Екатеринбург |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А71-15625/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Краснобаевой И.А., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.01.2022 по делу N А71-15625/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению о взыскании 76 006 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.01.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на их незаконность. Заявитель отмечает, что основанием для обращения истца в суд послужили заключенные между Чулкиной О.Н. и обществом "Обелиск" договоры цессии (уступки прав требования) по заключенным договорам подряда, при этом ни в одном из пунктов договоров или приложений к ним не указано, какими документами установлено право требования компенсации ритуальных услуг Чулкиной О.Н. от имени родственников погибших. Ответчик указывает, что договоры уступки требований, передача прав требований родственников погибших военнослужащих являются ничтожными сделками. Учреждение по памятникам Иванову Аркадию Николаевичу, Кочневу Александру Михайловичу отмечает, что в представленных обществом "Обелиск" пакете документов отсутствовали свидетельство о смерти, выданное органами записей актов гражданского состояния; справка о месте захоронения, документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечиванию памяти защитника Отечества.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Чулкиной Ольгой Николаевной (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 30.04.2021 N 73, в соответствии с которым обществом "Обелиск" приняло обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Иванова Аркадия Николаевича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).
Иванов А.Н. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Иванова А.Н является кладбище на территории муниципального образования "Сосновоборское" Кезского района Удмуртской Республики.
Памятник Иванову А.Н. установлен 28.05.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 30.04.2020 N 73.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 30.04.2021 N 34, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила истцу право требования к учреждению о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Иванову А.Н.
Между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Чулкиной О.Н. (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 05.05.2021 N 21, в соответствии с которым общество "Обелиск" приняло обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий Кочнева Александра Михайловича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб.
Кочнев А.М. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела.
Местом захоронения Кочнева А.М. является кладбище "Александровское" г. Ижевск.
Памятник Кочневу А.М. установлен 28.07.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 05.05.2021 N 21.
Между Чулкиной О.Н. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 05.05.2021 N 14, в соответствии с которым Чулкина О.Н. уступила обществу "Обелиск" право требования к учреждению о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Кочневу А.М.
Отказ ответчика в возмещении расходов послужил основанием для обращения общества "Обелиск" в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Согласно статье 24 Закона N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Законом N 8-ФЗ.
В пункте 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона N 8-ФЗ).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Законы N 5-ФЗ и N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Согласно пункту 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденного вышеназванным Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка его действие распространяется на погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, суды верно указали на то, что истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что понесенные обществом "Обелиск" расходы подлежат возмещению учреждением с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, по каждому надгробному памятнику, а также факта изготовления и установки истцом надгробных памятников.
Учитывая, что понесенные истцом расходы по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны подтверждены материалами дела, том числе договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями, фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны, при этом понесенные расходы ответчиком не возмещены, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества "Обелиск".
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя являлись предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка, и не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.01.2022 по делу N А71-15625/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законы N 5-ФЗ и N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Согласно пункту 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденного вышеназванным Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2022 г. N Ф09-3039/22 по делу N А71-15625/2021