Екатеринбург |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А60-59674/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.
рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2022 по делу N А60-59674/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично, без вызова сторон.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Акционерное общество "Омутнинский металлургический завод" (далее - заявитель, общество "ОМЗ", общество) обратилось в суд с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 02.11.2021 N 10502000-1600/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 03.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОМЗ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, правонарушение является малозначительным, поскольку срок предоставления данных нарушен на незначительный срок (10 часов); допущенное правонарушение не привело к возникновению существенной угрозы общественным и иным охраняемым законом интересам.
Общество "ОМЗ" полагает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "ОМЗ" не позднее 13.08.2021 обязано было представить в Екатеринбургскую таможню статистические формы учета перемещения товаров, отгруженных в июле 2021 по договору от 22.12.2015 N KZ/5908064/448.
Вместе с тем, статистическая форма учета перемещения товара представлена обществом "ОМЗ" в Екатеринбургскую таможню 14.08.2021 с нарушением срока на 1 рабочий день.
По данному факту в отношении общества "ОМЗ" составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление от 02.11.2021 N 10502000-1600/2021 о привлечении общества "ОМЗ" к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что названное постановление таможни незаконно, общество "ОМЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества "ОМЗ" состава вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации, в том числе таможенному.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
На основании пунктов 9, 10, 16 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Порядок ведения статистики), статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы.
Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 22.12.2015 между обществом "ОМЗ" (Продавец, Россия) и ТОО "Стальной двор-Астана" (Покупатель, Казахстан) заключен договор N KZ/5908064/448.
В ходе исполнения обязательств по договору в июле 2021 года продавец в соответствии со счетом-фактурой от 21.07.2021N УП-15182 отгрузил покупателю товары: N 1 "Прутки из железа или нелегированной стали прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения, содержащие менее 0,25 мас.% углерода. Полоса 4x25 мм, 4x40, 5x50. Сталь ЗСП", код ТН ВЭД ЕАЭС 7214911000 на сумму 2 529 125 руб.; N 2 "Прутки из железа или нелегированной стали прочие, содержащие менее 0,25 мас. % углерода. Квадрат г/к 14 мм, 16 мм, 20 мм. Сталь ЗСП", код ТН ВЭД ЕАЭС 7214995000 на сумму 2 658 480 руб.
Материалами дела подтверждается, и, как указано выше, продавец не позднее 13.08.2021 обязан был представить в таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в июле 2021 года по договору от 22.12.2015 N KZ/5908064/448.
Судами установлено, что таможней выявлено представление в административный орган по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронной подписи по средствам сети "Интернет" статистической формы учета перемещения товара с нарушением срока на 1 рабочий день - 14.08.2021.
Административный орган квалифицировал действие продавца как несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, которое образует объективную сторону вмененного обществу "ОМЗ" административного правонарушения.
Таким образом, в действиях (бездействии) общества "ОМЗ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации, в частности, Закона о таможенном регулировании, Порядка ведения статистики, выразившемся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества "ОМЗ" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При разрешении вопроса о наличии вины общества "ОМЗ" в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности продавец имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него, однако общество "ОМЗ" пренебрегло имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует размеру санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного обществом "ОМЗ" нарушения заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении виновного к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Из постановления таможни и судебных актов следует, что таможней и судами рассмотрен вопрос применения к совершенному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ, правовых оснований для этого не установлено.
В данном случае существенной угрозой охраняемым общественным отношениям являются ненадлежащая организация обществом "ОМЗ" публично значимой деятельности в области таможенного дела, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц.
Совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным, так как состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, поскольку непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в таможенный орган информации образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2022 по делу N А60-59674/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует размеру санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Из постановления таможни и судебных актов следует, что таможней и судами рассмотрен вопрос применения к совершенному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ, правовых оснований для этого не установлено.
...
Совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным, так как состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, поскольку непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в таможенный орган информации образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 августа 2022 г. N Ф09-4058/22 по делу N А60-59674/2021