Екатеринбург |
|
11 июля 2022 г. |
Дело N А60-38252/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рестораны Кавказа" (далее - общество "Рестораны Кавказа", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021 по делу N А60-38252/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Рестораны Кавказа" - Урванцева О.И. (доверенность от 22.04.2022);
екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза", истец) - Бродников Д.А. (доверенность от 30.06.2021).
ЕМУП "Спецавтобаза" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Рестораны Кавказа" о взыскании 130 813 руб. 52 коп. задолженности за период с 01.02.2020 по 14.01.2021, 8 467 руб. 67 коп. неустойки за период с 21.07.2020 по 09.06.2021 по договору от 20.03.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также 327 руб. 14 коп. почтовых расходов, 30 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2021 (судья Матущак Ю.В.) иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 130 813 руб. 52 коп. задолженности, 8 467 руб. 67 коп. пени, 327 руб. 14 коп. почтовых расходов, 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 (судьи Суслова О.В., Дружинина Л.В., Кощеева М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Рестораны Кавказа" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Ответчик настаивает на том, что при расчете стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по объекту, находящемуся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57, истцом не принято во внимание фактическое назначение нежилого помещения. По мнению ответчика, суды не дали оценки тому обстоятельству, что истцом не доказана правомочность применения к спорному объекту вида деятельности "промтоварный магазин"; общество "Рестораны Кавказа" настаивает на том, что в рассматриваемом случае подлежит применению норматив, установленный для категории "административные, офисные учреждения" с расчетной единицей (1 сотрудник).
В отзыве на кассационную жалобу ЕМУП "Спецавтобаза" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, между ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) и обществом "Рестораны Кавказа" (потребитель) заключен договор от 20.03.2020 N 349490 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.02.2020 (пункт 1.6 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.2 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплату неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, в случае если иной размер ответственности потребителя за просрочку внесения платы за услугу по обращению с ТКО не установлен законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 договора).
Способ расчета стоимости услуг по обращению с ТКО определен исходя из количества и объема контейнеров, с учетом нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области".
В приложении N 1 к договору указано наименование объекта, вид деятельности, фактически осуществляемой на объекте, единица расчета и количество расчетных единиц: г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 69; вид деятельности - "кафе, бары, рестораны", количество расчетных единиц - количество посадочных мест (105 мест).
Региональным оператором оформлен проект дополнительного соглашения от 17.07.2020 N 01, согласно которому в список объектов потребителя по вывозу ТКО добавлен второй объект: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57; вид деятельности - "промтоварный магазин"; единица расчета - квадратный метр общей площади; количество единиц - 434,5. Потребителем дополнительное соглашение от 17.07.2020 N 01 не подписано.
Согласно расчету регионального оператора в период с 01.02.2020 по 14.01.2021 обществом "Рестораны Кавказа" не оплачены оказанные услуги по обращению с ТКО на сумму 130 813 руб. 52 коп.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Не оспаривая факт оказания услуг по вывозу ТКО, ответчик настаивал на том, что расчет стоимости услуг по обращению с ТКО по второму объекту (г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57) произведен истцом без учета фактического вида деятельности. По мнению ответчика, спорное помещение, находящееся по вышеуказанному адресу, относится к категории "административные офисные учреждения", соответственно, расчет объема ТКО должен быть произведен исходя из численности сотрудников, работающих на объекте, а именно - 1 человек.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходили из того, что факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО подтвержден материалами дела; расчет стоимости оказанных услуг ответчиком документально не оспорен; доказательств своевременного погашения задолженности за оказанные услуги потребителем не представлено.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Как было указано ранее, в связи с появлением во владении общества "Рестораны Кавказа" второго объекта недвижимости, на котором может образовываться ТКО - г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57, региональный оператор оформил проект дополнительного соглашения от 17.07.2020 N 01, руководствуясь при этом положениями пункта 8(3) Правил N 1156, согласно которому в случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование ТКО, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с ТКО с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Принимая во внимание, что любая хозяйственная деятельность юридического лица приводит к образованию ТКО, учитывая, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, суды пришли к верному выводу о регулировании отношений по вывозу ТКО по спорному объекту (г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57) на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (дополнительном соглашении), направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Для расчета объема ТКО региональный оператор в отношении спорного объекта недвижимости вид деятельности определил "промтоварный магазин"; единица расчета - квадратный метр общей площади; количество единиц - 434, 5.
Доводы жалобы о необходимости расчета стоимости услуг исходя из вида деятельности "административные офисные учреждения", а также из расчета численности работников (1 человек), рассмотрены и отклонены судами.
Как указали суды, письмом от 03.09.2020 N 06-101085 региональный оператор запрашивал у ответчика сведения о штатной численной сотрудников, осуществляющих свою деятельность в помещении по адресу г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57.
В ответ общество "Рестораны Кавказа" направило региональному оператору трудовой договор с сотрудником, однако не представило ни штатного расписания, ни справки о среднесписочной численности сотрудников с отметкой налогового органа, которые могли свидетельствовать о количестве сотрудников, осуществляющих свою деятельность на спорном объекте.
Помимо этого региональным оператором в письме от 05.07.2021 N 06-174726 запрашивались у потребителя панорамные фотографии нежилого помещения, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57.
В ответ на указанное письмо общество "Рестораны Кавказа" представило одну фотографию, из содержания которой, как указал региональный оператор, не представляется возможным отнести помещение к категории объектов "административные офисные учреждения" (письмо от 16.07.2021 N 06-177940).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе письма регионального оператора от 03.09.2020 N 06-101085, от 16.07.2021 N 06-177940, фотографии, приложенные к отзыву на исковое заявление, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что расчет стоимости оказанных услуг по объекту, расположенному в г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57, произведенный региональным оператором, ответчиком документально не оспорен (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приводимые в кассационной жалобе доводы об обратном сводятся по существу к переоценке установленных нижестоящими судами обстоятельств, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую мотивированную оценку и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие общества "Рестораны Кавказа" с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку оплата задолженности за оказанные услуги потребителем не произведена, требования истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО и неустойки правомерно удовлетворены судами.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021 по делу N А60-38252/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рестораны Кавказа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как было указано ранее, в связи с появлением во владении общества "Рестораны Кавказа" второго объекта недвижимости, на котором может образовываться ТКО - г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57, региональный оператор оформил проект дополнительного соглашения от 17.07.2020 N 01, руководствуясь при этом положениями пункта 8(3) Правил N 1156, согласно которому в случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование ТКО, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с ТКО с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Принимая во внимание, что любая хозяйственная деятельность юридического лица приводит к образованию ТКО, учитывая, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, суды пришли к верному выводу о регулировании отношений по вывозу ТКО по спорному объекту (г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57) на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (дополнительном соглашении), направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2022 г. N Ф09-4067/22 по делу N А60-38252/2021