Екатеринбург |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А71-13604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный" (далее - общество, ООО "Восточный", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2022 по делу N А71-13604/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Ланкова Н.Ю. (доверенность от 31.01.2022, диплом).
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ООО "Восточный" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2022 заявленные требования удовлетворены, ООО "Восточный" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Восточный" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.43. КоАП РФ. Общество ставит под сомнение порядок отбора проб спорного продукта и как следствие правильность полученного результата. Отмечает, что все используемое ООО "Восточный" в производстве спорных пельменей "Домашние", дата выработки 12.02.2021 и мясное сырье прошло тщательный контроль его качества, безопасности, антибиотики в мясном сырье отсутствовали, что подтверждается документами, представленными в материалы дела, Полагает, что даже если и выявлены указанные лекарственные средства в спорной продукции, однако, по мнению ООО "Восточный", такое невозможно, доля марбофлоксацина и энрофлоксацина в спорной продукции (пельмени "Домашние") составляет всего 0,1 % от общего процента допустимого содержания препарата в продукте.
Податель жалобы считает, что для выявления антибиотиков группы "Хинолоны", выявленных в спорной продукции (пельмени "Домашние") производства ООО "Восточный", установлен один порядок отбора проб и способ проведения лабораторных исследований, по ГОСТ 32797-2014 "Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хииолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометричсским детектором" (далее - ГОСТ 32797-2014), раздел 7 которого отсылает к ГОСТ 7269 "Отбор проб мяса и мясных продуктов" (далее - ГОСТ 7269), в соответствии с которым определен порядок отбора проб спорного продукта для выявления остаточного содержания хинолонов в нем. Указывает, что протокол испытаний от 25.08.2021 N 1076-В-21-3224-М, в соответствии с которым обнаружены антибиотики в спорной продукции, срочный отчет о выявлении продукции, не соответствуют требованиям ветеринарных санитарных правил и норм от 06.08.2021 N 1076-В-21-3224-М, так как содержат ссылку о проведении исследования спорной продукции (пельмени "Домашние") именно на основании метода, установленного ГОСТ 32797-2014. Между тем в соответствии с разделом 1 ГОСТ 7269, данный стандарт распространяется на мясо и субпродукты продуктивных и промысловых животных, он устанавливает методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести, следовательно, отсылочные нормы устанавливают порядок отбора проб лишь мяса и субпродуктов для проведения исследования в рамках ГОСТ 32797-2014, а не полуфабрикатов, к которым относятся и пельмени. В связи с этим считает, что исследование спорного продукта проведено на основании ГОСТ 32797-2014, нормы которого не устанавливают порядок работы с полуфабрикатами в целях установления остаточного содержания антибиотиков в продукте. Отмечает, что ООО "Восточный" и в представленных документах при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе опровергало возможность проведения отбора и подготовки проб по ГОСТ 7296. Указывает, что в акте отбора проб от 16.06.2021, в протоколе испытаний от 25.08.2021 N 1076-В-21-3224-М установлено, что отбор проб спорной продукции производился в соответствии с ГОСТом 32951-2014 "Межгосударственный стандарт. Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия". Вместе с тем, ГОСТ 32951-2014 не содержит условий о порядке отбора проб подконтрольной продукции, а имеет лишь отсылочные нормы на применение других ГОСТов для осуществления различного рода исследований. Полагает, что в соответствии с разделом пунктом 7.8 данного ГОСТа, определение антибиотиков в пищевой продукции осуществляется по ГОСТ ISO 13493, ГОСТ 31694, ГОСТ 31903, в то время как данные ГОСТы не предусматривают проведение исследования и отбор проб полуфабрикатов. С учетом этого общество считает, что, поскольку отбор и подготовка проб не проведены управлением в соответствии с установленными для полуфабрикатов требованиями, вызывает сомнение корректность полученного результата по данному протоколу испытаний, поэтому указанный протокол не может рассматриваться судом в качестве единственного и достаточного доказательства вины ООО "Восточный" в совершении вменяемого административного правонарушения.
Выражая несогласие с выводами судов о не подлежащем применении в спорной ситуации норм о максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств, так как установлен факт наличии антибиотиков в готовой продукции, а не в непереработанном сырье, в связи с чем общество в жалобе настаивает на том, что такой продукт как пельмени нельзя расценивать как "готовый продукт", поскольку он является мясным полуфабрикатом. Заявитель считает, что мясные полуфабрикаты, к которым относится и спорная продукцию (пельмени), отвечает требованиям ГОСТ 32951-2014. "Межгосударственный стандарт. Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 32951-2014) по качеству, признаются продукцией, соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - TP ТС 034/2013), которым определены нормы максимально допустимого содержания остатков марбофлоксацина (не более 0,15 мг/кг) и энрофлоксацина (не более 0,1 мг/кг). Ссылаясь на протоколом испытаний от 25.08.2021 N 1076-В-21-3224-М, в котором в пробе спорной продукции выявлено 4,1 мкг/кг марбофлоксацина, указывает на наличие 0,0041 мг/кг и 6,7 мкн/кг энрофлоксацина, что соответствует 0,0067 мг/кг, следовательно, названые показатели свидетельствует о том, что если даже в данной продукции присутствуют антибиотики группы "Хинолоны", то доля марбофлоксацин а и энрофлоксацина в ней на 99,9 % ниже допустимого содержания указанных препаратов в продукте. С учетом изложенного полагает, что, поскольку пельмени являются мясным полуфабрикатом, не относящимся к готовой продукции, изготовление его из мяса, в котором на законодательном уровне допустимы максимальные уровни остатков лекарственных средств, соответственно, законодательством не запрещено.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", приказа Россельхознадзора от 28.12.2020 N 1409 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году), в ООО "СемьЯ на Борчанинова", по адресу: 614068, Российская Федерация, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13, отобрана 16.06.2021 в 13 ч 30 мин. проба продукции - Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 с датой выработки ООО "Восточный" 12.02.2021 на площадке: ООО "Восточный" (427023, Российская Федерация, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15), о чем составлен акт отбора проб (образцов) от 16.06.2021 N 2269880. Отобранные пробы отправлены в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее - ФГБУ "ВГНКИ") для исследований на показатели качества и безопасности, которым 25.08.2021 выдан протокол испытаний N 1076-В-21-3224-М, содержащий указание на то, что при исследовании образцов: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, дата выработки 12.02.2021, выработанные ООО "Восточный", обнаружен марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, погрешность 2,1 мкг/кг, норматив: не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014 и энрофлоксацин 6,7 мкн/кг, погрешность 4,3 мкг/кг не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о том, что по месту фактического осуществления деятельности 12.02.2021 ООО "Восточный" допущено производство партии подконтрольной продукции, а именно: мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 144 кг, дата выработки 12.02.2021, со сроком годности до 11.08.2021, с наличием в нем химических веществ - показатель "хинолоны": марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, норматив - не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014; энрофлоксацин 6,7 мкн/кг - не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и технических регламентов Таможенного союза и составления управлением в отношении ООО "Восточный" протокола об административном правонарушении 17.09.2021 N 07-17/113ЮЛ части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (с участием представителя общества).
Заявление о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ с материалами административного дела управлением направлены в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 этой статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, со дня вступления в силу этого Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В статье 18 названного выше Закона предусмотрено, что производители продуктов животноводства несут ответственность за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; такие пищевые продукты, материалы и изделия, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений этого Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений. Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (статья 15 Закона N 29-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, должны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и технической документации к условиям обращения пищевых продуктов, материалов и изделий.
В силу статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 22 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам и удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Руководители предприятия торговли, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Технический регламент ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента (часть 1 статьи 1 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
Объектами технического регулирования указанного технического регламента является, в том числе пищевая продукция (статья 3 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу части 1 статьи 10 TP ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней этим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании пункта 1 статьи 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Исходя из пункта 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011, продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011, при получении непереработанного продовольственного (пищевого) сырья от продуктивных животных, которые подвергались воздействию ветеринарных лекарственных препаратов (натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антимикробных и других ветеринарных лекарственных препаратов), должны быть соблюдены сроки выведения таких препаратов из организма животных, установленные инструкциями по применению ветеринарных лекарственных препаратов (с учетом максимально длительного срока в случае их совместного применения).
Пунктом 1 статьи 20 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что соответствие пищевой продукции этому техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
ТР ТС 034/2013 установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза. При этом объектами технического регулирования ТР ТС 034/2013 являются: а) продукты убоя и мясная продукция: в том числе, субпродукты; мясные и мясосодержащие продукты из мяса; мясные и мясосодержащие полуфабрикаты и кулинарные изделия; б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции. "мясная продукция" - пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения; "мясной полуфабрикат" - мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.
Согласно статье 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии этому техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В силу статье 12 ТР ТС 034/2013, не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности. Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасными (статья 13 ТР ТС 034/2013).
На соновании статьи 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных.
Таким образом, с учетом изложенного наличие остатков лекарственных препаратов в продовольственном сырье, продукции, изготовленной из него, не допускается. Мясные полуфабрикаты являются объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013 и, соответственно, требования к такой продукции при проведении оценки соответствия будут предъявляться комплексно, что соответствует положениям пункта 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (Договор) - продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза), техническим регламентам таможенного союза 021/2011 и ТР ТС 034/2013 - согласно пункту 129 раздела 13 ТР ТС 034/2013 оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и ТР ТС 021/2011.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 "О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции" приведены ссылки на ГОСТы, действующие, в том числе, в отношении соответствующей мясной продукции.
Таким образом, суды правильно заключили, что для вывода о несоответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов и соответствующего ГОСТа требуются специальные познания, в связи с чем подлежат проведению лабораторные исследования, порядок которых закреплен в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" (далее - Положение N 94).
Как следует из материалов и сторонами не оспаривается, что спорная продукция - Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 в ООО "СемьЯ на Борчанинова" (ИНН 5902193293, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13), где производился отбор проб, произведена и поступила из ООО "Восточный" (ИНН 1841017491 Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15).
Материалов дела установлено, что взятые в ходе проверки пробы спорной продукции направлены в испытательный центр ФГБУ "ВГНКИ", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация (аттестат аккредитации от 20.05.2016 N RA.RU.21OB02) в качестве Испытательного центра на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" с 15.01.2016, успешно подтверждает компетенцию аккредитованного лица в национальной системе аккредитации, входит в национальную часть Единого реестра на право проведения оценки продукции на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011, что обязывает и дает ему право, в рамках технической компетенции на законных основаниях и в полном объеме применять требования указанных технических регламентов при оценке соответствия пищевой продукции, а также является площадкой для реализации государственных заданий и планов мониторинга, заказчиком которых выступает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, через свои территориальные управления.
Судами дана оценка протоколу испытаний от 25.08.2021 N 1076-В-21-3224-М, согласно которой установлено, что при проведении испытаний продукции применен метод испытаний по ГОСТу 32797-2014 и в образцах спорной продукции обнаружен марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, погрешность 2,1 мкг/кг, норматив: не допускается, и энрофлоксацин 6,7 мкн/кг, погрешность 4,3 мкг/кг не допускается.
При этом судами из материалов дела установлено, что акт отбора проб (образцов), протокол позволяют с достоверностью утверждать, что исследования, выявившее выше нарушение, проведено в отношении именно той пробы продукции, производителем которой является общество; исследования продукции общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности; сомнений в компетентности экспертной организации не имеется; при отборе проб должностными лицами управления не было допущено нарушений, повлекших за собой недействительность результатов проведенных исследований.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ООО "Восточный" в материалы дела, суду не представлено.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, суды верно заключили, что результаты испытаний являются достоверными и устанавливают наличие в мясной продукции общества лекарственного средства для ветеринарного применения (энрофлоксацин и марбофлоксацин), что нарушает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к пищевой продукции и в частности мяса и мясной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Судами обоснованно указано, что в приложении N 5 к ТР ТС 034/2013 в таблице 1 среди наименований пищевой продукции, для которой данным техническим регламентом определены максимально допустимые уровни (далее также - МДУ) остатков лекарственных препаратов, в частности, в пункте 21, предусматривающим МДУ (мг/кг, не более) препаратов энрофлоксацин и в пункте 24, предусматривающим МДУ (мг/кг, не более) марбофлоксацина наряду с мясом, жиром-сырцом, (для свиней - пшик со шкурой), печенью, почками не предусмотрены мясные полуфабрикаты пельмени "Домашние".
Правильно применив названные выше нормы, суды верно заключили, что к мясным полуфабрикатам МДУ, установленный в приложении N 5 к ТР ТС 034/2013, применим быть не может, поскольку мясной полуфабрикат Пельмени замороженные, согласно приложению Б ГОСТа 33394-2015 является многокомпонентным продуктом, включающим тесто: мука пшеничная в/с, вода питьевая, яйца куриные, соль поваренная, масло подсолнечное, масло оливковое, вещество для обработки муки; фарш: говядина, свинина, вода питьевая, лук репчатый, соль поваренная, сахар, перец черный (белый). При этом, в соответствии с пунктами 14, 59 ТР ТС 034/2013 продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции и мясная продукция должны соответствовать требованиям этого технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с пунктом 127 ТР ТС 034/2013 соответствие продуктов убоя и мясной продукции названному техническому регламенту обеспечивается путем выполнения его требований и требований технических регламентов Таможенного союза, действие которых распространяется на данную продукцию.
Согласно пункту 129 ТР ТС 034/2013 оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должна соответствовать требованиям данного технического регламента и ТР ТС 021/2011.
Верно посчитав, что пельмени замороженные являются многокомпонентным продуктом, включают в свой состав мясо и ввиду различного максимально допустимого уровня лекарственных средств (антибиотиков) для каждого сырья, при том, что риск содержания максимально допустимого уровня препарата для здоровья человека в конкретной пищевой продукции уполномоченным государственным органом может быть не оценен - содержание лекарственных препаратов (антибиотиков) в готовой продукции нормируется из расчета "не допускается" (в пределах чувствительности метода), суды обоснованно посчитали, что максимально допустимый уровень, разрешённый для определенного препарата в сырье, то есть в непереработанной продукции, не применяется для готовой продукции, которая прошла технологическую обработку. Для готовой продукции максимально допустимый уровень не оценен, максимальный уровень риска для безопасности жизни и здоровья человека не установлен.
Судами верно отмечено, что по смыслу приведенных выше норм ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013, готовая продукция (в данном случае - мясной полуфабрикат пельмени замороженные), изготовленная из продовольственного пищевого сырья животного происхождения, соответствующего требованиям части 1 статьи 7, части 3 статьи 13, приложению N 3 к ТР ТС 021/2011 не должна содержать остатков лекарственных препаратов (антибиотиков), МДУ содержания которых прямо не установлен техническими регламентами на данный вид продукции.
Доводы заявителя в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права и противоречат материалам дела и судом кассационной инстанцией не переоцениваются.
Суды обоснованно заключили, что при превышении допустимых уровней содержания антибактериальных препаратов, которыми являются энрофлоксацин и марбофлоксацин, в пищевых продуктах, они проявляют свои токсические и аллергические свойства. Отрицательное влияние остаточных количеств лекарственных препаратов в мясных продуктах на здоровье людей заключается в том, что они вызывают токсическое воздействие, чаще всего в виде возникновения аллергических реакций, дисбактериозов и появлению суперинфекций, образованию резистентных штаммов патогенных микроорганизмов в организме и снижению терапевтической эффективности лекарств, не смотря на различный спектр действия. Антибактериальные препараты не выводятся из организма полностью и аллергический эффект проявляется даже в случае крайне низкого их содержания в пищевых продуктах. Особенно ярко это бывает выражено в аллергических реакциях детей. Попадая в организм человека с продуктами питания, содержащими антибактериальные препараты, изменяется кишечная микрофлора, что приводит к нарушению синтеза витаминов и размножению патогенных микробов в кишечнике и возникновению заболеваний.
Суды верно указали на то, что согласно приложению N 3 "Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции" (приложения для всех разделов: 1. Антибиотики) ТР ТС 021/2011 выявленные по результатам лабораторных испытаний лекарственные препараты группы хинолонов, в частности, "Энрофлоксацин" и "Марбофлоксацин" не поименованы, допустимые уровни указанных веществ техническим регламентом не предусмотрены.
Исходя из изложенного выше, суды пришли к обоснованному выводу о том, что пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, в силу одного лишь этого обстоятельства являются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья граждан.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что отбор проб спорной продукции произведён в рамках выполнения государственного мониторинга продукции животного происхождения на показатели безопасности, в соответствии с Планом государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания, предусмотренного Положением N 883, приказа Россельхознадзора от 28.12.2020 N 1409 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году", где включены лабораторные исследования мясной продукции на показатели качества и безопасности (химические показатели).
Судами установлено также, что отбор проб производился согласно ГОСТу 32951-2014 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия", входящему в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 N 198 ("О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования").
Проанализировав названный выше стандарт, судами сделан правильный вывод о распространении его на пищевые продукты на мяса и мясные продукты, мяса и продукты из мяса птицы, яйца, яичный порошок, яичный меланж, молоко, рыбу, мед, а также продовольственное сырье, поскольку устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрическим детектированием для определения остаточного содержания хинолонов (а не для определения органолептических показателей) диапазоне измерения от 1 до 2000 мкг/кг.
Таким образом, при установленных обстоятельствах и правильном применении норм права, суды сделали обоснованный вывод, что отбор и подготовка проб проведены управлением в соответствии с установленными для спорной продукции требованиями.
Отклоняя доводы заявителя в соответствующей части, судами правомерно не приняты при установленных обстоятельствах, подтвержденных материалами дела, и правильном применении норм права.
С учетом изложенного, ссылка общества на раздел 7 ГОСТа 32797-2014, который содержит отсылку к ГОСТу 7269 и взятие отобрать пробы пельменей должно быть именно по этому ГОСТу, правомерно отклонена судами, поскольку данный стандарт распространяется на говяжье, баранье, свиное мясо и мясо других видов убойных животных, на мякотные субпродукты (кроме печени, мозгов, легких, селезенки и почек) и устанавливает методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести в случае возникновения сомнения, тогда как в данном случае пробы отбирались не с целью определения свежести продукта с помощью органолептики.
Указание общества на наличие допустимых остатков ветеринарных лекарственных препаратов в готовой продукции рассмотрено судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Судами верно заключено, что Коллегией Евразийской экономической комиссии 13.02.2018 утверждено решение N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения", пунктом 2 которого установлено, что максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных. В соответствии с указанным выше перечнем максимально допустимый уровень остатков (по индикаторной молекуле) или метаболитов (мг/кг, не более) ветеринарного лекарственного средства (фармакологически активное вещество) (индикаторная молекула) энрофлоксацин составляет в мясе (мышечная ткань) - 0,1 мг/кг; метод испытаний ГОСТ 32797-2014 (пункт 71 данного Перечня). В сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе, на сырье, выданном в соответствии с законодательством государства члена Союза, указывается наименование ветеринарного лекарственного средства, дата его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Судами из материалов дела сделан обоснованных вывод, что в рассматриваемом случае, административным органом установлен факт наличия антибиотиков в готовой продукции, а не в непереработанном сырье (пищевой продукции).
В силу статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной и должна выпускаться в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные ТР ТС. При этом ТР ТС 021/2011 не допускает наличие в продовольственном сырье и готовой пищевой продукции остатков лекарственных препаратов. Это свидетельствует о недопустимости применения при аналогичных обстоятельствах решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив установленные обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела (в том числе акт отбора проб от 16.06.2021 N 2269880, протокол испытаний N 1076-В-21-3224-М от 25.08.2021, протокол об административном правонарушении от 17.09.2021 N 434), доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статей 71 АПК РФ, суды установили, что материалами дела подтверждено вмененное обществу нарушение требований технических регламентов при осуществлении им деятельности по производству спорной продукции, сделав обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "Восточный" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.1 КоАП РФ, суды верно посчитали доказанным вины общества в совершенном правонарушении, установив, что заявителем не приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства при отсутствии доказательств наличия препятствий и объективной невозможности соблюдения обществом обязательных требований технического регламента.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, суды сделали пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Привлечение ООО "Восточный" к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Руководствуясь положениями статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ применительно к административному правонарушению, создающему угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, суды не усмотрели совокупности условий для замены штрафа на предупреждение.
Оснований для переоценки данных выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО "Восточный" требований.
Все доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном применении норм материального права. По существу доводы сводятся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, как не опровергающие правильность выводов судов обеих инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Кроме того, доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло отражение в судебных актах. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2022 по делу N А71-13604/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таким образом, при установленных обстоятельствах, суды сделали пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Привлечение ООО "Восточный" к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
...
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2022 г. N Ф09-4903/22 по делу N А71-13604/2021