Екатеринбург |
|
02 августа 2022 г. |
Дело N А47-11679/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Суспициной Л. А., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 по делу N А47-11679/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Феникс" (далее - СПССК "Феникс") о взыскании средств гранта в размере 17 848 500 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, создание 23 постоянных рабочих мест осуществлено за пределами срока, установленного соглашением (представленная копия отчета СЗВ-М на 09.2021), что не может рассматриваться как исполнение условий соглашения. Поскольку реконструкция всего здания проводилась с использованием средств гранта кассатор считает, что данное помещение должно быть оформлено в собственность кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что выделение из нежилого здания с кадастровым номером N 56:44:0245002:501 (площадью 1216,2 кв. м), производственного цеха площадью 182.2 кв. м (кадастровый номер N 56:44:0245002:1341) дата регистрации 26.10.2021) не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку на кадастровый учет данный цех поставлен после реализации проекта и сдачи отчета о расходовании средств грата и соответствующие изменения в план расходов не вносились. Кроме того, в нарушение подпункта 2.3.9., подпункта 2.3.10. соглашения об использовании имущества, приобретаемого за счет средств гранта только в целях развития материально-технической базы, а так же не осуществлению в лечение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда СПССК "Феникс" передачи в аренду, пользование другим лицам, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта, члены СПССК "Феникс" передали часть имущества, приобретенного с использованием Средств гранта в аренду другим лицам (договоры аренды помещения с торговой сетью "Пятерочка" и др.). При таких обстоятельствах, учитывая, что требования нормативных правовых актов ответчиком не соблюдены, податель жалобы считает, что средства государственной поддержки в размере выделенного гранта подлежат возврату в бюджет.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2018 году оказание государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы на территории Оренбургской области регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2015 N 974-п (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" (далее - Постановление N 974-п).
В рамках реализации Постановления N 974-п Министерством в 2018 году проведен конкурс по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов для предоставления грантов на развитие материально-технической базы.
По итогам конкурса одним из победителей признан СПССК "Феникс" (грантополучатель).
Между Министерством и СПССК "Феникс" 20.04.2018 заключено соглашение N 50-18/с о предоставлении гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - соглашение), по условиям которого Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - грант) в размере 17 848 500 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями порядке, установленном соглашением (пункт 1.1 соглашения).
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением от 28.05.2018 N 106368.
В соответствии с планом расходов соглашения и внесенными изменениями в него дополнительными соглашениями N 2 от 25.09.2019, N 3 от 09.12.2019, N 4 от 26.02.2020 с участием средств гранта предусмотрена: реконструкция производственного объекта по переработке мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (далее - производственный объект), а так же приобретение и монтаж оборудования и техники для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники производственных объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Вышеуказанные пункты плана расходов выполнены. Подтверждающие документы предоставлены с отчетностью.
Подпунктом 2.3.6 соглашения предусмотрена обязанность грантополучателя создать не менее 23 постоянных рабочих места в течении 18 месяцев с даты заключения соглашения.
Подпунктом 2.3.8 предусмотрено оформление в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов.
Согласно подпункту 2.3.9 ответчик должен использовать имущество, приобретаемое счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в целях развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Подпунктом 2.3.10 установлено, что СПССК не может осуществлять в течении 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.
В ходе проведенной проверки, оформленной актом внеплановой выездной проверки от 23.04.2021, Министерством сделаны выводы о нарушении СПССК "Феникс" обязательств, предусмотренных соглашением N 50-18/с от 20.04.2018.
В нарушение подпункта 2.3.6 соглашения о создании в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения не менее 23 постоянных рабочих мест согласно бизнес-плану (проекту), предоставлены подтверждающие документы, а именно отчеты по форме СЗВ-М (по состоянию на 12.03.2020 - свидетельствующие о создании 10 рабочих мест, на 14.04.2020 - 14 рабочих мест, на 07.05.2020 - 17 рабочих мест).
В нарушение подпункта 2.3.8 соглашения об оформлении в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов, не предоставлены документы по оформлению в собственность СПССК "Феникс" производственного объекта, реконструируемого с использованием гранта.
В нарушение подпункта 2.3.9, подпункта 2.3.10 соглашения об использовании имущества, приобретаемого за счет средств гранта только в целях развития материально-технической базы СПССК "Феникс", а так же не осуществлению в течение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда СПССК "Феникс" передачи в аренду, пользование другим лицам, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта, члены СПССК "Феникс" передали часть имущества, приобретенного с использованием средств гранта в аренду другим лицам (договоры аренды помещения с торговой сетью "Пятерочка" и др.).
На основании подпунктов 2.2.2 и 2.3.13 соглашения при выявлении нарушений подпунктов 2.3.6, 2.3.9 СПССК "Феникс" обязан возвратить средства гранта в полном объеме.
В связи с вышеизложенным в адрес СПССК "Феникс" направлена претензия о возврате средств гранта от 26.07.2021 N 01-03-06/1321.
Кооператив "Феникс" направил в адрес Министерства ответ на претензию вход. N 01/08 от 05.08.2021, в котором выразил несогласие с доводами, изложенными в уведомлении.
До настоящего времени ответчик средства гранта не возвратил, что послужило основанием для обращения Министерства в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии) и наличия оснований требовать от ответчика возврата средств субсидии.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предоставление гранта Министерством осуществлялось на условиях и в порядке, предусмотренных утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2015 N 974-п (действовал в период предоставления гранта)
В соответствии с Порядком предоставления грантов главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление грантов, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Пунктом 5 Порядка N 974-п определены условия, которые необходимо соблюсти сельскохозяйственным товаропроизводителям, чтобы получить субсидию.
В соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (приложение N 1 к Постановлению N 974-п) в действовавшей на момент предоставления гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет при выявлении фактов нарушения условий, установленных: подпунктами "а", "б", "д", "з", "к", "н" пункта 5 настоящего Порядка - в объеме средств, использованных сельскохозяйственным потребительским кооперативом с нарушением требований по обязательствам; подпунктами "в", "е", "ж", "и" пункта 5 настоящего Порядка, - в полном объеме.
Согласно пункту 13 Порядка N 974-п при выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата гранта или его части, министерство в течение 10 календарных дней направляет председателю сельскохозяйственного потребительского кооператива письменное уведомление о возврате гранта или его части. Уведомление содержит основания возврата, реквизиты, необходимые для перечисления средств гранта или его части в областной бюджет, информацию о сумме средств, подлежащих возврату в бюджет.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по итогам конкурса одним из победителей признан СПССК "Феникс" (грантополучатель).
Между Министерством и СПССК "Феникс" 20.04.2018 заключено соглашение N 50-18/с о предоставлении гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы, по условиям которого Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - грант) в размере 17 848 500 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями порядке, установленном соглашением (пункт 1.1 соглашения).
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 17 848 500 руб. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Минсельхоз в исковом заявлении не ссылался и не представлял доказательств того, что указанная сумма субсидии была получена СПССК "Феникс" незаконно, в отсутствие установленных Порядком N 974-п оснований или в нарушение данного Порядка.
В обоснование заявленного иска Министерство указывало на нарушение кооперативом подпунктов 2.3.6, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10 соглашения о предоставлении гранта, согласно которым предусмотрена обязанность грантополучателя создать не менее 23 постоянных рабочих места в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения, а также предусмотрено оформление в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов, использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в целях развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, а также запрет осуществлять в течение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретаемого с использованием средств гранта. По мнению истца, невыполнение подпунктов 2.3.6, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
Вопреки указанным доводам Министерства, суды обоснованно установили, что условие пункта 2.3.6 соглашения грантополучателем выполнено, поскольку согласно пункту 2.3.6 соглашения у СПССК "Феникс" существует обязанность создать в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения не менее 23 постоянных рабочих мест согласно бизнес-плану (проекту), из расчета не менее 1 нового постоянного рабочего места на каждые 3 000 000 руб. гранта, но не менее 1 рабочего места на один грант. Таким образом, как верно указано судами, исходя из суммы гранта 17 848 500 руб. у СПССК "Феникс" существует обязанность создать 6 рабочих мест (с учетом округления). Кроме того, согласно отчетности СЗВ-М в кооперативе по состоянию на сентябрь 2021 года создано 23 постоянных рабочих места (с учетом председателя).
Судами также был правомерно отклонен довод истца о неисполнении пункта 2.3.8 соглашения о передаче в собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов, поскольку под имуществом, приобретаемым с использованием гранта, Министерство подразумевает исключительно производственный объект, реконструируемый с использованием гранта.
Графиком реализации проекта (приложение N 1 к соглашению) и планом расходов по развитию материально-технической базы СПССК "Феникс" (приложение N 2 к соглашению) (оба приложения в редакции дополнительного соглашения N 4 от 26.02.2020 к соглашению) предусмотрено:
- реконструкция производственного объекта по переработке мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- приобретение, монтаж оборудования и техники для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники для производства объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Как установлено судами, из указанных приложений следует вывод о том, что имуществом, приобретаемым за счет средств гранта является оборудование и техника для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники для производства объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Протоколом N 1 от 28.11.2019 общего собрания членов СПССК "Феникс" оборудование, приобретенное за счет средств гранта, было внесено в неделимый фонд кооператива.
Производственное помещение, реконструируемое за счет средств гранта, приобретено физическими лицами - членами СПССК "Феникс" в 2015 году по инвестиционному договору на строительство нежилого здания от 04.12.2015 за счет собственных средств инвесторов.
Более того, как правильно отмечено судами, согласно данным отчета независимого оценщика общества "ОренЛайт" от 21.09.2021 - стоимость нежилого здания площадью 16,2 кв. м (кадастровый номер 56:44:0245002:591), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Авиационная, д. 3, составляет 98 684 000 руб.
На реконструкцию нежилого помещения - производственный цех (кадастровый номер 56:44:0245002:1341) площадью 182,4 кв. м потрачено 14 799 330 руб.
Соглашение не содержит какого-либо условия о приобретении в собственность конструируемого нежилого помещения, поскольку оно не приобреталось за счет средств гранта.
При этом необходимо применять положения статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о буквальном толковании условий договора.
Тем не менее, протоколом N 2 от 23.01.2020 общего собрания членов СПССК "Феникс" в неделимый фонд кооператива было внесено нежилое помещение площадью 280 кв. м, предназначенное для переработки мяса птицы, производства мясных полуфабрикатов и подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки.
Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О которых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, как верно отмечено судами, отсутствие регистрации права при возможности осуществления такой регистрации не по вине стороны, не может ставиться сомнение при наличии иных доказательств, подтверждающих намерение сторон.
В силу вышеизложенного, доводы истца о неисполнении СПССК "Феникс" пункта 2.3.8 соглашения правомерно отклонены судами, поскольку опровергаются доказательствами по делу.
Выводы судов относительно несостоятельности довода истца о неисполнении пункта 2.3.10 соглашения о недопустимости со стороны СПССК "Феникс" отчуждать каким-либо образом, имущество, приобретаемое с использованием средств гранта, также являются правильными. Из представленных истцом в материалы дела договоров аренды помещений и земельного участка следует, что собственниками указанных нежилых помещений являются физические лица, а не кооператив. Договоры заключены в отношении недвижимого имущества, приобретенного этими лицами в 2015 году за счет собственных средств. Указанные помещения не предназначены для переработки мяса птицы, производства мясных полуфабрикатов и подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, площади являются торговыми, что вытекает из самих договоров аренды.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовыми актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку соглашение заключено между иными лицами (Минсельхозом и СПССК "Феникс"), вывод судов о том, что оно не может ограничить в правах третьих лиц - собственников недвижимого имущества, является правильным.
В силу вышеизложенного, довод Министерства о нарушении СПССК "Феникс" условий пункта 2.5.10 соглашения правомерно не принят судами.
Оснований для переоценки выводов судов у суда округа не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно приняли во внимание акт N 1-21/106 от 04.10.2019 Счетной палаты Оренбургской области в рамках контрольного мероприятия: "Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2017-2018 годах Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013-2020 годы", согласно которого нарушений относительно обоснованности получения и использования средств областного бюджета в виде гранта, со стороны СПССК "Феникс" не выявлено.
Судами обоснованно отмечено, что декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств - на развитие материально - технической базы в случае возврата гранта Министерству, достигнуты не будут, более того возврат предоставленного гранта может привести к неплатежеспособности ответчика и необходимости увольнения трудоустроенных работников, что влечет за собой негативные социально-экономические последствия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик произвел расходование выделенных ему денежных средств гранта по их целевому назначению, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), а потому оснований для возврата средств гранта не имеется.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, получили правовую оценку и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 по делу N А47-11679/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О которых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
...
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовыми актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2022 г. N Ф09-4535/22 по делу N А47-11679/2021