что не может быть признано правомерным поведением хозяйствующего субъекта, с учетом наличия действующих Правил благоустройства территории муниципального образования Сорочинский городской округ.
Кроме того, судами приняты во внимание пояснения истца, согласно которым, эстетическая значимость для города, расположенных на данном земельном участке торгового центра и нестационарных объектов, обусловлена их нахождением на въезде в город Сорочинск с федеральной трассы.
Довод общества "Новосергиевский маслозавод" о том, что при заключении договора аренды земельного участка от 12.02.2020 N 10/20-С спорный нестационарный торговый объект (киоск) соответствовал внешнему облику и параметрам нестационарных объектов, судами отклонен с учетом того, что на момент рассмотрения инициированного администрацией спора общество "Новосергиевский маслозавод" занимало земельный участок не по договору аренды земельного участка от 12.02.2020 N 10/20-С, а по договору аренды земельного участка от 13.01.2021 N 10/20-С.
Поскольку по смыслу статьи 621 ГК РФ договор аренды земельного участка от 13.01.2021 N 10/20-С является новым договором, на основании которого ответчику заново был передан в аренду земельный участок (пункт 3.1 договора), на момент заключения указанного договора и нового предоставления ответчику в аренду земельного участка уже действовало решение Совета депутатов муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области от 23.06.2020 N 591 "О внесении изменений и дополнений в решение Сорочинского городского Совета от 4 августа 2017 года N 325 "Об утверждении Правил благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области", суды пришли к выводу о применимости его требований и к объекту ответчика.
Довод ответчика о том, что обжалуемое решение суда не соответствует принципу исполнимости судебных актов, поскольку приведенное изложение резолютивной части обжалуемого решения делает его неисполнимым, также являлся предметом оценки апелляционного суда и отклонен как несостоятельный, основанный на субъективном суждении самого ответчика.
В решении суда ответчику предписано совершить действия, которые воспроизводят требования к НТО, установленные Правилами благоустройства, которые являются ясными, не противоречивыми, имеют силу общеобязательного к исполнению нормативного акта.
Доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить данные требования Правил благоустройства, в частности обеспечить, чтобы цветовое решение нестационарного объекта учитывало окружающую окраску зданий, НТО второго ответчика, при том, что аналогичные требования в добровольном порядке были исполнены вторым ответчиком по делу, обществом "Новосергиевский маслозавод" судам представлены не были.
По тем же мотивам апелляционный суд отклонил ссылку общества "Новосергиевский маслозавод" на то, что суд первой инстанции не выяснил имеющих существенное значение для дела обстоятельств, свидетельствующих о технической возможности изменить основные характеристики (высоту и ширину) спорного нестационарного торгового объекта без нанесения ему несоразмерного ущерба, поскольку невозможность исполнения указанного требования Правил благоустройства ответчиком документально подтверждена не была.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, учитывая изложенные нормы права, установив, что факт неисполнения ответчиком требований Правил благоустройства территории Сорочинского городского округа зафиксирован актами осмотра от 17.11.2020, 18.05.2021, подтверждается приложенными к актам фотоматериалами, замечания ответчиком не устранены, суды пришли к правильному выводу о том, что требования истца являются обоснованными, в связи с чем иск удовлетворили.
Доводы общества "Новосергиевский маслозавод", сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального к установленным фактическим обстоятельствам.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2021 по делу N А47-7033/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Новосергиевский маслозавод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
...
Поскольку по смыслу статьи 621 ГК РФ договор аренды земельного участка от 13.01.2021 N 10/20-С является новым договором, на основании которого ответчику заново был передан в аренду земельный участок (пункт 3.1 договора), на момент заключения указанного договора и нового предоставления ответчику в аренду земельного участка уже действовало решение Совета депутатов муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области от 23.06.2020 N 591 "О внесении изменений и дополнений в решение Сорочинского городского Совета от 4 августа 2017 года N 325 "Об утверждении Правил благоустройства территории Сорочинского городского округа Оренбургской области", суды пришли к выводу о применимости его требований и к объекту ответчика."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2022 г. N Ф09-2919/22 по делу N А47-7033/2021