г. Челябинск |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А47-11679/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 по делу N А47-11679/2021.
В судебном заседании, организованном посредством видео-конференц-связи при участии Арбитражного суда Оренбургской области, принял участие представитель Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Коряк Светлана Владимировна (доверенность от 14.01.2022 сроком действия один год, диплом, паспорт).
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Феникс" (далее - СПССК "Феникс", ответчик) о взыскании средств гранта в размере 17 848 500 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2022 (резолютивная часть объявлена 18.01.2022) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2 л.д. 129-137).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ее податель настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении. Так, создание 23 постоянных рабочих мест осуществлено за пределами срока, установленного соглашением (представленная копия отчета СЗВ-М на 09.2021), что не может рассматриваться как исполнение условий соглашения. Поскольку реконструкция всего здания проводилась с использованием средств гранта апеллянт считает, что данное помещение должно быть оформлено в собственность кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что выделение из нежилого здания с кадастровым номером N 56:44:0245002:501 (площадью 1216,2 кв. м), производственного цеха площадью 182.2 кв. м (кадастровый номер N 56:44:0245002:1341) дата регистрации 26.10.2021) не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку на кадастровый учет данный цех поставлен после реализации проекта и сдачи отчета о расходовании средств грата и соответствующие изменения в план расходов не вносились. Кроме того в нарушение подпункта 2.3.9., подпункта 2.3.10. соглашения об использовании имущества, приобретаемого за счет средств гранта только в целях развития материально-технической базы, а так же не осуществлению в лечение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда СПССК "Феникс" передачи в аренду, пользование другим лицам, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта, члены СПССК "Феникс" передали часть имущества, приобретенного с использованием Средств гранта в аренду другим лицам (договоры аренды помещения с торговой сетью "Пятерочка" и др.).
До начала судебного заседания СПССК "Феникс" представил в арбитражный апелляционный суд возражения на апелляционную жалобу, в которых указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился.
С учетом мнения истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2018 году оказание государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы на территории Оренбургской области регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2015 N 974-п (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" (далее - Постановление N 974-п).
В рамках реализации Постановления N 974-п Министерством в 2018 году проведен конкурс по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов для предоставления грантов на развитие материально-технической базы.
По итогам конкурса одним из победителей признан СПССК "Феникс" (грантополучатель).
20.04.2018 между Министерством и СПССК "Феникс" заключено соглашение N 50-18/с о предоставлении гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - соглашение, т. 1, л.д. 18-26), по условиям которого Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - грант) в размере 17 848 500 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями порядке, установленном соглашением (пункт 1.1 соглашения).
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 106368 от 28.05.2018 (т. 1, л.д. 36).
В соответствии с планом расходов соглашения и внесенными изменениями в него дополнительными соглашениями N 2 от 25.09.2019, N 3 от 09.12.2019, N 4 от 26.02.2020 (т. 1, л.д. 37-70) с участием средств гранта предусмотрена: реконструкция производственного объекта по переработке мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (далее - производственный объект), а так же приобретение и монтаж оборудования и техники для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники производственных объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Вышеуказанные пункты плана расходов выполнены.
Подтверждающие документы предоставлены с отчетностью.
Подпунктом 2.3.6 соглашения о предоставлении гранта предусмотрена обязанность грантополучателя создать не менее 23 постоянных рабочих места в течении 18 месяцев с даты заключения соглашения.
Подпунктом 2.3.8 предусмотрено оформление в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов.
Согласно подпункту 2.3.9 ответчик должен использовать имущество, приобретаемое счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в целях развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Подпунктом 2.3.10 установлено, что СПССК не может осуществлять в течении 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.
В ходе проведенной проверки Министерством сделаны выводы о нарушении СПССК "Феникс" обязательств, предусмотренных соглашением N 50-18/с от 20.04.2018 (акт внеплановой выездной проверки от 23.04.2021, т. 1, л.д. 71, 72).
В нарушение подпункта 2.3.6 соглашения о создании в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения не менее 23 постоянных рабочих мест согласно бизнес-плану (проекту), предоставлены подтверждающие документы, а именно отчеты по форме СЗВ-М (по состоянию на 12.03.2020 - свидетельствующие о создании 10 рабочих мест, на 14.04.2020 - 14 рабочих мест, на 07.05.2020 - 17 рабочих мест).
В нарушение подпункта 2.3.8 соглашения об оформлении в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов, не предоставлены документы по оформлению в собственность СПССК "Феникс" производственного объекта, реконструируемого с использованием гранта.
В нарушение подпункта 2.3.9, подпункта 2.3.10 соглашения об использовании имущества, приобретаемого за счет средств гранта только в целях развития материально-технической базы СПССК "Феникс", а так же не осуществлению в течение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда СПССК "Феникс" передачи в аренду, пользование другим лицам, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта, члены СПССК "Феникс" передали часть имущества, приобретенного с использованием средств гранта в аренду другим лицам (договоры аренды помещения с торговой сетью "Пятерочка" и др.).
На основании подпунктов 2.2.2 и 2.3.13 соглашения при выявлении нарушений подпунктов 2.3.6, 2.3.9 СПССК "Феникс" обязан возвратить средства гранта в полном объеме.
В связи с вышеизложенным в адрес СПССК "Феникс" направлена претензия о возврате средств гранта от 26.07.2021 N 01-03-06/1321 (т. 1, л.д. 13-15).
СПССК "Феникс" направил в адрес министерства ответ на претензию вход. N 01/08 от 05.08.2021, в котором выразил несогласие с доводами, изложенными в уведомлении (т. 1, л.д. 16, 17).
До настоящего времени ответчик средства гранта не возвратил, что послужило основанием для направления Министерством настоящего искового заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), наличия оснований требовать от ответчика возврата средств субсидии.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Порядок предоставления грантов из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2015 N 974-п (действовал в период предоставления гранта).
В соответствии с Порядком предоставления грантов главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление грантов, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Пунктом 5 Порядка N 974-п было определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий:
а) реализация проекта по развитию материально-технической базы в соответствии с этапами и сроками, указанными в графике реализации проекта, составленном по форме согласно приложению N 1 к соглашению (далее - график) (по объективным причинам, не зависящим от сельскохозяйственного потребительского кооператива, допускается отклонение от графика, при этом изменения в графике согласуются с конкурсной комиссией);
б) использование гранта в соответствии с планом расходов по развитию материально-технической базы, составленному по форме согласно приложению N 2 к соглашению (далее - план расходов). В случае внесения изменений в план расходов изменения согласовываются с конкурсной комиссией (при этом не допускается, чтобы изменения привели к снижению мощности проекта). Приобретение имущества, оплата оказанных услуг (выполненных работ) по цене ниже установленной в плане расходов и/или в количестве большем, чем установлено в плане расходов, допускаются без согласования с конкурсной комиссией;
в) использование гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива;
г) включение в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;
д) оплата не менее 40 процентов стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, за счет собственных средств неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива;
е) обязательство сельскохозяйственного потребительского кооператива о создании новых постоянных рабочих мест после заключения соглашения;
ж) осуществление хозяйственной деятельности не менее 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива;
з) оформление в собственность сельскохозяйственного потребительского кооператива всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов;
и) использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в целях развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;
к) запрет в течение 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива на осуществление продажи, дарения, передачи в аренду, пользование другими лицами, обмен либо взнос в виде пая, вклад или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретаемого с использованием средств гранта;
л) обеспечение сельскохозяйственным потребительским кооперативом беспрепятственного доступа представителей министерства и органов государственного финансового контроля к имуществу, используемому в сельскохозяйственной деятельности, представление объяснений, отчетов и документов, касающихся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, включенным в план расходов и график, исполнение предписаний, вынесенных по результатам проверки;
м) порядок представления сельскохозяйственным потребительским кооперативом в министерство отчета об использовании гранта, составленного по форме согласно приложению N 3 к настоящему соглашению, в течение 5 лет с даты получения гранта;
н) запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления грантов иных операций, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление грантов указанным сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
о) согласие сельскохозяйственного потребительского кооператива на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения сельскохозяйственным потребительским кооперативом условий, целей и порядка предоставления гранта, а также обязательство обеспечения получения и последующего представления в министерство согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление министерством и органами государственного контроля обязательных проверок соблюдения такими лицами условий, целей и порядка предоставления гранта;
п) казначейское сопровождение гранта в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
р) открытие сельскохозяйственным потребительским кооперативом в территориальном органе Федерального казначейства счета неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива;
с) представление сельскохозяйственным потребительским кооперативом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления санкционирования его расходов документов, предусмотренных порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации;
т) представление по результатам своей деятельности ежегодно:
для сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего и (или) сельскохозяйственного сбытового кооператива - заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов;
для потребительского общества (союза) - заключения Оренбургского областного союза потребительских обществ;
у) приобретение у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива не менее 50 процентов общего объема сельскохозяйственной продукции для заготовки и (или) сортировки, и (или) убоя, и (или) первичной переработки, и (или) охлаждения;
ф) сохранение созданных новых постоянных рабочих мест сельскохозяйственным потребительским кооперативом в течение 5 лет с даты получения гранта;
х) обеспечение ежегодного увеличения объема реализованной сельскохозяйственной продукции на 10 процентов от уровня предыдущего года.
В соответствии с пунктом 12 Порядком предоставления грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (приложение N 1 к Постановлению N 974-п) в действовавшей на момент предоставления гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет при выявлении фактов нарушения условий, установленных:
подпунктами "а", "б", "д", "з", "к", "н" пункта 5 настоящего Порядка - в объеме средств, использованных сельскохозяйственным потребительским кооперативом с нарушением требований по обязательствам;
подпунктами "в", "е", "ж", "и" пункта 5 настоящего Порядка, - в полном объеме.
Согласно пункту 13 Порядка N 974-п при выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата гранта или его части, министерство в течение 10 календарных дней направляет председателю сельскохозяйственного потребительского кооператива письменное уведомление о возврате гранта или его части. Уведомление содержит основания возврата, реквизиты, необходимые для перечисления средств гранта или его части в областной бюджет, информацию о сумме средств, подлежащих возврату в бюджет.
Из материалов дела следует, что по итогам конкурса одним из победителей признан СПССК "Феникс" (грантополучатель) и 20.04.2018 между Министерством и СПССК "Феникс" заключено соглашение N 50-18/с о предоставлении гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - соглашение, т. 1, л.д. 18-26), по условиям которого Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на поддержку сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы (далее - грант) в размере 17 848 500 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями порядке, установленном соглашением (пункт 1.1 соглашения).
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 17 848 500 руб. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Минсельхоз в исковом заявлении не ссылался и суду первой инстанции не представлял доказательств того, что указанная сумма субсидии была получена СПССК "Феникс" незаконно, в отсутствие установленных Порядком N 974-п оснований или в нарушение данного Порядка.
В обоснование заявленного иска Минсельхоз указал на нарушение подпунктов 2.3.6, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10 соглашения о предоставлении гранта, согласно которым предусмотрена обязанность грантополучателя создать не менее 23 постоянных рабочих места в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения, а также предусмотрено оформление в свою собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов, использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в целях развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, а также запрет осуществлять в течении 5 лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.
Как указывает истец, соглашение с СПССК "Феникс" заключено 20.04.2018, рабочие места с учетом 18 месяцев должны быть созданы в срок до 20.10.2019, соответственно создание 23 постоянных рабочих места за пределами срока установленного соглашением (представленная копия отчета СЗВ-М на 09.2021) не может рассматриваться как исполнение условий соглашения.
Также истец указывает на то, что бизнес-планом (проектом) предусмотрена реконструкция здания по адресу: г. Оренбург, ул. Авиационная, д.3 которые включают в себя следующие виды работ: наружняя и внутренняя отделка, наружнее и внутреннее электроснабжение торгового павильона, канализация, хозяйственный и питьевой водопровод, внутренняя отделка и отопление, вентиляция. Реконструкция здания под помещение цехов (цех механической обвалки, цех приготовления фарша, цех приготовления теста, цех изготовления пельменей, цех производства колбас, цех упаковки и полуфабрикатов, цех отчистки картофеля и лука), торговый зал и помещения для персонала и администрации. Соответственно данное здание площадью 1216,2 кв.м рассматривалось как единый производственный объект по переработке мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Общая стоимость проекта по развитию материально-технической базы СПССК "Феникс" составляет согласно представленным документам 29 959 447,64 из них 17 848 500 средства гранта.
В связи с тем, что реконструкция всего здания проводилась с использованием средств гранта считает, что данное помещение должно быть оформлено в собственность кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец считает, что выделение из нежилого здания с кадастровым номером N 56:44:0245002:591 (площадью 1216,2 кв. м) производственного цеха площадью 182,2 кв. м (кадастровый номер N 56:44:0245002:1341 дата регистрации 26.10.2021) не имеет значения при рассмотрении данного дела потому что на кадастровый учет данный цех поставлен после реализации проекта и сдачи отчета о расходовании средств гранта и соответствующие изменения в план расходов не вносились.
На момент предоставления гранта в заявке и документах данный обособленный объект не предусмотрен.
В связи с вышеизложенным истец полагает, что реконструируемое помещение попадает под категорию имущества, приобретаемого за счет грантовых средств, и, соответственно, не может быть передано в аренду третьим лицам.
По мнению истца, невыполнение подпунктов 2.3.6, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
Однако суд первой инстанции верно установил, что условие пункта 2.3.6 соглашения грантополучателем выполнено.
Так, согласно пункту 2.3.6 соглашения у СПССК "Феникс" существует обязанность создать в течение 18 месяцев с даты заключения соглашения не менее 23 постоянных рабочих мест согласно бизнес-плану (проекту), из расчета не менее 1 нового постоянного рабочего места на каждые 3 000 000 руб. гранта, но не менее 1 рабочего места на один грант.
Таким образом, исходя из суммы гранта 17 848 500 руб. у СПССК "Феникс" существует обязанность создать 6 рабочих мест (с учетом округления).
Кроме того, согласно отчетности СЗВ-М в кооперативе по состоянию на сентябрь 2021 года создано 23 постоянных рабочих места (с учетом председателя).
Судом первой инстанции также был правомерно отклонен довод истца о неисполнении пункта 2.3.8 соглашения о передаче в собственность всего имущества, приобретаемого с использованием гранта в соответствии с планом расходов.
Так, под имуществом, приобретаемым с использованием гранта, Министерство подразумевает исключительно производственный объект, реконструируемый с использованием гранта.
Графиком реализации проекта (приложение N 1 к соглашению) и планом расходов по развитию материально-технической базы СПССК "Феникс" (приложение N 2 к соглашению) (оба приложения в редакции дополнительного соглашения N 4 от 26.02.2020 к соглашению) предусмотрено:
- реконструкция производственного объекта по переработке мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- приобретение, монтаж оборудования и техники для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники для производства объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Иными словами, из указанных приложений следует вывод о том, что имуществом, приобретаемым за счет средств гранта является оборудование и техника для переработки мяса птицы, производству мясных полуфабрикатов согласно перечню оборудования и техники для производства объектов и перечню специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Протоколом N 1 от 28.11.2019 общего собрания членов СПССК "Феникс" оборудование, приобретенное за счет средств гранта было внесено в неделимый фонд кооператива.
Производственное помещение, реконструируемое за счет средств гранта, приобретено физическими лицами - членами СПССК "Феникс" в 2015 году по инвестиционному договору на строительство нежилого здания от 04.12.2015 за счет собственных средств инвесторов.
Более того, согласно данным отчета независимого оценщика ООО "ОренЛайт" от 21.09.2021 - стоимость нежилого здания площадью 16,2 кв. м (кадастровый номер 56:44:0245002:591), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Авиационная, д. 3, составляет 98 684 000 руб.
На реконструкцию нежилого помещения - производственный цех (кадастровый номер 56:44:0245002:1341) площадью 182,4 кв. м потрачено 14 799 330 руб.
Соглашение не содержит какого-либо условия о приобретении в собственность конструируемого нежилого помещения, поскольку оно не приобреталось за счет средств гранта.
При этом необходимо применять положения статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о буквальном толковании условий договора.
Тем не менее, протоколом N 2 от 23.01.2020 общего собрания членов СПССК "Феникс" в неделимый фонд кооператива было внесено нежилое помещение площадью 280 кв. м, предназначенное для переработки мяса птицы, производства мясных полуфабрикатов и подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки.
Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О которых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, отсутствие регистрации права при возможности осуществления такой регистрации не по вине стороны, не может ставиться сомнение при наличии иных доказательств, подтверждающих намерение сторон.
В силу вышеизложенного, довод истца о неисполнении СПССК "Феникс" пункта 2.3.8 соглашения правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку опровергается доказательствами по делу.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции относительно несостоятельности довода истца о неисполнении пункта 2.3.10 соглашения о недопустимости со стороны СПССК "Феникс" отчуждать каким-либо образом, имущество, приобретаемое с использованием средств гранта.
Так, Министерством в материалы дела представлены договоры аренды помещений и земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, собственниками указанных нежилых помещений являются физические лица, а не СПССК "Феникс". Договоры заключены в отношении недвижимого имущества, приобретенного этими лицами в 2015 году за счет собственных средств. Указанные помещения не предназначены для переработки мяса птицы, производства мясных полуфабрикатов и подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, площади являются торговыми, что вытекает из самих договоров аренды.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовыми актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Учитывая, что соглашение заключено между иными лицами (Минсельхозом и СПССК "Феникс"), следовательно оно не может ограничить в правах третьих лиц - собственников недвижимого имущества.
В силу вышеизложенного, довод Министерства о нарушении СПССК "Феникс" условий пункта 2.5.10 соглашения правомерно не принят судом первой инстанции.
Указанные выводы суда первой инстанции апеллянтом не опровергнуты.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, судом первой инстанции верно принято во внимание акт N 1-21/106 от 04.10.2019 Счетной палаты Оренбургской области в рамках контрольного мероприятия: "Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2017-2018 годах Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013-2020 годы", согласно которого нарушений относительно обоснованности получения и использования средств областного бюджета в виде гранта, со стороны СПССК "Феникс" не выявлено.
Приведенные ответчиком доводы и толкование норм закона находят отражение в сложившейся судебной практике по аналогичным делам, в том числе, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2019 по делу N А64-9186/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2016 N Ф09-7148/16 по делу N А47-10515/2015, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.01.2018 N Ф09-7538/17 по делу N А07- 3627/2017 и др.
Суд обосновано отметил, что декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств - на развитие материально - технической базы в случае возврата гранта Министерству, достигнуты не будут, более того возврат предоставленного гранта может привести к неплатежеспособности ответчика и необходимости увольнения трудоустроенных работников, что влечет за собой негативные социально-экономические последствия
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), наличия оснований требовать от ответчика возврата средств субсидии.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли ли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным апеллянтом доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 по делу N А47-11679/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11679/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Феникс"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд