г. Пермь |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А60-38252/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Дружининой Л.В., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, ООО "Рестораны Кавказа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021,
вынесенное судьей Матущак Ю.В.,
по делу N А60-38252/2021
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655, г. Екатеринбург)
к ООО "Рестораны Кавказа" (ОГРН 1196658041414, ИНН 6671096510, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рестораны Кавказа" (далее - ответчик, общество "Рестораны Кавказа") о взыскании 130 813 руб. 52 коп. задолженности за период с 01.02.2020 по 14.01.2021, 8 467 руб. 67 коп. неустойки за период с 21.07.2020 по 09.06.2021 по договору от 20.03.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того истцом заявлено о взыскании с ответчика 327 руб. 14 коп. почтовых расходов, 30 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2021 иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 130 813 руб. 52 коп. задолженности, 8 467 руб. 67 коп. пени, 327 руб. 14 коп. почтовых расходов, 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между унитарным предприятием (региональный оператор) и обществом "Рестораны Кавказа" (потребитель) заключен договор от 20.03.2020 N 349490 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.02.2020 (пункт 1.6 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.2 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплату неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, в случае если иной размер ответственности потребителя за просрочку внесения платы за услугу по обращению с ТКО не установлен законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 договора).
В приложении N 1 к договору сторонами способ расчета стоимости услуг по обращению с ТКО определен исходя из количества и объема контейнеров, с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области"; единица расчета норматива для определения объема, образуемого при осуществлении деятельности "кафе, бары, рестораны" - количество посадочных мест (105 мест), а также с учетом утвержденных в отношении регионального оператора предельных тарифов: постановления РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК, от 14.03.2019 N 21-ПК, от 21.05.2019 N 44-ПК, от 18.12.2019 N 254-ПК, от 25.11.2020 N 155-ПК, от 16.12.2020 N 234-ПК; место вывоза ТКО : г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 69.
Региональным оператором оформлен проект дополнительного соглашения от 17.07.2020 N 01, согласно которому в список объектов потребителя по вывозу ТКО добавлен второй объект: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57; вид деятельности - промтоварный магазин; единица расчета - квадратный метр общей площади; количество единиц - 434, 5.
Потребителем дополнительное соглашение от 17.07.2020 N 01 не подписано.
Согласно расчету регионального оператора в период с 01.02.2020 по 14.01.2021 обществом "Рестораны Кавказа" не оплачены оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 130 813 руб. 52 коп.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, допущена просрочка исполнения обязательства по оплате оказанных услуг.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против взыскания задолженности по договору, полагает, что расчет стоимости услуг по обращению с ТКО произведён региональным оператором неверно, без учета фактического вида деятельности по второму объекту (г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57) - административные офисные учреждения.
По мнению ответчика, расчет объема ТКО по второму объекту следует производить исходя из численности сотрудников, работающих на объекте, а именно - 1 человек.
Также общество "Рестораны Кавказа" считает, что региональный оператор в силу положений статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять существенные условия договора, в том числе согласованный сторонами способ расчета по договору - исходя из количества посадочных мест.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами заключен договор от 20.03.2020 N 349490 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках которого согласован способ начисления и порядок оказания услуг по вывозу ТКО в отношении объекта по адресу г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 69.
В отношении указанно объекта произведенный истцом расчет задолженности ответчиком не оспаривается.
Между тем в связи с появлением во владении общества "Рестораны Кавказа" второго объекта недвижимости, на котором может образовываться ТКО - г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57, региональный оператор оформил проект дополнительного соглашения от 17.07.2020 N 01.
Для расчета объема ТКО региональный оператор в отношении второго объекта недвижимости вид деятельности определил "промтоварный магазин"; единица расчета - квадратный метр общей площади; количество единиц - 434, 5.
В соответствии с пунктом 8(3) Правил N 1156 в случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
Потребитель отказался от подписания дополнительного соглашения, ссылаясь на то, что фактический вид деятельности объекта г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57 - административные офисные учреждения; расчет объекта ТКО должен производиться исходя из количества работающих сотрудников - 1 человек, а не из расчета общей площади объекта недвижимости (письмо от 29.06.2021 N 352).
В то же время потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, общество "Рестораны Кавказа", как собственник ТКО, не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, в том числе в отношении объекта, расположенного по адресу г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отношения сторон по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 57 в спорный период регулировались на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (дополнительном соглашении), направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил N 1156.
Согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 6 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Кроме того, потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Однако заявителем жалобы не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, материалы дела не содержат, равно как и сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
Вопреки мнению заявителя жалобы у регионального оператора отсутствовали основания производить расчет стоимости услуг исходя из иной категории второго объекта - административные офисные учреждения, а также из расчета численной работников 1 человек.
Так, в письме от 03.09.2020 N 06-101085 региональный оператор запрашивал у ответчика сведения о штатной численной сотрудников, осуществляющих свою деятельность в помещении по адресу г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57.
В ответ общество "Рестораны Кавказа" направило региональному оператору трудовой договор с сотрудником, однако не представило ни штатного расписания, ни справки о среднесписочной численности сотрудников с отметкой налогового органа, которые могли свидетельствовать о количестве сотрудников, осуществляющих свою деятельность на спорном объекте.
Данных документов не представлено ответчиком и в ходе рассмотрения настоящего спора (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Помимо этого региональным оператором в письме от 05.07.2021 N 06-174726 запрашивались у потребителя панорамные фотографии нежилого помещения, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57.
В ответ общество "Рестораны Кавказа" представило одну фотографию унитарному предприятию.
В письме от 16.07.2021 N 06-177940 истец сообщил ответчику, что не может из содержания фотографии отнести помещение к категории объектов "административные офисные учреждения".
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что при расчете объема ТКО по спорному объекту региональным оператором выбран неверный вид деятельности.
Фотографии, приложенные к отзыву на исковое заявление и возражениям ответчика, расчет регионального оператора не опровергают.
Соответственно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет стоимости оказанных услуг по объекту, расположенному в г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 57, произведенный региональным оператором, ответчиком документально не оспорен.
Поскольку оплата задолженности за оказанные услуги потребителем не произведена, требования истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО и неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 24.12.2021 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021 по делу N А60-38252/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38252/2021
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА"
Ответчик: ООО РЕСТОРАНЫ КАВКАЗА