Екатеринбург |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А76-24258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2022 по делу N А76-24258/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
Министерства - Бабич А.С. (доверенность от 29.03.2022 N 12);
общества с ограниченной ответственностью "ВеллПроп" (далее - общество) - Загайнова Л.И. (доверенность от 10.01.2022 N 05/22, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ВеллПроп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству о признании недействительным уведомления от 15.04.2021 N 7, а также о признании недействительной выданной Министерством лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР в части пунктов 4.4.1, 4.4.2 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352 указывает на то, что производить какие - либо работы на лицензионном участке недр запрещается без проекта на проведение поисковых и оценочных работ, так как им определяется методика и технология работ по геологическому изучению недр, мероприятия по охране окружающей среды. Следовательно, как считает Министерство, разработка проекта работ по геологическому изучению недр в целях поиска и оценки месторождений подземных вод требуется в соответствии с действующим законодательством и не зависит от потребности предприятия в подземной воде.
В связи с этим Министерство полагает, что учитывая предоставление обществу право пользования недрами не только для добычи, но и для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, исключение пунктов 4.4.1, 4.4.2 из условий пользования недрами по лицензии N ЧЕЛ 81107 ВР не возможно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 14.02.2020 на основании приказа Министерства от 16.01.2020 N 14 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим подземные воды" обществу выдана лицензия N ЧЕЛ 81107 ВР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке Калачевский-1.
В связи с установлением Министерством факта нарушения обществом условий пользования по названной лицензии издано уведомление от 15.04.2021 N 7, в котором указано, что обществом в срок до 14.11.2020 не утвержден в установленном порядке проект работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и не получены положительные заключения необходимых государственных экспертиз; указано на необходимость заявителя в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить выявленное нарушение и сообщить об этом в Министерство.
Полагая, что уведомление от 15.04.2021 N 7 и условия лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР в части ее пунктов 4.4.1, 4.4.2 недействительны, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания недействительными пунктов 4.1.1, 4.1.2 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР и уведомления от 15.04.2021 N 7, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений пользования недрами, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ, действующей с 08.01.2020) запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которые являются основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 14.02.2020 на основании приказа Министерства от 16.01.2020 N 14 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим подземные воды" обществу выдана лицензия N ЧЕЛ 81107 ВР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке Калачевский-1, расположенном в 4,8 км северо-западнее с. Калачево на территории Копейского городского округа.
При этом согласно пунктам 4.4.1 и 4.4.2 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР по основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить: подготовку и утверждение в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и получение положительных заключений необходимых государственных экспертиз в соответствии с Законом о недрах не позднее 14.11.2020; утверждение запасов подземных вод по результатам работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) в соответствии с Законом о недрах.
Министерством издано уведомление от 15.04.2021 N 7, в котором указано на необходимость общества в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить нарушение пунктов 4.4.1, 4.4.2 лицензии и сообщить об этом в Министерство.
Пунктом 6.2 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР установлено, что после завершения поисковых и оценочных работ уровень добычи подземных вод не должен превышать обоснованного расчета потребности в подземной воде 98,0 м3/сутки.
Суды, проанализировав материалы дела, верно указали, что в связи с вносимыми изменениями в статью 29 Закона о недрах указанные в ней исключения распространяются, в том числе и на запасы подземных вод, и на добычу подземных вод, при этом разведка месторождений (поиск и оценка) подземных вод, исключена из статьи 29 Закона о недрах.
Судами также обоснованно отклонен довод Министерства о том, что запрещается производить какие-либо работы на лицензионном участке недр без проекта на проведение поисковых и оценочных работ, так как им определяется методика и технология работ по геологическому изучению недр, мероприятия по охране окружающей среды.
На основании пункта 10.2 СНиП 11-02-96 изыскания источников водоснабжения следует выполнять, как правило, на участках с достаточными (по региональной оценке или государственному водному кадастру и кадастру подземных вод) прогнозными ресурсами подземных вод без утверждения в установленном порядке эксплуатационных запасов подземных вод.
В случае необходимости утверждения эксплуатационных запасов подземных вод в ГКЗ или ТКЗ следует руководствоваться требованиями нормативных документов Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судами СП 11-108-98, СНиП 11-02-96 при поиске и оценке запасов подземных вод напрямую отсылает к требованиям нормативных документов Министерства природных ресурсов.
В силу абзаца 2 статьи 29 Закона о недрах добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, согласно статьям 23.2, 29 Закона о недрах разрабатывать технический проект разработки месторождения и иную проектную документацию, включая проект геологического изучения недр не требуется, если объем добычи недр составляет менее 100 м3 в сутки.
Судами также указано, что в пункте 4.4.1 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР отмечено, что недропользователь обязан подготовить и утвердить в установленном порядке проект работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и получить положительные заключения необходимых государственных органов в соответствии с Законом о недрах - предоставление технического отчета в соответствии с СП 11-108-98 не запрашивалось и не предусмотрено лицензией ЧЕЛ 81107 ВР от 14.02.2020
В связи с этим суды сделали верный вывод о том, что пункты 4.1.1, 4.1.2 от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР противоречат нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания недействительными пунктов 4.1.1, 4.1.2 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР и уведомления Министерства от 15.04.2021 N 7.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2022 по делу N А76-24258/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, согласно статьям 23.2, 29 Закона о недрах разрабатывать технический проект разработки месторождения и иную проектную документацию, включая проект геологического изучения недр не требуется, если объем добычи недр составляет менее 100 м3 в сутки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2022 г. N Ф09-4091/22 по делу N А76-24258/2021