г. Челябинск |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А76-24258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 января 2022 г. по делу N А76-24258/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ВеллПроп" - Загайнова Л.И. (паспорт, доверенность 3 05/22 от 10.01.2022, диплом);
Министерства промышлености, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области - Казанцева В.В. (служебное удостоверение, доверенность N 40 от 13.08.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ВеллПроп" (далее - заявитель, ООО "ВеллПроп") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным уведомления от 15.04.2021 N 7; о признании недействительной выданной Министерством лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР в части ее пунктов 4.4.1, 4.4.2 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 18.01.2022) заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными уведомление Министерства от 15.04.2021 N 7 о нарушении условий пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 81107 ВР, пункты 4.4.1 и 4.4.2 лицензии Министерства от 14.02.2020 серии ЧЕЛ N 81107 ВР на пользование недрами. С Министерства в пользу ООО "ВеллПроп" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ВеллПроп" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, и разведка и добыча полезных ископаемых - это разные виды недропользования и исключение, установленное статьей 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), относится к уже разведанным месторождениям.
Также апеллянт указывает, что производить какие-либо работы на лицензионном участке недр запрещается без проекта на проведение поисковых и оценочных работ, так как им определяется методика и технология работ по геологическому изучению недр, мероприятия по охране окружающей среды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от ООО "ВеллПроп" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.02.2020 на основании приказа Министерства от 16.01.2020 N 14 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим подземные воды" ООО "ВеллПроп" выдана лицензия N ЧЕЛ 81107 ВР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке Калачевский-1 (л.д. 18-26).
В связи с установлением Министерством факта нарушения ООО "ВеллПроп" условий пользования по лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР заинтересованным лицом издано уведомление от 15.04.2021 N 7 (л.д. 7), в котором указано, что заявителем в срок до 14.11.2020 не утвержден в установленном порядке проект работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и не получены положительные заключения необходимых государственных экспертиз; указано на необходимость заявителя в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить выявленное нарушение и сообщить об этом в Министерство.
Не согласившись с уведомлением от 15.04.2021 N 7 и с условиями лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР в части ее пунктов 4.4.1, 4.4.2, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "ВеллПроп" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пункты 4.1.1 и 4.1.2 от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР и уведомление Министерства от 15.04.2021 N 7 о нарушении условий пользования недрами по лицензии от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР являются не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом на основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта возлагается на заинтересованное лицо.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом о недрах.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в частности, установление порядка пользования участками недр местного значения.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных Законом о недрах.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений пользования недрами, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ, действующей с 08.01.2020) запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 14.02.2020 на основании приказа Министерства от 16.01.2020 N 14 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим подземные воды" ООО "ВеллПроп" выдана лицензия N ЧЕЛ 81107 ВР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке Калачевский-1, расположенном в 4,8 км северо-западнее с. Калачево на территории Копейского городского округа (л.д. 18-26).
Согласно пунктам 4.4.1 и 4.4.2 лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР по основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить:
подготовку и утверждение в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и получение положительных заключений необходимых государственных экспертиз в соответствии с Законом о недрах не позднее 14.11.2020;
утверждение запасов подземных вод по результатам работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) в соответствии с Законом о недрах.
В связи с установлением Министерством факта нарушения ООО "ВеллПроп" условий пользования по лицензии от 14.02.2020 N ЧЕЛ 81107 ВР заинтересованным лицом издано уведомление от 15.04.2021 N 7 (л.д. 7), в котором указано на необходимость заявителя в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить выявленное нарушение и сообщить об этом в Министерство.
Пунктом 6.2 лицензии от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР установлено, что после завершения поисковых и оценочных работ уровень добычи подземных вод не должен превышать обоснованного расчета потребности в подземной воде 98,0 м /сутки.
Довод апелляционной жалобы о том, что геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, и разведка и добыча полезных ископаемых - это разные виды недропользования и исключение, установленное статьей 29 Закона о недрах, относится к уже разведанным месторождениям, рассмотрен судом первой инстанции, ему дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия не находит оснований.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ внесены изменения в статью 29 Закона о недрах, согласно которым с 01.01.2015 в общее правило о необходимости проведения государственной экспертизы полезных ископаемых введено исключение, в силу которого от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых освобождены как запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, так и добыча подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объём добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ в статье 29 Закона о недрах было указано, что от государственной экспертизы освобождены разведанные запасы полезных ископаемых, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объём добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Федеральным законом от 27.12.2019 505-ФЗ внесены дополнительные изменения в статью 29 Закона о недрах, согласно которым, помимо исключения, в силу которого от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых освобождены как запасы полезных ископаемых, так и добыча подземных вод объемом не более 100 м в сутки, внесено исключение о том, что месторождение полезных ископаемых и подземных вод должно быть разведано, то есть проведен поиск и оценка подземных вод.
Таким образом, актуальная редакция статьи 29 Закона о недрах изложена следующим образом: "Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых".
Соответственно, согласно абзацу 1 статьи 29 Закона о недрах, указанные в ней исключения распространяются, в том числе и на запасы подземных вод, и на добычу подземных вод, при этом разведка месторождений (поиск и оценка) подземных вод, также исключена из статьи 29 Закона о недрах.
Указанная позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ16-16727 от 09.12.2016, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2016 по делу N А76-27263/2015, а также Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.04.2018 N 11-50/03368-ОГ.
Довод апелляционной жалобы о том, что запрещается производить какие-либо работы на лицензионном участке недр без проекта на проведение поисковых и оценочных работ, так как им определяется методика и технология работ по геологическому изучению недр, мероприятия по охране окружающей среды, рассмотрен судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 4.1. СП 11-108-98 изыскания источников водоснабжения следует выполнять в порядке, установленном действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96 и настоящего Свода правил.
Изыскания источников водоснабжения следует выполнять, как правило, на участках с достаточными (по региональной оценке или государственному водному кадастру и кадастру подземных вод) прогнозными ресурсами подземных вод без утверждения в установленном порядке эксплуатационных запасов подземных вод (пункт 10.2 СНиП 11-02-96).
В случае необходимости утверждения эксплуатационных запасов подземных вод (пункт 10.2 СНиП 11-02-96) в ГКЗ или ТКЗ следует руководствоваться требованиями нормативных документов Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации.
Таким образом, СП 11-108-98, СНиП 11-02-96 при поиске и оценке запасов подземных вод напрямую отсылает к требованиям нормативных документов Министерства природных ресурсов.
Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о недрах добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Также, в силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, исключение из этого правила составляет пользование недрами в виде добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Следовательно, согласно статьям 23.2, 29 Закона о недрах разрабатывать технический проект разработки месторождения и иную проектную документацию, включая проект геологического изучения недр не требуется, если объем добычи недр составляет менее 100 кубических метров в сутки, что также подтверждается письмом Минпром от 15.07.2021 исх. N 04/4324.
Кроме того, в пункте 4.4.1 лицензии от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР указано, что недропользователь обязан подготовить и утвердить в установленном порядке проект работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и получить положительные заключения необходимых государственных органов в соответствии с Законом о недрах -предоставление технического отчета в соответствии с СП 11-108-98 не запрашивалось и не предусмотрено лицензией ЧЕЛ 81107 ВР от 14.02.2020
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что пункты 4.1.1 и 4.1.2 от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР являются незаконными и противоречащими законодательству, в связи с чем уведомление Министерства от 15.04.2021 N 7 о нарушении условий пользования недрами по лицензии от 14.02.2020 ЧЕЛ 81107 ВР также подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 января 2022 г. по делу N А76-24258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24258/2021
Истец: ООО "ВЕЛЛПРОП"
Ответчик: Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области